misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 1374 гостя

Поколение трусливых временщиков

с нами с 10 сентября 2015

Сейчас я нахожусь в поездке по Турции. С тех пор, как в один ужасный день всё в мире так обострилось, прошло совсем немного времени и ко мне неожиданно пришло осознание того, что я оказалась в этой стране именно в это время неспроста. Возможно, я переоцениваю свою значимость в истории человечества. Скорее всего, так и есть. Но мне вдруг захотелось показать эту страну тем, кому интересно взглянуть на неё не через объективы корреспондентов различных телеканалов и заметки в печатных СМИ.

Я арендовала автомобиль, прихватила тёплые вещи и, не имея карты и плана отправилась в путь, на юг Турции, в сторону границы с Сирией. Я выехала в понедельник вечером, нахожусь в пути пятый день. Освоив чудесную программку, которая называется «Periscope»,  я делаю короткие репортажи в прямом эфире из тех мест и городов, куда меня заносит. Я продвигаюсь медленно, делаю много остановок, стараюсь разглядеть как можно пристальнее эту страну. Я избегаю посещений популярных среди туристов мест, не стремлюсь увидеть исторические достопримечательности, я погружаюсь в нетуристическую Турцию. Останавливаюсь там, где никогда не оказалась бы, будучи просто туристом.

Всех, кому это интересно, я приглашаю попутешествовать со мной, пусть виртуально увидеть то, что вижу я. Найдите меня в «Periscope». Я с удовольствием поделюсь с вами своими открытиями.

Многие спрашивают меня о том, для чего я это делаю. Мой ответ один – затем, чтобы показать людям, которым это интересно, настоящую Турцию. Оказалось, что прожив здесь  почти шесть лет, я совершенно ничего не знаю о ней. Я не ставила себе задачи пополнить свой багаж академических знаний. Я хочу её понять, увидеть, вникнуть в неё до той степени, до которой она мне позволит это сделать.

Так ведь и с людьми. Мы можем лишь догадываться о том,  до какой глубины откроет нам свою душу человек.  И откроет ли вообще?

Сейчас я нахожусь в где-то в Адане, пишу эту статью и размышляю. Как женщина я немного побаиваюсь неизвестности. Как человек я впечатлена красотами, открывающимися моему взору, как экономист я анализирую. Как личность, увлекающаяся эзотерикой,  я знаю, что в этом мире ничто не происходит случайно, а это значит, что я должна была оказаться здесь, в этом, как мне сейчас кажется,  затерянном, мире.

Есть такой закон Мирозданья, который называется «законом идентичности». Он гласит о том, что Бог, Вселенная посылает нескольких людей с одной и той же миссией одновременно в надежде на то, что хотя бы один из посланных справится с ней.   И ощущение дежавю приходит именно потому, что в какой-то из жизней у нас уже было это задание, но мы с ним не справились, а потому в этой своей новой жизни мы должны его выполнить.

Засада в том, что мы не знаем того, что это за миссия? Приходя в этот мир с определенной задачей мы должны для начала понять, в чём она состоит.  Однако  далеко не все мы успеваем за время своей жизни понять, для чего родились, в чем наше предназначение. Это, конечно, не означает того, что нам нужно непременно спасать мир, писать шедевральные картины или романы. Построить гармоничную семью, вырастить хороших людей, прожить свою жизнь в любви, научиться чему-то новому – это миссии не менее важные для Вселенной.  

Так вот, когда ехала по горным дорогам, над обрывами и между скал была в постоянном ощущении дежавю. И думала, может быть, в этой жизни справлюсь?

И чем дальше я уезжаю от своего дома, тем больше думаю о разрухе, о булгаковской разрухе в головах. Возможно, это связано с тем, что здесь, в Турции я этой самой разрухи я не наблюдаю?

Я проезжаю по Турции и останавливаюсь там, где мне хочется, говорю с совершенно незнакомыми людьми и через призму своих впечатлений оцениваю то, что успела узнать и увидеть за все годы своей жизни.

Знаете, что я вам скажу, друзья мои. Мы очень злые люди. Все мы, кто родились и выросли в странах постсоветского пространства. В нас нет настоящей доброты, такой, которая шла бы от сердца. Это происходит, на мой взгляд, от того, что мы выросли в условиях диктатуры, в атмосфере страха.

Это понимание пришло ко мне во время моих спонтанных остановок в каких-то удаленных от больших городов и от туристов горных посёлках Турции, где-то над неизвестным мне ранее городком с названием Эрдэмли.

Находясь здесь, я волей-неволей сравниваю, сопоставляю. Есть большая разница между тем как у нас и как у них. Не стану углубляться в сравнительный анализ, не хочу, потому что турки ушли от нас на 100 шагов вперед, хотя бы потому, что они построили прекрасные дороги. Именно транспортная инфраструктура позволила им выстроить столь крепкую экономику. Это без преувеличения кровеносные сосуды любой страны. Уже на них базируется система всех торговых взаимоотношений не только внутри Турции, она позволила им гармонично вписаться в мировую систему.

Повсюду, особенно здесь на юге, курсируют большегрузные автомобили, которые везут фрукты, овощи, текстиль, гранит и мрамор из одного района страны в другой, из Турции в другие страны.

При этом здесь нет сложной системы посредников, всё закупается напрямую у производителей.  Я познакомилась тут с человеком, который выращивает бананы. Здесь, на юге Турции, растут бананы. Он очень доволен качеством своей жизни и сказал следующее: «Благодаря своему бизнесу, я купил себе машину, еще несколько участков земли. У меня хороший бизнес!» При этом он – обычный крестьянин, который трудится на своей земле. Вот! Частная собственность на землю! Еще один, вкупе с транспортной инфраструктурой, ключевой момент.

О дураках и дорогах много сказано и тут я ничего нового не открыла для себя и не открою для вас. А вот частная собственность область куда более интересная и куда менее исследованная мной.  

В коллективном бессознательном нашего народа нет информации о той свободе, которую даёт человеку право собственности на что бы то ни было. Не сложились в нашем сознании такие архетипы.  «Нам нечего терять кроме своих цепей!»- эта парадигма Октябрьской революции является отражением ментальности целых поколений униженных и оскорбленных, в ней вся кровь и весь пот наших праотцов. История современного Казахстана тесно переплетена с историей России. Так случилось, что вместе со всеми «строителями коммунизма» наши прадеды вступили в эту борьбу за права пролетариата.

По большому счету, у нас не было времени на эволюционный рост. Мы, как барышни на первом балу, не успевали менять свои наряды. Не успевали перестроить свое сознание. Мы же, в общем-то, люди неторопливые, наши предки часами пили чай,  вели  размеренную жизнь, неспешно беседовали о том, о сём, договаривались о летовках и зимовках, сватали детей. И тут на тебе! Нагрянула «шайтан машина», раскулачили, отобрали юрты и стада, оторвали от родной земли и  «Алга!» в светлое будущее сразу. Так прямо к строительству коммунизма и приступили.

Нас, как бричку, прицепили к резвому скакуну под названием «СССР» и мы понеслись. Мы не успевали ментально переварить, осознать всего того, что происходило в эти годы. Наше сознание не успевало за ходом нашей истории. Только что мы спокойно пасли овец на джайляу, как   нагрянула индустриализация и коллективизация всей страны. Вроде бы только-только, запыхавшись, догнали эту диковину, приняли её в свою жизнь, как война: «Все для фронта! Все для Победы!»  Едва успели оплакать родных, перевести дух,  зажить по-людски, обрасти каким-никаким жирком, тут и перестройка подоспела, а затем и независимость.

Наше коллективное бессознательное не успело за всем, что произошло с нами за эти годы. У него не было шанса. Если дать полуторагодовалому малышу какой-нибудь трансформер, он его попробует на зуб, постучит им о какую-нибудь поверхность и обязательно сломает. Как мне кажется,  мы и есть этот самый малыш, получивший слишком взрослую игрушку.

Именно потому, что ментально мы остались детьми, мы так обидчивы и наивны, и так плохо воспринимаем критику. Мы заносчивы и часто не способны отличить хорошего от плохого, мы увлекаемся, мы завистливы и нетерпимы к чужим успехам, мы безудержны в своих восторгах и безжалостны в своей ненависти. Не научившись толком читать, мы бросаемся толковать  книги.

Колесница прогресса унесла нас, казахов, слишком лихо от нашей налаженной кочевой жизни в индустриальный век. Это произошло не только с казахами. Советская власть была жестока. Мне кажется, нам не дали дорасти до понимания того, что с нами произошло. Ленин сделал ставку на кощунственный разрыв между богатыми и бедными. Революция была построена на классовой ненависти, а ненависть зародилась из страха. Из того страха, о котором я писала вначале статьи. И именно поэтому я боюсь того расслоения общества, которое наблюдается сейчас.

Вообще, история Руси, потом Российской империи – это сплошное кровопролитье. И это – полное отсутствие уважения к человеку, к личности. Если вдуматься, разве мы когда-то было свободными? Разве когда-нибудь мы жили без страха?

Это – наш общий недуг. Судите сами. Бесправные люди не могут быть счастливыми априори, потому что они не могут быть свободными. Наши предки из поколения в поколение кому-то принадлежали. Будь-то добрый барин, который все рассудит, будь то бай, бий или хан. Ведь то, о чем мы пишем, говоря о силе казахских родов, ни что иное, как рабство. Ведь, по сути, что такое рабство – это когда у тебя отняли или тебе не дали права решать того, как ты будешь жить. Куда двинешься, где поставишь свою юрту. В казахской степи всё было подчинено строгой иерархии и иерархия эта строилась именно из того, кто в каком родстве находится с баем и кто сколько имеет овец в своей отаре. К слову, количество овец в отаре также зависело от степени твоего родства с баем. Разве сейчас что-то изменилось?

Конечно, такой образ жизни помогал нам выживать, жизнь наших предков была полна угроз.

Поправьте меня, знатоки казахской истории, если я неправа. Однако моя неправота строится на моей невежественности, которая, в свою очередь является результатом несвободы. Несвободы  старшего поколения казахов, которые когда-то отдали часть исконных казахских земель взамен на защиту Российской империи, а потом 70 лет трусливо оглядывались на Москву. Именно поэтому учебники Истории Казахской ССР были в разы тоньше учебников Истории Советского Союза.  Я и мое поколение – продукт трусости наших общих предков. Сначала они никак не могли объединиться и встать на защиту своих земель, а потом отдали будущие поколение во власть Российской Короны.

Мой взгляд очень категоричен и однобок, я не спорю. Но почему он не имеет права на существование? Я не обвиняю, я анализирую. История такая штука, в ней уже ничего не изменишь. К тому же история, как всем известно, не имеет сослагательного наклонения.

Безусловно, есть люди прогрессивные, те, кто изучал историю нашей страны не только по школьным учебникам. Однако, их единицы. Тех, кто по-настоящему интересовался историей, кто читал Гумилева, к примеру. Даже сейчас, когда мы почти 25 лет как независимы, трудно найти качественную, а главное, доступно написанную книгу по истории казахского народа на русском языке. Не уверена, что на казахском языке такие книги существуют, а если они существуют, то где они? Подарите мне такую книгу по истории Казахстана, которую мне не захотелось бы отбросить за неинтересностью.

Почему так? Потому что, будучи не способны на что либо другое, мы несем в своём подсознании привычную схему и наши компетентные органы отдают «победу» в тендерах не тем, кто написал интересную книгу, а тем, чья юрта стоит поближе к ханской. В результате Сергей Лукьяненко живет  в России, а Тимур Бекмамбетов снимает вои фильмы уже в Америке.

И все наши «журттан уят болады» - это ничто иное, как результат нашего ментального рабства, нашей недорощенности. Мы, фонвизинские недоросли,  своеобразные «Митрофанушки» мировой истории. Мы даже думать боимся, не то, что совершать поступки.

У нас с россиянами много лет общей истории и потому проблемы одни и те же.  Моя женге, бывшая жена моего дяди, вот уже двадцать лет живет в Москве. Она родом из российской провинции и все эти двадцать лет изо всех сил делает всё для того, чтобы соответствовать каким-то стандартам. У нее была «хорошая» работа, что-то связанное с коммунальным хозяйством.  Накопила прилично и могла бы купить красивую квартиру с видом на море где-нибудь в Испании или в Турции, но купила участок земли в Подмосковье и корячится, строит там дачу. Реализует совковую мечту – квартира, машина, дача. Наше общее рабство, зависимость от чужого мнения, заставило её сделать безумно дорогой ремонт в малюсенькой квартирке на первом этаже обычной московской панели, купить дорогущий автомобиль и три часа ездить на работу  в пробках. Когда спрашиваю её, зачем каждый день 4-6 часов терять только на дорогу – это же безумие какое-то? Она отвечает: «Я же не быдло, чтобы ездить в метро!» Таким же растет мой младший брат, её сын.

У нас, людей из «совка» никогда не было этой внутренней свободы. Откуда бы она взялась? Из всей казахской литературы я, к моему стыду, читала лишь «Школу жизни» Сабита Муканова. Тяжелое произведение. Назовите мне хотя бы одно произведение, в котором бы описывалась счастливая жизнь наших людей? И не только в казахской литературе.

Я окончила русскую школу и выросла на произведениях русских поэтов и прозаиков.  «Путь Абая» мы изучали всего на двух уроках казахской литературы, а «Войну и Мир» целую четверть, если мне не изменяет память, и о первом бале Наташи Ростовой я знаю гораздо больше, чем о жизни великого казахского поэта и просветителя.  До сих пор я могу процитировать некрасовские «Размышления у парадного подъезда».  Тогда  получила целых две пятерки, потому что в отличие от одноклассников выучила не только обязательный  для всех отрывок, который мои сверстники наверняка хотя бы смутно помнят. Ну как забыть эти душераздирающие строки: «Волга, Волга, весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнена наша земля!»

Я выучила тогда всю поэму, и она, друзья мои, очень глубокая. Некрасов тогда уже писал о рабстве. И Чехов в своих, много кому известных строках о выдавливании из себя раба, писал тоже о внутренней свободе.

Сколько лет прошло, а мы всё не меняемся. Более того,  наше рабство принимает весьма изощрённые формы. Страх оказаться хуже других заставляет нас всячески изворачиваться, чтобы не отстать от соседа. Страх потерять свой портфель, толкает на подлые поступки. Страх не выйти замуж заставляет девушек и женщин выходить замуж без любви, и он же потом трансформируется в ненависть. Ведь ненависть это результат неудовлетворенности и не только и не столько физической.  Хотя, много ли наши женщины в большинстве своем знают о сексуальном удовольствии? Мало что, согласитесь. Мы слишком зажатые и скованные.

Страх быть осмеянными заставляет мужчин скрывать свои эмоции, лишает их возможности излить свои сердечные переживания слезами и тем самым облегчить свою душу. Страх оказаться слабым, беспомощным, не соответствовать ожиданиям родителей и женщин загоняет наших мужчин в могилу раньше срока.  Мужчины, которые могли бы стать чьими-то мужьями и отцами, гибнут в глупых драках и поножовщине. Это ведь страх подгоняет их, страх показаться трусом.

Страх не влезть в современные стандарты красоты, когда изможденные голодом девушки, рискуя «схлопотать» анорекцию  или булимию отказывают своему организму в необходимых для его нормальной жизнедеятельности продуктах, делает их слабыми и неспособными производить на свет здоровое потомство.

Я нередко слышу и сама уже ловлю себя на мыслях типа: «Современная молодежь очень слабая». Недоедает молодежь, она на вечных каких-то диетах. А как им не стремиться к соответствию модным стандартам, если с каждой обложки глянцевых журналов на них глядят «успешные» красавицы? Я всегда носила 48 размер и когда приходила в магазины нередко слышала такое: «Таких больших размеров у нас нет!» С каких пор 48 размер стал считаться большим? С тех пор как нашими кумирами стали худосочные модели с парижских подиумов.

А мужчины, которые кинулись качать мышцы, стремясь к «квадратикам» на животе? Это что? Конечно же, это страх. Страх не понравится истощенным девицам. И кого произведут на свет эти «парочки», один из которых на анаболиках, другая  из-за своей узкобёдрости никогда не сможет нормально родить ребенка, да и выносить здоровое потомство тоже не сможет.

Всё какой-то сплошной круговорот страха. Складывается такое ощущение, что где-то там наверху кому-то очень надо усложнить наш путь к внутренней свободе. И он посылает нам эти искушения и усугубляет ситуацию. Это очень жёсткий отбор. Это - отбор достойных для дальнейшего путешествия душ. А иногда я думаю, возможно, всё проще? И это просто такой способ  извести глупых особей?

Еще Гоголь писал: «Воистину, если Бог захочет наказать, отнимет прежде разум!»

Я сейчас вспоминаю свою жизнь и понимаю, что ни один из дней своей жизни, которая казалась многим успешной, я не была свободна.

Я совершала многие свои поступки, в том числе и хорошие, на автомате. Не задумываясь. Сейчас, когда прошло время, я понимаю, что нельзя было так поступать. Нельзя было помогать своей подруге сделать аборт на шестом месяце беременности. Сама того не осознавая, я помогла убить ещё не родившегося человека. Наверное, всеми своими бедами, я рассчитываюсь за этот свой поступок.  В тот день, когда моя подруга пришла и выдвинула мне ультиматум: «Если ты не поможешь, я наложу на себя руки»,-  не нужно было делать этого, не нужно было идти у неё на поводу. Когда уже на следующий день в больнице, бледная, с трясущимися губами, она сказала мне: «Я хочу оставить ребёнка», я поняла, что совершила ошибку из категории кармических. Более того, я втянула в это и других людей, врачей.

Когда мы думаем, что Бог несправедлив и мир несправедлив, мы не задумываемся о том, что все сваливающиеся на наши головы неприятности, мы  заслужили сами. Своими поступками.

И, слава Богу, сейчас ритм Вселенной настолько ускорился, что мы получили возможность исправить свои ошибки уже в этой жизни, а не тащить их за собой в виде всем уже известной «кармы».

В том, что я сделала, не было злого умысла, был страх. Страх оказаться плохой подругой.

Сижу в лобби отеля города Аданы, куда приехала накануне вечером и пишу эту статью. Где-то кричит азан муэдзин. Рядом мужчина читает газету, покашливает и посматривает периодически в мою сторону, а мне всё равно. Уже, наконец, все равно. Я уже не боюсь. Я уже не боюсь даже смерти, поскольку открыла для себя эту истину: наша жизнь, это не отмерянные нам годы, это лишь этап, один из этапов развития нашей души. Это – очередной класс и мы здесь готовимся к вселенскому зачету. Сдадим зачёт – пойдем дальше, не сдадим, вернемся на этот свет второгодниками. И будем учиться в этом классе до тех пор, пока не усвоим всю «школьную» программы.  Именно поняв это, я перестала бояться смерти. Мне многие сейчас пишут, называют меня смелой. Это смелость познавшего человека.

Мой бывший муж россиянин с украинскими корнями, и когда случилось обострение отношений между Украиной и Россией мы начали ссориться. Я была и остаюсь на стороне Украины просто потому, что считаю – каждое государство, как и каждый человек вправе выбирать свой путь самостоятельно.  Именно к этой свободе сейчас идет Украина.

Мой муж так не считал. Он говорил всегда о величии России. Такой же спор у меня возник со знакомыми из Санкт-Петербурга. Когда они сказали: «Россия – великая страна», я стала спорить с этим. 

Я – не шовинист и среди моих друзей казахов меньше всего. Я признаю, что  Россия – это великие поэты, писатели, художники и музыканты. Я ни в коем случае нее умаляю достоинств этой страны, однако я считаю, что величие любой страны измеряется количеством её граждан, которые могут назвать себя счастливыми.

Историю России я знаю не в пример лучше истории Казахстана. Да, эти знания основаны не на учебниках. Петровский период я знаю из романа «Петр Первый»  Алексея Толстого, который перечитала, пожалуй, раз двадцать пять. Согласна, это в большой степени беллетристика, но Толстой вписал в этот роман все петровские реформы.

Послепетровское время я узнавала через романы Пикуля.

История Советского союза – это Островский и «Как закалялась сталь», это шолоховская «Поднятая Целина», это его же «Тихий Дон». Но это и Булгаков, это и наш современник Дмитрий Быков.

Судя по тому, о чём прочла и в большой степени исходя из того, что наблюдаю сейчас, скажу, мы – поколение воспитанное рабами и потому априори не могли быть другими.

Сейчас все больше людей ностальгируют по советскому времени. И меня очень пугает тот факт, что всё чаще звучит фамилия «Сталин». Вот, дескать, Сталина на нас нет. Боже упаси от диктатора такого масштаба! На мой взгляд, вся история советского союза - это сплошной геноцид. Мне думается, что геноцид не только и не столько в физической расправе, он ещё и в отсутствии внутренней свободы, в отсутствии свободы выбора.

Пришедшее от наших пращуров  перекладывание ответственности за свою жизнь и безопасность на тех, кто старший в клане трансформировалось в сознании наших родителей в отсутствие выбора товаров на полках советских магазинов. А это «наследство» пришло в нашу жизнь незнанием истории своего народа и вылилось, в свою очередь, в неспособность нашей молодежи отличить хорошее от плохого, в отсутствии стержня, убеждений, принципов.

Этот же страх, на мой взгляд, есть причина того, что каждый, кто мало-мальски закрепился на какой-нибудь вершиночке социальной иерархии так стремится поскорее и пополнее набить свои карманы. Им руководит страх быть свергнутым, изгнанным. В нашем сознании никогда не было ничего, что принадлежало бы нам единолично и передавалось бы от одного поколения к другому.

Чингизхан в своё время обездолил и поработил полмира и им руководил, на мой взгляд, именно страх. Страх канги, которую после смерти его отца, Есугея, надели на его шею кровные родичи. 

Страх голода, который испытала моя бабушка в 30-е заставлял её все время делать накопления, и она всегда считала, что худой быть плохо, говорила: «Если хорошо живешь, должен быть упитанным».

Согласна, я очень неосторожна в своих высказываниях и любой «нацпат», прочтя эти строки, возжелает разорвать меня на части где-нибудь в темном переулке. Однако я рассчитываю на людей думающих и, слава богу, они у нас есть. Я устала от рабства. Я отвыкла от него. Я больше не хочу этого.

Я живу в стране, где люди пусть не до конца, но более свободны. Именно эта свобода и лучится в их глазах добром. Здесь в Турции, когда умирает кто-то, наследников ждут 100 лет! Я видела много заброшенных домов здесь, в сельской местности, которые дожидаются своих наследников. И никому не приходит в голову посягнуть на это имущество.

Успеть хапнуть побольше и убежать подальше – вот наша парадигма, вот наша  генеральная мысль. Есть редкие и счастливые исключения. Но их очень мало. В основном мы – серая масса рабов, которые не могли вырасти другими.

Но вырастить своих детей свободными – наша задача. А для этого мы должны меняться сами. В нашей воле перестать ходить на нелюбимую работу, перестать заискивать с начальниками, перестать плохо думать о людях, перестать повторять то, что делают другие, перестать бояться своих желаний.

Странно то, что нас уже давно никто не вызовет на партсобрание за связь на стороне, но мы не перестали бояться осуждения и продолжаем жить и стареть рядом с нелюбимыми людьми, бегая периодически «налево».

Нас давно никто не осудит на то, что мы не ходим на работу каждый день, но мы продолжаем держаться за то, что приносит нам только деньги и не приносит никакого удовольствия. Интеллектуальные удовольствия нам, по большому счету, вообще неведомы.

Инерция несвободы нашего общества настолько велика, что сейчас, даже осознавая и понимая многие вещи, мы вынуждены продолжать работать на нелюбимой работе. Это происходит потому, что наши власти, будучи таким же продуктом своего времени, создали условия, когда индивидуальности очень трудно проявить себя, придать прикладной характер своему творчеству, будь то творчество интеллектуальное или рукотворное.

Стадом безвольных рабов управлять всегда легче. Их куда не гони, они безропотно пойдут. Знаете, именно за это европейские державы ценили русского солдата. За то, что шёл на смерть смело, перекрестясь, вручал свою судьбу на волю Бога. Мы никогда не умели ценить свою жизнь. Нас этому не научили.

Мы так часто говорим, что от нас ничего не зависит, что сами поверили в это. Всё время вспоминаю  советский мультфильм и слова, которые Маугли сказал Шерхану:  «Ты так часто твердил мне, что я человек, наконец, я и сам поверил в это!»

Страшно то, что основа любого цивилизованного общества – средний класс, так называемые «буржуа» до сих пор остались в нашем сознании «буржуями», которых расстреливали, ссылали, лишали всего, что было заработано. По-видимому, именно тогда и был обесценен честный труд. И тогда понятие преемственности было вычеркнуто из нашего сознания. Да, собственно говоря, его на мой взгляд, никогда и не было толком.

В нас нет смелости иметь своё мнение.  Страх совершить ошибку лишает нас энергии, отнимает силы, не позволяет сделать даже малюсенького шажка к своей мечте. Да что там, он мешает нам даже мечтать в полную силу! Мы свои мечты формулируем сплошь глаголами, а если хватает ума на прилагательные, то они все сплошь меркантильны.

Поэтому наши женщины лезут в море в серьгах с бриллиантами и подметают пол в грязном московском метро подолами норковых шуб. «День орлами, месяц воробьями!»

Меня часто спрашивают о том, что я ищу в своём путешествии по Турции. Наверное, я ищу примеры того, как люди, более свободные, чем мы, могут строить свою жизнь, свою страну. И нахожу. Турки, конечно, не французы, они не гибли на баррикадах, не отстаивали такими жертвами свою республику, но они гораздо более свободны, чем мы.

Я отправилась в этот путь для того, чтобы победить свои собственные страхи. Я – дочь своего народа и мало чем отличаюсь от среднестатистического казахстанца.  Сейчас я периодически ловлю себя на том, что в моём «солнечном сплетении» что-то сжимается. Так проявляет себя мой страх, страх, который я впитала с молоком своей матери. И продвигаясь всё дальше и дальше вглубь этой страны, я расстаюсь со многими ненужными свободному человеку вещами.

И ещё в этом путешествии ко мне приходит уверенность в том, что всё поправимо. Мы не безнадёжны и этот факт меня очень радует.

Я уверена, мы можем перестать быть поколением трусливых временщиков.  Для этого нам нужно, как минимум, научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя. Мы должны отменить крепостное право в своих головах.

«Просто быть в “Звёздных войнах” — уже счастье»: Райан Джонсон об эпизоде VIII
14 декабря 2017
GONZO
просмотров: 45
Дроиды, капюшон Люка Скайуокера, феминизм и Михаил Калатозов — накануне голливудской премьеры «Последних джедаев»
Как китайцы построили железную дорогу в Тибет
14 декабря 2017
GONZO
просмотров: 2354
Всего за пять лет и три с половиной миллиарда долларов в Китае построили магистраль длиной в 1150 километров, соединившую «Крышу мира» с основной территорией страны.     Еще в начале 1920-х революционер Сунь Ятсен в своем программном «Плане реконструкции Китая» предложил построить в стране около 100 000 километров новых железных дорог, в числе которых были и линии на Тибетском нагорье. По объективным причинам к идее «отца нации» смогли вернуться только в 1950-е годы при председателе Мао. Проект железной дороги в столицу Тибета Лхасу был утвержден к 1960 году, однако ее строительство было заморожено почти на полтора десятилетия — Китай с трудом пожинал плоды «Большого скачка». Только в 1974 году возведение первого участка будущей магистрали, от столицы провинции Цинхай города Синин к Голмуду уже на Тибетском нагорье, возобновилось. 814 километров железной дороги силами армии и заключенных построили за пять лет, к 1979 году, но пассажирское движение открылось здесь только в 1984-м.     Работа над вторым, высокогорным, участком до Лхасы была связана с инженерными задачами особой сложности: строителям предстояло трудиться в условиях вечной мерзлоты, недостатка кислорода и к тому же уникальной тибетской экосистемы, сохранение которой было объявлено китайской партией и правительством вопросом первостепенной важности.   Только в начале XXI века страна достигла уровня технологической готовности, позволившего приступить к реализации масштабного инфраструктурного проекта. Более того, возведение железной дороги до Лхасы стало ключевым этапом программы развития Западного Китая, целью которой является ликвидация диспропорции в развитии восточных и западных регионов страны. Еще одной важной, а возможно и основной, задачей правительства КНР было укрепление связей именно Тибетской автономии, контроль над которой был вновь установлен лишь в 1950 году, с основной китайской территорией.   Согласно проекту, утвержденному в 2000 году председателем КНР Цзян Цзэминем, общая протяженность новой железной дороги должна была составить 1142 километра. На этом участке было организовано 45 станций, 38 из которых были автоматическими, без обслуживающего персонала. Тибетская магистраль от Голмуда поднималась с высоты 2800 метров над уровнем моря до перевала Танг-Ла (5072 метра) и затем вновь спускалась к Лхасе (3642 метра).   Вокзал Голмуда. Конечный терминал в Лхасе.   Около 80% всего нового участка (960 километров) проходило по труднопроходимым высокогорным районам на высоте свыше 4000 метров над уровнем моря, из них около 550 километров располагалось в зоне вечной мерзлоты.     Строительство железной дороги там представляло серьезную инженерную проблему. Дело в том, что верхний слой вечной мерзлоты имеет свойство в краткий летний период оттаивать, порой превращаясь в труднопроходимое болото. В этой связи реальную угрозу представляли подвижки почвы, что могло привести к деформации и разрушению пути. Для того чтобы ликвидировать такой риск, проектировщики Цинхай-Тибетской дороги разработали специальную схему ее устройства, фактически изолирующую какое-либо влияние магистрали на окружающую среду и наоборот. Рельсы укладывались на специальную насыпь из булыжников, засыпанных песчаным слоем. В поперечной проекции насыпь перфорировалась сквозной сетью труб для обеспечения лучшей ее вентиляции, а ее склоны закрывались специальными металлическими листами, отражающими солнечный свет и тем самым еще более препятствовавшими ее нагреванию. На отдельных участках устраивались еще и скважины, заполненные жидким азотом. Все эти мероприятия фактически замораживали насыпь под дорогой, предотвращая нагрев верхнего слоя вечной мерзлоты, его оттаивание и последующую деформацию железнодорожного полотна.   Для компенсации перепадов высот в районах строительства значительная часть магистрали проложена по эстакадам. Всего на ее 1142 километрах устроено 675 мостов, общей протяженностью 160 километров. Опоры этих эстакад по сути представляют собой сваи, основания которых покоятся глубоко в вечной мерзлоте, благодаря чему сезонные оттаивания верхнего ее слоя не оказывают никакого влияния на стабильность конструкции сооружения. Промежутки между опорами-колоннами не препятствуют свободной циркуляции воздуха под ними, что позволяет минимизировать дополнительный тепловой эффект от железной дороги. Помимо технической составляющей, важным достоинством эстакадных участков является тот факт, что они не препятствуют свободному перемещению под магистралью уникальных порой представителей местной фауны. Негативный эффект от инородного включения в тибетскую экосистему сведен, таким образом, до минимума. Участки Цинхай-Тибетской дороги, проложенные на насыпи по поверхности земли, огорожены на всем их протяжении, а для перехода мигрирующих животных регулярно проложены специальные тоннели и сооружены мосты.   После окончания строительства Тибетская магистраль установила сразу несколько рекордов железнодорожного строительства. В 350 километрах от Голмуда на высоте 4900 метров над уровнем моря был построен самый высокогорный железнодорожный тоннель в мире, получивший название Фэнхошань (тоннель Ветреного вулкана) Станция же Танг-Ла на одноименном горном перевале стала самой высокогорной железнодорожной станцией в мире. Окружающие ее горы кажутся скорее холмами, но это обманчивое впечатление. На самом деле трехпутная Танг-Ла находится на высоте 5068 метров лишь четырьмя метрами ниже высочайшей точки всей магистрали (5072 метра).   Хотя здесь и останавливаются поезда, по сути это всего лишь разъезд на однопутной магистрали. Станция полностью автоматическая и управляется из Синина, где расположено центральное управление всей дороги. Никаких населенных пунктов поблизости нет, что, впрочем, не помешало китайцам построить здесь довольно крупный вокзал, достойный станции-рекордсмена.   В большинстве случаев здесь даже не открываются двери вагонов. Для неподготовленного человека оказаться на такой высоте, где давление атмосферы составляет лишь около 35—40% от стандартного на уровне моря, представляет определенную угрозу здоровью.  Для того чтобы путешествие по высокогорным районам с их ошеломляющими пейзажами доставляло пассажирам лишь удовольствие, для Цинхай-Тибетской дороги был разработан специальный подвижной состав. Американская корпорация General Electric спроектировала для магистрали тепловозы NJ2, модифицированные для работы в высокогорных условиях, мощностью 5100 л. с. каждый. Локомотивы способны развивать скорость до 120 км/ч с составом в 15 вагонов. В зонах вечной мерзлоты скорость их движения ограничена 100 км/ч. Вагоны для обслуживания дороги были построены на китайском заводе канадского концерна Bombardier в количестве 361 штуки (308 обычных и 53 специальных туристских). Все они фактически герметично изолированы от окружающей среды, внутри поддерживается давление кислорода, близкое к стандартному.   Несмотря на это, приступы горной болезни, вызванные недостатком кислорода, у пассажиров случались. Для их предотвращения каждое место в вагонах оборудовано индивидуальными кислородными трубками по образцу больничных. Тонированные стекла вагонов со специальным покрытием защищают пассажиров от избыточной солнечной радиации, опять же свойственной высокогорьям.   Стандартные вагоны разделены на привычные и нам три класса: сидячий, плацкарт и купе. Кроме того, в поездах имеются вагоны-рестораны.            Пропускная способность магистрали составляет восемь пар пассажирских поездов в сутки (не считая грузовых). В настоящее время Лхаса связана регулярным пассажирским движением не только с соседним «областным» центром Синином, но и с крупнейшими городами страны — Пекином и Шанхаем. В пути экспресс Пекин — Лхаса находится 44 часа. Стоимость билетов в зависимости от класса составляет от $125 (плацкарт) до $200 (купе).   Строительство Цинхай-Тибетской железной дороги началось в 2001 году. Около 20 000 рабочих, одновременно начавших прокладку магистрали из обеих конечных точек (Голмуда и Лхасы), справились с ответственной задачей партии всего за пятилетку, потратив $3,68 миллиарда долларов. По официальным данным, при этом никто не погиб, даже несмотря на длительную работу в не самых комфортных для этого условиях.     За семь лет функционирования по дороге было перевезено более 63 миллионов пассажиров и 300 миллионов тонн грузов. Годовой пассажирооборот увеличился с 6,5 миллиона человек в 2006 году, когда магистраль была сдана в эксплуатацию, до 11 миллионов человек в 2012 году, годовой грузооборот возрос с 25 миллионов тонн в 2006 году до 56 миллионов тонн в 2012 году. Уже сейчас очевидно, что новая железная дорога значительно активизировала экономическое развитие Тибета и соседней провинции Цинхай.  Существенно удешевилась доставка грузов в Тибет, в том числе и особенно ценных в горных условиях энергоносителей. Новый толчок к развитию получила и туристическая отрасль, хотя по-прежнему просто так любому желающему уехать, например, на пекинском поезде в Лхасу не получится. Для посещения Тибета китайское правительство как и прежде требует получение специального разрешения, без которого на поезд вас просто не посадят.     Скептики же считают Цинхай-Тибетскую железную дорогу лишь очередным этапом постепенной китайской колонизации своеобразного автономного региона и локомотивом освоения его природных ресурсов. Геологи уже обнаружили в высокогорных районах Тибета месторождения меди, свинца и цинка, сырья, крайне необходимого бурно растущей китайской промышленности. Экологи, разумеется, опасаются, что наличие в крае современной железнодорожной магистрали лишь подстегнет правительство КНР к скорейшему освоению этих месторождений с непредсказуемыми последствиями для хрупкой экосистемы региона.     Впрочем, пока это лишь ничем не подтвержденные опасения. Зато трудно отрицать популярность дороги среди жителей Тибета, получивших возможность легко и быстро добираться до высокоразвитых восточных районов страны, и в особенности среди туристов, для которых магистраль является прекрасным аттракционом, созданным с типично китайским упорством, в буквальном смысле сворачивающим горы.     Источник

Комментарии

Ерлан Сыздыков
06 Дек 02:38 # ответить
Здравствуйте, Ботакоз!

Мой друг тоже в восторге от Турции, хочет к устроенности, размеренности, свежей зелени охапками, выбором овощей... а они стремятся к нам, к перспективе. Наверное мы где-то дикие, а где-то как подростки... Каждая страна проходила через подобное, как обустроить, через боль за народ, его массовое невежество. Японцы, китайцы, индусы, немцв... все проходили. Я не считаю что у нас какой то свой путь, и не знаю как обустроить, чтобы на вершине пирамиды радеющие о делах отчизны смело продвигались, и не страшились ошибаться... Как то движемся, принимаем разумные законы, жить то лучше становится. Какое отличное от бюрократии электронное правительство. Скоро сделают электронное голосование - референдумы по всякимлокальным поводам, и отчетность властей или кск онлайн. Может сюда приложите старания, в продвижение технологии по осознанному участию граждан в жизни родины?

Сумбурно...
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Ерлан Сыздыков
06 Дек 10:20 # ответить
Ерлан Сыздыков, здравствуйте! Я согласна, мы развиваемся! Однако, как это не прискорбно, бытие определяет сознание :)
Марат Джумагазиев
06 Дек 10:02 # ответить
Наконец-то я прочитал что-то стоящее о казахах на просторах Интернета! И то из-за границы!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Марат Джумагазиев
06 Дек 10:18 # ответить
Марат Джумагазиев, спасибо! Большое видится на расстоянии. Я скоро вернусь, Бог даст.
Махмет Шагын
06 Дек 12:12 # ответить
Ботакоз интересная статья, но сравнивать развитое государство с развивающимся, именно, в плоскости ментального рабства и свободы, на мой взгляд, не совсем корректно. Тем более Вы 5 лет отсутствуете на Родине. Вы конечно же хорошо знакомы с историей, культурно- географическим расположением, социально-политическим строем Турции и менталитетом турков...

Мы, казахстанцы, сделали мощный прорыв по многим направлениям, иногда этот процесс идёт коряво, но движение вперёд имеется!!!

Почему бы Вам не купить "Путь Абая" на русском языке и также не проехать на машине по Монголии? И тогда Вы как свободный и высокоиннтелектуальный эмигрант-путешественник, может быть, увидете и почувствуете насколько далеко мы продвинулись и сколько ещё нам нужно сделать для будущего поколения...

В любом случае Спасибо за интересную статью.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Махмет Шагын
06 Дек 12:19 # ответить
Махмет Шагын, в чем -то я с вами согласна. Однако, на мой взгляд, сравнивать себя надо с лучшими примерами. Я не столь далека от Казахстана, как вам могло показаться. Признаюсь, мощных прорывов не наблюдаю. Если вы имеете в виду электронные очереди и ЦОНы, то это прорывов лишь на фоне нас же образца десятилетней давности.

В Монголию обязательно съезжу, и "Путь Абая прочту". Спасибо за ваш комментарий!
Махмет Шагын
06 Дек 12:15 # ответить
Ботакоз интересная статья, но сравнивать развитое государство с развивающимся, именно, в плоскости ментального рабства и свободы, на мой взгляд, не совсем корректно. Тем более Вы 5 лет отсутствуете на Родине. Вы конечно же хорошо знакомы с историей, культурно- географическим расположением, социально-политическим строем Турции и менталитетом турков...

Мы, казахстанцы, сделали мощный прорыв по многим направлениям, иногда этот процесс идёт коряво, но движение вперёд имеется!!!

Почему бы Вам не купить "Путь Абая" на русском языке и также не проехать на машине по Монголии? И тогда Вы как свободный и высокоиннтелектуальный эмигрант-путешественник, может быть, увидете и почувствуете насколько далеко мы продвинулись и сколько ещё нам нужно сделать для будущего поколения...

В любом случае Спасибо за интересную статью
Шолпан Сатиева
06 Дек 13:35 # ответить
Мне, то-же статья понравилась. Я тоже была в турции по образовательной программе. Удивилась их добросердечностью, улыбчивости. Все это было не наигранно от чтстого сердца. Надо учиться громко сказано. Доброте,сердечности' порядочности научиться наверное не возможно. Спасибо
Гаухар Кеулимжаева
06 Дек 15:00 # ответить
Уважаемая Ботакоз Копбаева, я конечно ожидала совсем другую статью, о том что думают и чувствуют турки по поводу реакций Путина. Но, все же статья интересная и познавательная будет для многих неграмотных россиян! Что касается самой Турции, я была в Стамбуле несколько раз, и уже сидя в самолете и увидев ночной Стамбул влюбилась в него с первого раза. Был это 2011 год. Последний раз была в июне этого года с сыном. Мне там намного дышится свободно, чем ставшим родным в Актау!
Bakhyt Mussabekov
06 Дек 19:05 # ответить
У автора достаточно циничный взгляд, да и проживая в другой стране храбрости всегда больше. Слишком уж высокомерно судить обо всех и всем. Интересно, ездили ли Вы по Казахстану на автомобиле, чтобы прочувствовать каждый регион? Нет? Оно и видно.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Bakhyt Mussabekov
06 Дек 23:43 # ответить
Bakhyt Mussabekov, я, между прочим, себя от своего народа не отделяю. У меня те же страхи. По Казахстану ездила. Что "оно" и видно? И исходя из чего "оно" видно?
Arystan Nazyruly Omarov
06 Дек 20:53 # ответить
Ботакөз, в тебе наступает процесс пробуждение от долгого летаргического сна а-ля совкового времени, осознание произошедшего и происходящего, анализ и прозрение. По сравнению со многими у тебя есть преимущество, ты видела разные страны, имеешь возможность смотреть на процессы со стороны, а со стороны действительно виднее!

Твой опус – сплошной цитатник мыслей, к которому многие приходят лишь к концу жизни, если доходят.

- Я приведу некоторые замечательные твои выводы: «закон идентичности», хотя можно сказать и "осознания своей миссии".

- Именно транспортная инфраструктура позволила им выстроить столь крепкую экономику. Да, кто владеет способами доставки транспортом и информацией, тот играет первую скрипку. Именно поэтому многие тысячелетия кочевники, в том числе и наши предки, были доминирующими в развитии цивилизации на Земле. А как только утратили это превосходства в 18 веке, то стали деградировать.

- Конечно, наша судьба в последние 200 лет тесно переплетена с Россией, хотя не по собственной воле, но та бричка оказалась с непредсказуемой сумасшедшей лошадкой, потому нас и лихорадит до сих пор. И пока мы не отвяжемся от этой брички, мы не сможем встать на путь нормального цивилизованного развития!
Arystan Nazyruly Omarov
06 Дек 20:54 # ответить
Продолжение:

- Приговорки «журттан уят болады», «шүкір», «ауызы қисық болсада байдың баласа сөйлесін», «тыныштық болсын» - как путы на наших ногах не дают нам двигаться по нашему желанию.

- Рассуждения про рабство и страх точно определяют людское состояние, а сплошной круговорот страха подавляет даже намеки на желание что-либо изменить к лучшему, только мечтания и упования на царя-батюшку, который никак не дозревает до этого. А фраза «Мне думается, что геноцид не только и не столько в физической расправе, он ещё и в отсутствии внутренней свободы, в отсутствии свободы выбора» - классика!

- «В основном мы – серая масса рабов, которые не могли вырасти другими. Но вырастить своих детей свободными – наша задача. А для этого мы должны меняться сами.» Добавить нечего!

Хочется, чтобы и другие поскорее дошли до слов, которые Маугли сказал Шерхану: «Ты так часто твердил мне, что я человек, наконец, я и сам поверил в это!» Аминь!
Фатима Хусаинова
07 Дек 16:01 # ответить
Ботакоз, пишите интересно и хорошо, свежо.Но у вас видение, взгляд на Казахстан, на свой народ как у многих русскоговорящих казахов однобоко, взгляд городской девушки с русской ментальностью не дает вам возможности прочувствовать все до конца, до истины, до настоящей сути.Вы больше знаете историю и литературу русскую, нежели казахскую. и это вам мешает видеть в своей стране основное, чем отличается казах от других. На казахском языке еще со школы мы многое читаем, изучаем, знакомимся с бытом, понятиями,миром, установками,духом, душой....нашего народа.Вы думаете и анализируете все верно.Но вот этот минус - не знание народного быта, мыслей, ментальности .....казахов, вам мешает глубже взглянуть на наши события.Вот почему очень важно с рождения учить родной язык, учиться в каз.школе полностью, на все 100%.Я не говорю, что каз.школы лучше чем русс. или англ.Но иначе, вы не будете полнокровно, интуитивно понимать о чем речь, о ком сказано, что за история произошла в то время, что случилось именно в тот период жизни казахов.Да, турки молодцы, построили хорошее государство не хуже чем в Европе, многого добились.Мы также хотим этого.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Фатима Хусаинова
08 Дек 00:57 # ответить
Фатима Хусаинова, я тоже этого хочу. И пишу, что мой взгляд однобок. Однако, таких как я не мало.
Jumagul Kulbalaeva
08 Дек 12:33 # ответить
Мышцы на животе назыааются "кубики" а не "квадратики".
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Jumagul Kulbalaeva
09 Дек 00:08 # ответить
Jumagul Kulbalaeva, это так важно?
Anar Bayakhat
08 Дек 14:45 # ответить
Бәрі де дұрыс. Бәрінен қорқады. Кеше жұмыстан соң автобуста келе жатырмыз. Арамыздағы бір келіншек "неге ұзақ жүріп келе жатырмыз? не деген шұбатылған маршрут? экспаттардың астына бір-бір машина беріп қойды, біз жүрміз екі сағат үйге жете алмай" деген. Еркектердің бәрі қосылды оған, "иә, иә, көтеру керек сол мәселені" деп. Сол келіншек түскен мезеттен бастап әңгіме ауаны қарама-қарсы өзгеріп кетті "қайда асығасыңдар? осыған да шүкір... жүре бер деп айтады...уақытында шығамыз, уақытында келеміз, не жетпейді осы?" Мен сол отырған жерде үстімнен қағып тастаған қазықтай болдым да қалдым. Сонда тіпті ол мәселені көтерген де жоқ, жұмыстан қуып шығады деп қорқып отыр. Өзін-өзі сыйламаған соң, адамды шетелдік сыйлайды ма? Өзінің келіншегін/қызын/қарындасын/әпкесін сыйламаған халықты ешкім де сыйламайды. Қайда асығасыңдар? Әрине еркек үйге келіп әйеліне тамақ істеп бермейді, еркек жұмыстан тоғызда келіп, балаларын жуындарып, сабағын қарап, ертеңге дайындамайды. Сонда ол шаршамаса, оған бәрібір болып тұр. Сосын келіп қаракөздер экспаттарға тұрмысқа шығады деп ренжиді. Соның барлығын істеп отырған өзімізге өзіміз.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Anar Bayakhat
09 Дек 00:12 # ответить
Anar Bayakhat, оте дурыс жаздыныз, озiмiзге озiмiз, окiнiшке орай
Elena Zemel
18 Дек 09:37 # ответить
Очень со многими вопросами согласна, и да, хочется, чтобы хотябы с наших детей началось...
DaurenBekbergen
18 Дек 21:34 # ответить
Уважаемая Ботакоз

Вы конечно правильно заметили все пороки нашего общества. Но как то однобоко. Не хочу сравнивать нации, но у тех же турок есть такие качества, от которых мне например как казаху становится также тошно как вам от наших пороков! Никто не идеален, Nobody’s perfect ! Но согласен человек должен бороться со своими страхами, этим он отличается от животного!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  DaurenBekbergen
23 Дек 03:05 # ответить
DaurenBekbergen, я не преследовала задачи сравнивать нас с туркам. Конечно, никто не идеален, но мне не становится тошно от наших пороков.
Lyulya Kebab vs Doner Kebab
23 Дек 05:53 # ответить
Бота, привет! Я Вас на ювижн всё время жду, а Вы оказывается тут.

Я Вас всегда поддерживаю и желаю Вам удачи, но жить среди турков я не хочу. Я был в туркии в Сиде.

Хочется уехать из казаши, но не в туркию.

Турки в 1990х Югославию расчленяли, а сейчас - Сирию.

Я даже перестал жрать их донеры из-за сбитого самолёта.

Извините, но это так. Вас лично никак не хотел обидеть.

Всё время услушаю музыку "Remove Kebab" (убрать пробелы снизу ссылки)

www. youtube. com/watch?v=w650S6wQCEk

Хотел бы поддержать Вас, но не знаю как.

Хочу сказать, если Вы вернетесь в казашу поднимать аул, что это очень-очень непросто будет сделать.

У меня пара знакомых пытались, но пролетели с этим делом, к сожалению.

Я сам раздумываю на полях садить что-нибудь, не знаю как подступиться - денег нет, земли нет и опыта нет.
Lyulya Kebab vs Doner Kebab
23 Дек 06:06 # ответить
Вот подлая песня 1990х годов, когда боснийские и албанские мусульмане, а также турки резали невинных сербов при покровительстве США и НАТО (убрать пробелы снизу

ссылки)

www. youtube. com/watch?v=wCoRaeCgfN0

А вот патриотическая песня сербов тех же 1990х годов. Эта песня честно расскажет как дело было. Клавишник из песни позже погиб в бою, аккордеониста засудили и Караджича засудили и убили в тюрьме Гаагского трибунала. Я помню бомбардировки Белграда. (убрать пробелы снизу ссылки)

www. youtube. com/watch?v=U-EQJA8Ahac

Переводы на английском внутри клипов. Я сам мусульманин, но есть же справедивость. Не могу жить с турками, они как насекомые.
Lyulya Kebab vs Doner Kebab
23 Дек 06:21 # ответить
Бота, я был в отдалённых местах Восточного Казахстана - там тоже ещё люди не до конца испорчены деньгами и властью попадаются. Просто так помогают друг другу незнакомые люди, особенно ночью и зимой. На Россию/СССР всё время нападали, в том числе и турки. Хохлы за три копейки продались и напали на восточноукраинцев - это факт, а не пропаганда нечего их м*даков защищать. Майдан - это цветная революция предателей, а не самоопределение нации. Удачи Вам, пишите ещё.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Lyulya Kebab vs Doner Kebab
23 Дек 11:51 # ответить
Lyulya Kebab vs Doner Kebab, да я в активности при чем разной. Никого не защищаю, не осуждаю и стараюсь быть объективной. Я за мир во всем мире и за процветание своей страны. А вот как этого добиться - вопрос, на который можно отвечать по разному
Lyulya Kebab vs Doner Kebab   →  Ботакоз КОПБАЕВА
23 Дек 15:04 # ответить
Бота, спасибо Вам. Похоже этот мир, эта жизнь пытаются свести нас с ума, так как мы не всё сразу знаем, видим или получаем, но ясно одно - мы не должны сдаваться, мы не должны сломиться. Держитесь, как бы то ни было! Ещё много раз будут сменяться любовь и ненависть, радости и печали.

По поводу казахской культуры тут выше пишет Фатима Хусаинова 07 Дек 16:01. Моему сыну по каз. литературе задали прочитать за год длинный список казахских рассказов и повестей. И мы не можем найти ни в магазине, ни в интернете казахские книги, как это есть в русской культуре, где есть всё в интернете.

Например только в одном месте в интернете я нашёл рассказы Марата Кабанбаева "Бақбақ басы толған күн" и Мухтара Ауэзова "Жетім" - и то скачать нельзя, только онлайн читать.

Поэтому на самом деле я лично опытным путём установил и думаю, что даже казахоязычные сами не читают свою каз. литературу, а только выпендриваются что то-то знают и читают, тупые как валенки. Вот к примеру в соседней теме скрипачка Айман говорит чушь будто Аль-Фараби придумал нотную музыкальную запись. Вот такой культур-мультур-колхоз получается.

До турков нам далеко, но с турками и в турции жить не хочу.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Lyulya Kebab vs Doner Kebab
24 Дек 02:51 # ответить
Lyulya Kebab vs Doner Kebab, сдаваться нельзя, согласна!
Lyulya Kebab vs Doner Kebab
23 Дек 15:09 # ответить
Бота, давно хотел Вас предупредить, что эрдоган - придурок и турция легко может быть втянута в войну на ближнем востоке. Будьте морально готовы вернуться обратно в Казахстан.
Lyulya Kebab vs Doner Kebab
23 Дек 15:41 # ответить
Россия может за несколько минут отправить турков обратно в каменный век.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Lyulya Kebab vs Doner Kebab
24 Дек 02:50 # ответить
Lyulya Kebab vs Doner Kebab, я не только морально готова, но и планирую возвращаться обратно. Что касается угрозы возвращения в каменный век - она актуальна не только для какой-то конкретной страны. Сейчас все будет происходить очень жестко и быстро. Грядут перемены.
Lyulya Kebab vs Doner Kebab   →  Ботакоз КОПБАЕВА
24 Дек 03:43 # ответить
Бота! Ближний Восток взрывоопасен и коварен. Я не вижу смысла ходить сюда на гонзо.кз - здесь аулбайский аулбай. До встречи в другом месте - у меня несколько разных ников.
Aigul Uvakova
06 Дек 11:39 # ответить
Я часто бываю в Турции и должна вам сказать, что Турция очень сильно изменилась за последние 20 лет. В 90-х стамбульские полицейские и таможенники точно так же, как и наши охотились за взятками. А в Алании тогда не росло ни одного банана, не говоря уже об авокадо и грейпфрутах. Простая сменяемость власти и наличие конструктивной оппозиции обеспечила вместе с ростом производства, рост благосостояние и отмирание коррупции. (сейчас что-то пошло вспять, но это другая тема). У нас за эти же самые годы бессистемная коррупция выросла в иерархическую систему и закрепилась ментально. Сейчас подняли зарплату всем чиновникам, но система работает как раньше. В отношении частной собственности у нас сложился страх, т.к. наиболее успешные проекты семейка отбирает и разоряет. В отношении собственности на землю, не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать, при какой плотности населения земля является стратегическим объектом и не нужно быть знатоком географии, чтобы понимать,кто заселит эти земли. )))) Наша ментальность сегодня это не только наследие совка, но и страх, рабский страх нищеты.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Aigul Uvakova
06 Дек 18:57 # ответить
Aigul Uvakova, как бы то ни было, для меня бесспорно одно - страх есть и он очень глубоко проник в нас.
Еркебулан Толепбергенов
06 Дек 17:19 # ответить
Просто космос! Я тоже думаю о внутренном свободе постоянно. Будте свободными.Побеждайте свой страх. Спасибо вам Ботагоз!
Ботакоз КОПБАЕВА
06 Дек 18:56 # ответить
Еркебулан Толепбергенов, и вам спасибо, Еркебулан!
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3404 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3404', { type: 'blog', node_id: '3404', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });