Не успели отшуметь страсти и обвинения в адрес Нуртаса Адамбая, который (как внезапно выяснилось) фильмом «Келинка Сабина» пропагандирует ЛГБТ-движение в Казахстане, как в необъятной сети всплыл еще один потенциально скандальный проект, принадлежащий уже совсем другой Нуртас.
На самом деле первый трейлер (или если верить официальной страничке фильма на facebook промо-трАйлер) картины «Токал» за авторством режиссера Евгения Чельцова и продюсера Гаухар Нуртас был загружен на YouTube еще в ноябре прошлого года, но активные разговоры о большой трагедии казахской женщины заговорили только сейчас. Предлагаю вместе в очередной раз насладиться (я этим занимаюсь, минимум, раз в неделю) этим дивным видеороликом, а уже потом заняться его непосредственным разбором.
Итак, начинается это полное боли, мексиканско-казахских страстей и Марка Дакаскоса видео с одного из самых избитых приемов в отечественном кинематографе – вид на неопознанный город с высоты птичьего полета. Электрическое движение городского трафика в сопровождении медленно наступающего рассвета. Ну, оооочень красивенько получается, давайте оставим (сказала Гаухар Нуртас режиссеру и монтажеру).
Ну, все. Рассвет как бы обозначили, можно знакомиться с героями. Во-первых, рекомендую обратить внимание на то, что это первый в истории трейлер, у которого есть начальные и финальные титры. Че бы нет? Итак, пошляцкий светлый интерьер, в котором каждая деталь практически неоновыми буквами высвечивает «Съемная хата посуточно. Авторский дизайн» и ОНА все такая нежная, воздушная, к поцелуям зовущая и к интиму располагающая в белой тряпке (неотесанный мужик Кадырбаев не знает как правильно называется этот халат) на черное белье.
Вошла, значит, такая на цыпочках в комнату, а там ОН. Сам Марк ДАКАСКОС! Спит! Айфон на тумбочке издает трели не то нокии, не то моторолы образца начала 2000-х и вот эта бабень совершает самое страшное преступление, которое вообще может совершить женщина: ОНА БЕРЕТ ЕГО ТЕЛЕФОН И СМОТРИТ, КТО ПОЗВОНИЛ!
-Кайрат, дорогой! Кажется, у тебя важный звонок?
Дорогой Кайрат (а он скорее всего реально самый дорогой член съемочной группы) берет трубку, сбрасывает. И вот тут бы по закону жанра «Фильм с Марком Дакаскосом, Ольвье Грюнером, Дольфом Лундгреном или Стивеном Сигалом» должны ворваться бородатые злодеи в исполнении каких-нибудь чешских каскадеров и на плохом русском сказать «Ну, вотъ и настъяла поръа платыть по сщитам, Кайрат!» и расстрелять эту лебедь белую. А потом бы Кайрат весь фильм мстил за гибель любимой, но нет! Дакаскос – герой романтический и поэтому далее идет имитация страстного засоса, но так как отечественные актрисы в рот на камеру не целуются, мы видим, удушающий прием в исполнении Дакаскоса.
Очень важный момент! В трейлере возникают интригующие титры, первый из которых гласит «Когда страсть перерастает в измену». Попробуйте вдуматься в эти слова. Это че за страсть такая, которая может перерасти в измену? Дорогая, я так тебя хочу, что не могу не изменить тебе, так что ль? Я таких креативов могу очень много насочинять! Когда арбуз перерастает в самокат! Когда морж перерастает в кенгуру!
Кайрат в элегантном кабриолете едет по пригороду Лос-Анджелеса и ему звонит жена. Они называют друг друга характерно лос-анджелесским словом «Жаным». Сюжет приобретает неожиданный поворот: оказывается, это казахская драма на американской почве.
Кайрат говорит «Кешiр, жаным! Мне звонит любовница! Перезвондаю щас!».
Следующая сцена демонстрирует нам феерический полет актерской игры той самой токал и надрывный монолог, который могла написать только женщина!
-Ты обещал! Ты обещал, что все налааадиться! (очень рекомендую обратить на то, как актриса произносит последнее слово. Это яркий пример того, как не надо играть истерику). И что теперь? Ты сделал меня токалкой! Кто я? Бесправная вещь в вашей жизни?
Дакаскос взмолился «Не говори так!», а она «Ну и кто сегодня любимая жена? Она, да? Я просто хочу быть с тобой!».
Следующая сцена: Кайрат дома. Входит жена (почему-то ее появление сопровождается звуком бьющегося стекла), но выглядит она как мама Дакаскоса и отчитывает его как нашкодившего пятиклассника. Кайрат (он же человек-УЗИ) говорит «У нее будет от меня сын!», а в ответ получает свирепый взгляд и фразу «Ты больше не будешь спать в нашей постели!». Дакаскос в гневе расшвыривает шары на бильярде (видимо, спать будет здесь).
Завершает трейлер самая интригующая сцена. Жена стоит спиной к окну, а в окне пробегает токал и смотрит на жену. Видимо, Кайрат живет с женой и токал в одном доме. Удобно, я считаю. Далеко ездить не надо.
Общественность вопрошает, почему Дакаскос? Гаухар Нуртас говорит, что участие актера необходимо для успеха в международном прокате. Возникает другой вопрос: в какой именно провинции Лаоса, Вьетнама, Мавритании, Монголии или Лихтенштейна Дакаскос популярен настолько, чтобы фильм имел успех в международном прокате?
Еще один вопрос: почему Гаухар Нуртас превратилась в Джиа (или Гия) Нуртас? В честь известной модели-наркоманки, которую сыграла Анжелина Джоли или в честь участника квартета «Экс-ББ» Гии Гагуа? Или Гаухар считает, что у американской и европейской публики будут проблемы с произношением такого заковыристого имени – Гаухар? Так они умеют выговаривать Дакаскос и даже Бекмамбетов!
И еще несколько вопросов без ответа лично от меня: Правильно ли я понимаю, что у Кайрата целых три бабы, причем первая живет в другом городе. Иначе откуда он только что прилетел? Если да, то у кого из двух любовниц будет сын? Почему так? Кто вам сказал, что вы можете снимать кино или писать сценарий?
Не возникает вопросов лишь к тематике фильма. Если вы зайдете в любой книжный магазин и посмотрите на полку с современной казахстанской литературой, то выяснится, что 80% книг, написанных казахстанскими писательницами, рассказывают о сложной жизни казахской содержанки. Видимо, для них это действительно, актуальная проблема.
Кстати, если вы хотите увидеть дивное кино «Токал» на большом экране, то можно скинуть бабла съемочной группе, ибо промо-трАйлер – это все, что сейчас есть у создателей картины.