Это мой второй пост, посвященный выставкам картин, которые проводятся в нашем городе. В эти выходные я посетила коллективную выставку «New Year Art Fair» («Новогодняя Арт Ярмарка»), которая проводится в галерее Serik Booxikov Workshop, в Есентай Парке. Оказалось, что это первая Арт-Ярмарка в Казахстане. А для остального мира подобные ярмарки не новшество, а повседневное развлечение, способ культурно отдохнуть. Это огорчает и радует. Отрадно за то, что в нашей арт-культуре появилось что-то новое, интересное, но в то же время опечалил тот факт, что единственное число является показателем состояния казахстанского искусства. Но не будем о грустном и вернемся к выставке.
Известный философ Хорхе Анхель Ливрага как-то сказал: «Искусство — это воплощение красоты, гармоничное сочетание частей. Искусство неподвластно разуму, оно интуитивно». Так я охарактеризовала бы коллективную новогоднюю выставку, в которой участвуют современные художники: Серик Буксиков, Сакен Бектияров, Сауле Дюсенбина, Мурза Суани, GaBo и группа REPAS. В первую очередь, в глаза бросается своеобразный, неповторимый стиль каждого художника, которые в совокупности представляют сочетания фовизма, абстрактного экспрессионизма, авангарда и этнографии. Их работы органично сочетаются друг с другом, одновременно подчеркивая индивидуальность каждого. Чувствуется свобода художников в выражении эмоций. Выставка своей особенностью напоминает некую лабораторию, в которой все элементы направлены на выявление той самой консистенции, которая станет отражением сегодняшнего современного искусства.
Вначале я просто бегала от одного полотна к другому, пытаясь «прочесть» каждого художника. Но все-таки остановилась, сделала передышку и начала по порядку знакомиться с творчеством наших современников.
Ну что ж, начнем…
Серик Буксиков, художник, член Союза Художников РК.
Художники – это люди, которые обращают внимание на невидимые нити, связывающие жизнь социума.
Работы Серика Буксикова, инициатора арт-ярмарки, напомнили мне о манифесте «Лучисты и будущники» ХХ века, где такие художники, как Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю, Кирилл Зданевич выдвинули концепцию «всёчество». Согласно этой концепции, художник может использовать и смешивать все стили для выражения своего творчества. Эта свобода в обращении со всеми «инструментами»: будь это масло, акриловая краска, баллончики, фотографии или компьютерная графика.
Серик на протяжении всей творческой деятельности стал этаким представителем казахстанского поп-арт стиля. По картинам можно сказать, что художник не только продолжает работать в этом стиле, но и смело экспериментирует, используя технику mixed media, в которой применяются все средства, которые придумало человечество, начиная с палеолитической Венеры, заканчивая квадратом Малевича.
Для Серика современное искусство – это то, что заставляет остановить взгляд и подумать, то, что расширяет познания о мире.
Оригинальность почерка художника заключена в умении находить такие вещи, о которых никто не задумывается. Этим и объясняется выбор главной работы под названием «Красивый гамбургер». Как мне показалось, автор сопоставляет наше общество с гамбургером, говоря, что символом этой эпохи стал продукт быстрого питания. Это – ритм нашей жизни, то, что мы делаем, то, к чему стремимся.
Роль художника собирать идеи. Но где – это уже выбор каждого. Было интересно узнать, что источником вдохновения для Серика служат средства массовой информации. Поток информации не проходит мимо художника, он черпает одну идею за другой. Это продемонстрировано в работах на космическую тему, навеянных «Интерстелларом». В них передана тонкая грань между реальностью и чем-то абстрактным. Источником вдохновения при написании картины «Невестка» послужил фильм Ермека Турсунова «Келін».
Мне всегда импонирует, когда художники используют национальные элементы, тем самым возрождая нашу древнюю культуру, придавая ему новое звучание. Архаические символы стали ключевыми элементами таких картин художника, как «Душа», «Әжелер», «Радость», «Любовь», «Дух предков». Они демонстрируют казахскую эстетику, но в ультрасовременном стиле Буксикова.
Но больше всех меня буквально «зацепили» две картины: «Әжелер» и «Душа». В первой работе художник интересно подает образ казахских бабушек. В жизни они как «божие одуванчики», но за ними стоит сакральная сила, невидимый дух степного народа. В картине «Душа» очень ярко передается эмоциональная окраска через казахский народный инструмент – қобыз. Қобыз – олицетворение душевного состояния. Если вы слышали непередаваемую мелодию, которую «выдает» қобыз, то вы меня поймете.
Сакен Бектияров, художник и литературный редактор.
Сакен Бектияров – флагман отечественного современного искусства, написавший целую страницу в арт-культуре страны. Его работы проверены временем.
Его творчество для меня – трудно постигаемая тайна. У меня сложилось впечатление, будто он «забрасывает» полотно резкими образами. Но в этих образах угадывается чувствительность, глубокое понимание сути вещей.
Некоторые картины экспрессивные, даже агрессивные с вибрирующими мазками: «Отец и сын», «Эйр Джордан», «Перед грозой», «Рыцарь» и др. А некоторые образы настолько тонко переданы, словно могут «вспорхнуть» от малейшего ветра. К таким работам относятся картины с изображением женщин.
На каждом полотне героини проявляют свой характер, завлекают, воодушевляют. Вы можете в этом убедиться, посмотрев на картины «Незнакомка», «Прекрасная Е», «Шикарная певичка», «Скрипачка», «Девушка нового мира».
Сакен чувствует силу палитры. Ему не обязательно наполнять полотно цветовой гаммой. Он может создавать произведения, используя сложные цветовые соотношения, а может и с помощью нескольких штрихов графитного карандаша.
На выставке можно приобрести как оригинал, так и копии работ с подписью художника за вполне приемлемую цену.
Сауле Дюсенбина, художница, член Союза художников Казахстана
Очень многогранен и глубок мир Сауле Дюсенбиной, работы которой всегда пронизаны национальным колоритом. Ее своеобразный стиль нашел отражение в коллекции «Карта памяти», где представлены такие работы, как «Қыздар», «Түйме», «Ер адам жүзігі», «Сырға». Все картины художницы окунают нас в прошлое с помощью неповторимых коллажей из старых фотографии, собственных зарисовок, мелких атрибутов, отрезков ткани и бумаг. Ты не только получаешь эстетическое удовольствие от «прочтения» картин Сауле, но и заново познаешь историю, быт казахского народа. Я словно услышала шепот из прошлого.
На выставке помимо коллажей, центральное место занимает серия «Натюрморт»: «Зимний натюрморт», «Апельсины», «Натюрморт с нарциссами» и др. Сауле использует сложные комбинации цветов. Стремление к выражению эмоциональной силы, чувственность, стихийность, эксцентричность, диковинная визуализация предметов – вот, что улавливается в динамичном мазке кисти художницы.
В ее исполнении стили примитивизма и кубизма, которые видны в работах, дополнены сложной цветовой комбинацией. Нечеткие линии и легкие, даже где-то детские штрихи скрывают философский замысел, который мне, к сожалению, не совсем удалось прочесть.
Мурза Суани, художник, член Союза художников Казахстана
А вот работы Мурзы произвели на меня сильное воздействие. Характерной чертой Мурзы является аутентичность, абстрактность, экзальтация, приправленная этнической символикой, которая видна по работам из серии «Создавая солнце»: «Сердце», «Сестра земли», «Знаки будущего», «Другие молекулы», «Перекресток миров»; а также из серии «Из глубины»: «Халат счастья», «Другой вид», «У озера» и др.
Мурза производит впечатление человека, который не ищет легких путей. Фольклорно-этнические мотивы отражают сложную комбинацию его душевного состояния и творчества. Если искусство рассматривать через призму психологического состояния художника, то здесь картины отражают, насколько Мурза погружается в недра своего сознания. Их просто так не придумаешь, их нужно увидеть где-то внутри. Его образы интересные, современные, в тоже время очень сложные и насыщенные по цветовой гамме. Он использует многослойность в цветовых решениях, что помогает передать духовное содержание работ.
Картины – это предложения, складывающиеся в произведения. «Романы» Мурзы то погружают нас в мечтательную атмосферу, то рождают в душе каждого безграничное воодушевление. Даже где-то вселяют страх.
GaBo, художницы, члены Союза художников Казахстана
На выставке сестры GaBo представили работы в трех направлениях: линогравюра, картины в стиле примитивизма с сочетанием этнических элементов и изысканные натюрморты. Их стиль невозможно спутать с другими. Они воздушные, легкие, где-то наивные, светлые. Но, опять же, как и предыдущие художники, GaBo не обходят стороной этностилизацию. Именно этот штрих они превратили в свою визитную карточку.
Их картины настолько наполнены живыми цветами, полны позитивного настроя, по-весеннему свежи, что после эмоционального погружения в себя под влиянием картин Мурзы Суани, я почувствовала, как во мне просыпается неподдельная радость, какое-то чувство счастья и ожидания, совсем как в детстве. Буйство красок и эмоций нашли свое воспроизведение в картинах «Цветение сакуры», «Букет из бабочек», «Необычный букет», «Винный букет».
Работы, выполненные в технике линогравюры, напоминают неповторимый исторический и культурный облик Междуречья, эпоху Шумера и Аккада. И не зря. Мифические образы, лица и тематика, фон – все это невольно напоминают нам мифы и легенды древнего мира. Линогравюры «Райская любовь», «Рождение любви», «Змея-искусительница», «Вместе», «В лодке», «Мифическая любовь» отражают человеческие взаимоотношения, в них таится нежность и одновременно страсть.
Наивные картины с национальным характером отражают повседневную жизнь кочевников. В них присутствуют обязательные атрибуты казахского народа: юрта, казан, лошадь, верблюд, алтыбакан, национальные костюмы.
Их работы запомнились мне романтизмом, простотой, изяществом.
REPAS Workshop, творческая группа
Эту часть выставки я назвала бы «по-настоящему молодежным». Творческая группа REPAS занимаются тем, что вызывает огромный интерес со стороны молодого поколения, это - граффити и стрит-арт.
Что интересно, REPAS в переводе с французского означает – еда, питание. Тем самым, они говорят с обществом на языке потребления. И с помощью своего творчества хотят показать, что есть и другие ценности, другие вещи, что мир разнообразен, если перестать смотреть на него с позиции потребителя.
Многие скажут, что стрит-арт не относится к искусству, это больше продукт субкультуры. Но в искусстве нет ограничений в проявлении своего таланта, творчества. Как и в любом проявлении стрит-арта и граффити, группа уделяет внимание каждой детали, что дает в конечном итоге произведение искусства.
Конечно, зрители не могут приобрести рисунков, нарисованных на стене галереи. Но они нашли оригинальное решение: граффити художники нарисовали на стене, но какую-то часть на холсте. Тем самым, желающий может перенести кусочек уличного искусства к себе домой.
Не оставили меня равнодушным необычные, красивые шедевры handmade в исполнении REPAS. Заставляют задуматься, часы в обычной квадратной форме, по контуру которых проведена шипованная проволока. Сразу в голову приходит мысль об ограниченности времени, данного нам свыше и о необходимости максимально рационально его использовать.
После посещения галереи мне вспомнились слова Натальи Гончаровой: «Не ставить себе никаких границ и пределов в смысле художественных достижений. Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и открытиями в искусстве». Эта фраза отражает мое впечатление от выставки.
P.S. Креативность проявляется во всем. Даже новогодняя елочка галереи не простая, нет-нет, не золотая… а из мольберта. Вот так!