misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 92 гостя

Сорок вас, подруги, сорок милых мне...

с нами с 31 января 2013

Ты наденешь кольчугу, подымешь меч, 
Сорок дев поведешь по дороге сеч, 
Будут звонкие стрелы железо рвать, 
Будут головы вражьи валиться с плеч.

Это слова красавицы Сарбиназ, самой младшей из сорока воительниц, воспетых в каракалпакском эпосе «Кырык кыз», (Сорок девушек). Я помню эту книгу в библиотеке своего деда. Никогда ею не интересовалась, мне казалось, это очередные сказки. Как оказалось, зря. Это каракалпакская поэма, записанная  в 1940 со слов устного сказителя Курбанбая Тажибаева. Одну часть поэмы на казахский язык перевел мой дед. Казалось бы, ну эпос, что в нем такого примечательного? Попробую объяснить. 

В Южно-Казахстанской области, в Угамской долине есть перевал Кырык кыз, который представляет из себя каменные изваяния, напоминающие силуэты людей. Согласно легенде , долина некогда была богатым кочевьем бая по имени Аллаяр, у которого была дочь Гулаим. По закону жанра - красавица писаная. Позарился на нее хан, напал на кочевье, выкрал Гулаим и ее 40 невольниц. Не смирившись с участью, девушки бегут, но не смогли они укрыться от погони. Когда они поняли, что им не спастись, воздели они руки к небесам и просили у Аллаха, чтобы превратил он их в камень, дабы не достаться врагам. 

Эпос о сорока девушках несколько иной по характеру. Девушки тут изображены не беспомощными девицами, молившими о смерти, а повествует о сорока амазонках, которые сражались против нашествия калмыцкого хана Суртайши. Возглавляла войско Гулаим. Она освободила родину от рабства. Гулаим влюбилась в хорезмского богатыря Арслана, с которым они прошли нелегкий путь, отразили нашествие Надир-шаха на Хорезм и в самом конце поэмы отдали власть представителям каракалпаков, узбеков, туркмен и казахов. О каменных изваяниях поэма молчит.

Что интересно, этих версий легенды несметное количество. Согласно еще одной версии, легенда о 40 девушках идет корнями к легенде о Коркыте и Аксак кыз (Хромой девушке). Коркыт, легендарный тюркский поэт-песенник, создатель кобыза. Согласно легенде, Коркыт не смог смириться со скоротечностью человеческой жизни и ушел от людей в поисках бессмертия, но везде куда бы он не шел, он встречал смерть.  Звуки чарующего кобыза разносились так далеко, что люди искали источник звуков, и пустившись раз на поиски, не могли уже остановиться. Сорок девушек отправились в долгий путь, чтобы увидеть Коркыта. 39 из них погибли в дороге, и лишь одна добралась до Коркыта, но какую цену она за это заплатила. Она стала хромой. Если верить этой легенде, Аксак кыз добралась-таки до Коркыта, но умерла, как только его увидела. Другая версия гласит, что она родила ему сына.

Идем дальше. В Болгарии есть мыс под названием Калиакра. Если верить болгарской легенде, 40 девушек спасаясь от нашествия войск Османской империи, предпочли смерть рабству, связали косы и прыгнули в море с отвесной скалы мыса Калиакра. Здесь даже установили обелиск «ворота 40 девиц».

В Татарстане есть город Билярск. Есть в городе архитектурный памятник «Изге Чишмә», т.е. «Городище Девичий городок», который датируется X – XIII вв. Памятный камень гласит «По татарским преданиям, на этом месте стояла небольшая крепость, возведенная 40 девушками, сражавшимися против врагов. В центре этой крепости археологи выявили следы дозорной башни».

В Узбекистане есть урочище Агалык, близ Самарканда. Местная легенда гласит о 40 девушках воительницах, которые сражались с вражеским войском и обороняли крепость. Никак не удавалось их сломить, поэтому хан решил обложить крепость со всех сторон и повернуть русло реки Даргом. Он считал, что жажда заставит девушек сдаться. Однако девушки, взявшись за руки стали петь, поднялись в небо и исчезли.

В Таджикистане есть долина Чилдухтарон (Долина Сорока девушек). Названа она в честь 40 девушек. Когда враг пришел в долину с намерением превратить девушек в своих наложниц, они воздели руки к небесам и просили Аллаха превратить их в камень. Местные жители, украшают каменные изваяния ленточками и цветами каждую весну.

Что самое удивительное, собирательный образ сорока девушек, присущ почти всем народам Средней Азии. Судите сами, есть версия, что слово "кыргыз" происходит от "кырык кыз". Эта легенда гласит о том, что дочь некоего хана, в сопровождении сорока девушек любила совершать дальние прогулки и однажды, вернувшись домой, они обнаружили, что их аул разбит и выжжен. В живых осталась только красная собака. Якобы от которой и забеременели сорок девушек и появились кыргызы. Однако, по версиям, записанными казахским ученным Шоканом Валихановым, дочь хана съела яблоко, и понесла. В наказание за это, хан отсылает свою дочь в сопровождении сорока девиц. В ссылке, у ханской дочери рождается сын, а у одной из невольниц рождается девочка, которые и стали родоначальниками кыргызов. По второй версии, сорок невольниц ханской дочери забеременели от пены, за что хан приказал их убить, но джигиты пожалели их и отвели в лес. За ними пошла желтая собака. У девушек родились 30 сыновей, 10 дочерей, а собака добывала им пропитание. 

Как видите, сорок девушек весьма распространенная легенда, но из всех девушек, которые предпочли помереть, утопиться и т.д., мне импонируют каракалпакские, которые взяли в руки оружие и выступили против врага.  Есть версия, что каракалпаки произошли от кипчаков. Наверное, кипчак и неволя понятия несовместимые.

Фотограф: Сергей Курочкин

Бейсенбай Кенжебаев
5 октября 2016
Aray RYSBAY
просмотров: 3223
Бейсенбай Кенжебаев всю свою жизнь посвятил изучению истории казахской литературы, его смело можно назвать одним из самых известных литературоведов Казахстана. Главной заслугой Б. Кенжебаева являются труды в области исследования казахской литературы.  Кенжебаев Б. доказал, что устная казахская литература берет свое начало не с произведений Бухар-жырау, а с орхон-енисейских памятников, тем самым ученый отодвинул историю нашей с вами литературы на несколько веков назад.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МНОГОТОМНИКА ТАЛАСБЕКА АСЕМКУЛОВА
21 сентября 2016
Зира Наурзбаева
просмотров: 2928, комментариев: 1
21 СЕНТЯБРЯ 2016 г., 16.00         Астана, Национальная Академическая библиотека 23 сентября 2016 г., 11.00           Алматы, Национальная академия искусств им. Т.Жургенова Таласбек Асемкулов (1955-2014) – традиционный музыкант, исследователь, двухязычный писатель, переводчик, кинодраматург, сценарист фильмов «Биржан сал» (2008), «Кунанбай» (2015).

Комментарии

Nurzhan Serikbayuli
23 Авг 14:35 # ответить
Айжан Хамит писательница которых так мало в нашей стране! Спасибо за такую статью. Любим вас!
Zhanna Bota
23 Авг 15:20 # ответить
Как всегда блестяще Айжан. По крупицам все самые родные мотивы истории казахов. Спасибо, что ты это так преданно собираешь. Рада за твой дебют! Только успехов!
Ержігіт Парфюмер
23 Авг 15:35 # ответить
Теперь знаю в честь кого назвала дочку )
Meiramkul Khodjashova
23 Авг 16:55 # ответить
Thank you for educating us! Your writing is so easy for reading and interesting.
Aizhan KHAMIT
23 Авг 17:45 # ответить
Нет, Ержигит. Сарби деген улкен ажемнин аты)
Nagima Oteuli
24 Авг 10:56 # ответить
Ақсақ қыз өмірде болған болуы мүмкін,себебі Қызылорда облысындағы Қорқыт кесенесі жанында Ақсақ қыздың моласы бар екенін есіткенмін.Бұрын Қарақалпақтар Қызылорда облысының Қазалы ауданы тұрған жерде өмір сүрген.
Марат Наибуллин
25 Авг 00:07 # ответить
Никогда не подозревал о воинской доблести каракалпакских девушек.

Мой личный опыт общения с ними говорит о других доблестных чертах ))
NUNU NUNU
25 Авг 15:02 # ответить
Согласен. Собери 40 девушек в одном месте - получишь нечто непредсказуемое и опасное.
Oskar Bazarbay
08 Окт 09:52 # ответить
По одной из легенд киргизы являются потомками этих "Кырык Кыз".
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2457 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2457', { type: 'blog', node_id: '2457', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });