misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 157 гостей
Блоги
64850
с нами с 14 ноября 2012

"Троцкий":этот поезд в огне

Константин Хабенский в роли паровоза русской революции

Троцкого называли демоном, архитектором, иконой революции. Грезивший о социальном переустройстве мира, он был центральной фигурой мировой политики первой половины ХХ века, а во второй – его личность долгое время оставалась под запретом, была табуирована. 100-летие Октябрьской революции подтолкнуло Первый канал и кинокомпанию «Среда» вытащить на поверхность историю Троцкого и осветить его фигуру со всеми противоречиями. 
 

«Троцкий»: Этот поезд в огне


Фильм начинается почти с перфоманса – черный с красными флагами агитационный бронепоезд Троцкого во время Гражданской войны приезжает в армейскую часть. Троцкий (Константин Хабенский), весь обтянутый кожаной одеждой, выступает перед полком и убеждает дезертиров вернуться на войну, подкрепляя свои жаркие речи расстрелом каждого десятого солдата.

Уже в следующем кадре Мексика 1940 года, где постаревший Лев Троцкий соглашается дать интервью идейному противнику, сталинисту Фрэнку Джексону (Максим Матвеев). Сначала неохотно пытаясь убедить собеседника в заблуждениях, но затем все более откровенно рассказывая о переломных эпизодах своей биографии, словно проживая их заново. Он воскрешает в памяти встречи с людьми, которые повлияли на него, сделали его тем, кто он есть. Так – шаг за шагом – открывается портрет, а точнее портреты Троцкого. 

Разумеется, мы смотрим на мир глазами главного героя, который, с одной стороны, приукрашивает свои заслуги и победы и принижает противников. С другой – довольно откровенно рассказывает о тех ситуациях, в которых действовал беспощадно. Сценарист картины Олег Маловичко («Метод», «Притяжение») сознательно пошел на этот шаг, дав своему Троцкому право совершить нечто вроде исповеди. В основу сценария была положена автобиографическая книга Льва Троцкого «Моя жизнь» и многочисленные воспоминания современников. 
 

«Троцкий»: Этот поезд в огне


Вот 1898 год, Одесса, первое заключение. «Политический жидок» Бронштейн со взглядом волчонка заводит на бунт сокамерников, требуя прекратить избивать заключенных. Арестанты требуют позвать старшего тюремщика Николая Троцкого (Сергей Гармаш), и тот является и приглашает зачинщика на шахматную партию. «Русский народ освобождать нельзя, иначе в глубине души его поднимется такой мрак, который проглотит весь мир, и первыми – его освободителей», – толкует он. – «Русским народом можно только управлять, для его же собственного блага. А в основе любого порядка лежит страх». 

Невозможно вершить судьбы людей, оставаясь для них человеком, – этот первый урок мироустройства будет усвоен не сразу. Сперва Бронштейн пообещает надзирателю разделаться с его режимом, потом отправится в ссылку, откуда через четыре года сбежит, одарив себя навечно фамилией своего первого врага – Троцкий. Почему он сделал это, доподлинно не известно, но Маловичко с соавторами предлагают авторскую трактовку события, в которой охотник надевает на себя шкуру убитого зверя, чтобы постоянно напоминать себе, с чем он борется. Со временем шкура прирастает, Троцкий приходит к тому, что миром правит страх и сила. 

Второй урок преподает теперь уже Льву Троцкому Зигмунд Фрейд (Игорь Черневич). По сюжету молодой революционер с новой знакомой Натальей Седовой (Ольга Сутулова), его будущей женой и главной женщиной в жизни, приезжает в Вену на лекцию модного психоаналитика, который убеждает, что все наши действия – лишь проявления скрытой сексуальности. Троцкий изящно вступает в спор, но под конец уносит в голове оценку профессора: «Не страх управляет миром, а любовь. Хотите изменить мир – заставьте массы вас хотеть». 
 

«Троцкий»: Этот поезд в огне


И он действительно заставляет. «Я не борюсь с Богом, я замещаю его», – говорит он. В черной-черной кожаной куртке, в сопровождении черной-черной «кожаной сотни» – отряда латышских стрелков – на черном-черном паровозе он разъезжает по частям воссозданной им Красной Армии, восстанавливая дисциплину, внушая страх и любовь одновременно. Бронепоезд Троцкого – важный инструмент пропаганды, которой тот предавал огромное значение. В картине этот инфернальный поезд с черным дымом символизирует и самого Троцкого, демона революции, одним видом вызывающего религиозный ужас и трепет.

Действие картины будет перепрыгивать из Мексики 1940-го, где Троцкий продолжает обвинять Сталина в предательстве идеалов, в Париж 1902-го, Брюссель 1903-го, Петербург 1905-го и 1917-го, во времена Гражданской войны, времена философского парохода и далее, высвечивая всех персонажей истории, которые повлияли на Троцкого. Это и Ленин (Евгений Стычкин) с хитрым прищуром, еще один идеалист, мечтающий изменить мир, и акула капитализма Парвус (Михаил Пореченков), наживающийся на всем, в том числе и революции, и Плеханов (Дмитрий Воробьев), предпочитающий руководить революционной деятельностью, попивая кофе в Париже. В 1903-ем же впервые появляется и молодой Коба (Орхан Абулов), с первой встречи затаивший обиду на то, что старший товарищ его проигнорировал. Далее Каменев, Дзержинский и уже совсем другой Сталин, тот, который станет идеологическим противником. 

И все же это не политический фильм, не попытка объяснить истоки русской революции и ее последствия. Это фильм о человеке, который всегда находил оправдания своим действиям величием ослепляющей его идеи. Троцкий здесь – глобальная историческая фигура, очень противоречивая. Это фанатик, старающийся создать рай на земле и побороть мировую несправедливость при помощи силы, не осознавая, что сила эта превращается из метода в цель, а прекрасная идея погружает мир в хаос. В то же время, это один из последних людей, верящих в то, что человек может подняться выше богов. Помогают принять Троцкого как человека и три женских персонажа фильма – Наталья Седова, Лариса Рейснер (Анастасия Меськова) и Фрида Кало (Виктория Полторак). Женщины очень важны, и они придают оптике романтические нотки. Раз его любили женщины – такие женщины – значит, было, за что.
 

«Троцкий»: Этот поезд в огне


Константин Хабенский великолепен в роли не одного, а сразу нескольких Троцких: трогателен в образе молодого кучерявого максималиста, убедителен в гриме постаревшего изгнанника в мешковатом светло-сером костюме и навевающего страх дьявола в черной коже, мостящего трупами дорогу в светлое будущее. Его Троцкий вызывает целый комплекс эмоций, включая и сочувствие, даже симпатию. Вообще, удивительно эмоциональная, честная и технически качественная получилась у Александра Котта, Константина Статсткого и продюсеров картины, с интересными ракурсами, отличной графикой, запоминающейся работой художников, которые гримом, красками, деталями и костюмами помогли раскрыть психологию многочисленных героев сериала.

В итоге с «Троцким» хочется взаимодействовать, разговаривать, вступать в полемику. А главная ценность фильма заключается в том, что он способствует выходу отечественной истории из морозильной камеры. Привычка к закостенелым формулам, лозунгам, сложившимся в головах мифам, в условиях полной исторической амнезии, закрытых архивов не способствует ничему хорошему. А прошлое нельзя забывать, иначе оно возвращается

Источник

Эффект Бенджамина Франклина
11 декабря 2018
GONZO
просмотров: 66
Как превратить врага в своего союзника?  
Простой прием, который помогает сохранять и поддерживать физическую активность
11 декабря 2018
GONZO
просмотров: 71
Как вы можете поддержать, а потом и увеличить свою физическую активность?

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_4258 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_4258', { type: 'blog', node_id: '4258', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });