misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 145 гостей

Этика и религия

с нами с 19 августа 2014

Умер Батыр Шукенов. Это молодость моя умерла. Смерть вроде как примиряет всех. Но кому то не понравилось что люди зажигали свечи, пели песни в тот вечер, когда вспоминали Батыра. Это не по Исламу. Религия может оставить теологам, а в повседневной жизни в секулярном обществе этот вопрос личный, и поиск тоже личный. Тем не менее, когда религия вмешивается в общественную жизнь, как то сразу воникают асоциации с халифатом. Это опять обращение к прошлому, к пройденному человечеством и исчезнувшем. А пока рассмотри как этика связана и не связана с религией.

Этика не имеет отношения к религии. Звучит провокационно, но попробуем доказать, данное суждение. Этика как философская дисциплина не имеет отношения к религии, так как в религии важна вера, а в философии – разум. В религии важнее всего авторитеты, а в философии - сомнения. Поэтому религиозное толкование добра и зла со времен Сократа и Платона воспринималось критически. Религиозная этика возможна, но она ограничена рамками своего религиозного канона.  Аргументация этического спора религиозным содержанием есть аргумент к авторитету

Вопрос об отношении этике и религии будет метаэтическим или тем что обосновывает этику. Вопрос этот формулируется так: Мы поступаем хорошо или плохо, потому что следуем религиозным заповедям или потому что мы разумны? У Сократа и Платона уже более 2000 лет назад формулировка была примерно такой в диалоге Евтифрон или о благочестии.

Разберем тот давний спор и аргументацию на примере дилеммы Евтифрона «выбирают ли боги добро, потому что оно благое, либо же добро — благое, потому что выбрано богами”. Если мы согласны с первым утверждением, мы предполагаем, что боги или Бог в монотеистической традиции следует за добром, так как он есть положительное благое моральное. Если мы согласны со вторым утверждением, то предполагаем, что добро назначается богами, в зависимости от их воли.  Получается что во втором случае с человека полностью снимается ответственность и от имени богов, он может делать все, что угодно, апеллируя к своей вере, а не к разуму.

Этика как дисциплина оперирует тремя предположениями. Этические вопросы имеют место в обществе в котором автономная или по другому свободная равная другим  личность делает собственный выбор и несет за него ответственность.  Это и есть муки выбора. Их нет у того, чей выбор сделали религиозные авторитеты или патриархи культуры. Этическая дилемма возможна для свободного человека, который несет ответственность за последствия своих действий.  С другой стороны общество и главенствующие ценности в обществе важны, так как нельзя быть свободным от общества. Но общество не подавляет индивида. Полный либерализм и права человека. Толпа не права и толпа не народ.

Второе предположение: этические суждения нейтральны по отношению к сторонам этической дискуссии. Это значит, что этические проблемы равно касаются всех и решаются нейтрально, в независимости от того, кто эти люди -  богатые и бедные, верующие и атеисты, больные и здоровые, мужчины и женщины. Этика – это не война, где свой прав, а враг неправ. Или даже на войне  существует этика по отношению к противнику или военнопленным.

Третье, в  решении этических вопросов этика основывается на  рациональности. Это единственное к чему мы можем обращаться. Традиции, право силы, мнение авторитетов – все это слабее аргументов логики.  Это для этики.

Источник фото

Чувства верующего
2 июня 2017
SlavaNerush
просмотров: 5585
Иные конями, иные колесницами, А мы-Именем Господа славимся!