Нет, наверное, ни одного мастера боевых искусств, столь же важного для каратэ, как Фунакоши, кроме тех, у кого он учился. Гичин Фунакоши познакомил с каратэ Японию и весь мир. Мы с вами сейчас говорим о каратэ только благодаря Фунакоши, и только ему. Кано изобрел систему поясов, но Фунакоши ввел их в каратэ.
Вы ведь носите пояса?
«Не за что», говорит Фун
акоши.
Так почему же никто не практикует каратэ, которому он так усердно обучал? Я бы сказал, что примерно один процент школ, которые изучают каратэ Фунакоши.
Фунакоши был, по сути, первым человеком, написавшим книгу о каратэ, первый из тех, кто подумал, а почему бы не написать «каратэ» как «пустая рука» вместо «Китайская рука». Он в буквальном смысле дал нам учебники по каратэ, как он учился и преподавал в своей школе, Шотокан.
Фунакоши преподавал свое искусство просто называя его «каратэ». Он не преподавал «стиль» каратэ, хотя в случае крайней необходимости называл его стилем Шорей, или Шорин, или смесью того и другого. Но после его смерти, ученики настояли на том, чтобы называть своё каратэ стилем, преподаваемым в «Шотокане». Или каратэ в стиле «Шотокан».
Поэтому, несмотря на то что ему не нужен был стиль, он учил «каратэ» таким образом, что стиль появился сам собой. Хотя, как ни странно, даже тогда этот стиль совершенно не походил на то, чему Фунакоши на самом деле учил в школе Шотокан.
Итак, давайте начнем с обзора различий между “неназванным” каратэ Фунакоши и каратэ Шотокан, практикуемым в настоящее время.
Сильно изменились стойки
В первой книге Фунакоши, или, по крайней мере, первой сохранившейся книге, Каратэдзюцу, он демонстрирует несколько ката, а также некоторые основы. Все его стойки очень высоки и практичны. В то время как он уже начал менять в ката свою Нэко-аши дачи в модифицированную Кокуцу-дачи – это, тем не менее, всё ещё далеко от нынешней Кокуцу. Его каратэ все еще выглядело вполне Окинавским. Ко времени появления серии «Лучшего каратэ» Накаямы Шотокан стал совершенно непохож на Окинавское каратэ. Стойки приобрели гораздо больше сходства с дзюдо/кэндо, возможно, благодаря раннему влиянию и помощи Кано.
Вполне возможно, что на принятие этого решения повлияло то, что людей уже знакомых с подобными основами (дзюдо, кэндо, джиу-джицу), гораздо легче ознакомить с новым искусством.
А почему бы и нет?
Для старых мастеров такие вещи, как стойки, не имели такого огромного значения как сейчас. По мнению Фунакоши, разве Нэко-аши отличается от его же версии Кокуцу-дачи? Его Кокуцу Дачи ближе к Ханми кэндо, чем Нэко-аши. Если это поможет вашему искусству завоевать доверие публики, которая никогда о нем не слышала, то почему бы и нет?
Многообразие техник рук сократилось всего до нескольких
Это характерно для большинства современных школ Шотокан. Не всех, конечно, но никто на самом деле не практикует и не использует ничего, кроме Гьяку цки. Иногда Хайто учи или Уракен, но 90% тренировок — это всё-таки Гьяку.
Оригинальные рукописи Фунакоши упоминают о довольно большом разнообразии техник рук; в книге Нишиямы ооочень много разнообразных и очень Окинавских техник. В книгах Накаямы также сохранились эти техники, даже если они представлены не так, как их преподал Фунакоши.
Почему же тогда их на самом деле не учат и не тренируют в школах Шотокана?
Тоже касается и блоков.
Очень редко можно что-то увидеть из существующего разнообразия за пределами базовой техники, а некоторые техники вообще кажутся привязанными к определенным стойкам. Например, такая комбинация, как Шуто Уке в Кокуцу Дачи и Нукитэ с переходом в Зенкуцу. Словно Нукитэ ни в какой другой комбинации или стойке использовать нельзя.
Или Шуто-уке нельзя использовать, кроме как в Кокуцу Дачи.
Никогда не видел, чтобы кто-то использовал Какато-уке, а ведь даже Накаяма обучал этому.
Где «тигриные пасти», «бычьи челюсти», «Иппон кен», тычки в глаза, броски и т.д.?
Фунакоши учил всему этому. Всему этому учили его ученики. Куда же это всё делось?
Я считаю, что спортивное каратэ и поинт-файтинг виноваты в упадке общего качества преподавания традиционного каратэ сегодня.
Пионеры поинт-файтинга были превосходны в своем деле (и в контакте, если на то пошло), но их бои были впечатляющим благодаря их каратэ. Эти ребята усердно изучали все настоящие техники. Затем, когда они “играли” в каратэ друг против друга, они использовали только легальные техники. Проблема в том, что эти «легальные техники» превратились в основной инструмент обучения каратэ, отбросив всё остальное.
Данные турниры сформировали представление обывателя о том, чего ожидать от каратэ, когда они приходили в клубы. Всё, что их интересовало – это стать такими же хорошими бойцами, как и их кумиры. Старые методы отпадали, как засохшая грязь и репутация «неэффективного каратэ» как раз на этом и строится.
Стойки стали гораздо ниже
Фунакоши начал демонстрировать тенденцию к этому в более поздние годы, скорее отражая изменения вокруг себя, а не опережая их. Его сын, Ешитака, был в значительной степени ответственен за первоначальные изменения, которые, возможно, лучше всего были проиллюстрированы Накаямой и Нишиямой в их книгах.
Как прямой результат юношеской энергии университетских клубов каратэ, низкие стойки и большие и мощные движения стали предпочтительнее. Но это тема для другой статьи. Можно спорить за или против низких позиций, но Фунакоши таким стойкам не обучал.
Отсутствие Макивары
Чтобы увидеть макивару в клубе каратэ надо хорошо постараться. Фунакоши являлся их большим поклонником. Даже писал инструкции о том, как их соорудить. Но по какой-то причине большинство школ Шотокана не используют макивары. Оно и понятно, в арендуемых на почасовой основе залах не всегда можно что-то прикручивать к полу, да и для соревнований они не особо полезны.
Отсутствие Бросков
Возможно, со всем этим уклоном в ММА ситуация поменяется, даже если так, то люди считают, что они «добавляют» броски в каратэ. Броски всегда были частью каратэ и частью всех Окинавских стилей до каратэ.
Кроме того, дзю-дзюцу и даже дзюдо существовали задолго до каратэ, поэтому броски были хорошо известно в то время, когда окинава-тэ становилось каратэ. Но, опять же – нет реальной пользы для бросковых техник на турнирах, поэтому их прикольно знать, но…
Многие изучают каратэ без самой концепции бросков и потом говорят, что броски не эффективны, потому что это не учит греплингу в широком смысле.
Иногда, если чего-то не хватает, это происходит потому, что вас не полноценно этому обучали.
Тамешивари
Фунакоши сожалел о самой идее ломать черепицу и доски. Он говорил:
«РАЗВЕ МЫ НЕ РАЗОЧАРОВАНЫ ТЕМ, ЧТО ТАКИЕ ВЕЩИ, КАК ЛОМАНИЕ ДОСОК И ЧЕРЕПИЦ, ИЛИ ПОПРЫГУШКИ ВОКРУГ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОШИБОЧНО СЧИТАЮТСЯ СУТЬЮ КАРАТЭ-ДО?»
В книге Нишиямы показано, как он ломает доски, примерно в 1959 году, через два года после смерти Фунакоши. А ведь Нишияма был непосредственным учеником Фунакоши.
Заключение
Когда-то я влюбился в каратэ, и повзрослел, изучая Шотокан. Я помню, как наш первый сенсэй обучал нас всему разнообразию техники. Сейчас я вижу, что в нынешних школах Шотокана отсутствует так много из того, что было столь очевидной частью системы всего несколько десятков лет назад. Было бы неправильно игнорировать всё это и вести себя так, словно этого всего не было и, что все эти техники куда-то исчезли.
Моя цель – привлечь внимание к тому факту, что Фунакоши принес в каратэ гораздо больше, чем обычно считается, и это вина оспортивлевания каратэ, что было выброшено так много реальных техник и всё свелось к примитивным салочкам.
Как ни печально, но Шотокан пошел по тому самому пути, которого так боялся Фунакоши предсказывая, что останется лишь акцент на спортивном аспекте.
Фунакоши говорил:
«КОГДА ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ ЧУР УВЛЕКАЕТСЯ СПАРРИНГОМ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ К ТОМУ, ЧТО ЕГО КАТА СТАНЕТ ПЛОХИМ».
Другими словами, он будет концентрироваться только на техниках, полезных для спарринга, и пренебрегать уроками Ката, которые неприменимы к спортивному поединку. И что еще хуже, люди начнут думать, что движения из Ката предназначены лишь для спарринга.
Каратэ — это Ката.
Если ваше Ката плохое, ваше каратэ плохое.
Тренироваться лишь для получения оценки в спортивном поединке, или для красоты исполнения Ката — это преобладание формы над содержанием.
Хлопки каратэ-ги, громкость выкриков, темп переходов для придания драматизма, низкие стойки – у всего этого нет никакой другой цели, кроме как выглядеть круто.
В течение многих лет нам утверждали, что Тхэквондо — это многовековое корейское искусство. Затем уже люди начали понимать, что это просто Шотокан с новой предысторией и некоторыми переработанными техниками.
Точно так же многие инструкторы Шотокана любят переосмысливать историю самого Шотокана и говорить типа “эти техники были удалены Фунакоши (иногда Итосу), чтобы научить школьников.”
Мы знаем, что это не так, потому что Фунакоши показывает их в своих книгах, и они также присутствуют в книгах его учеников, что подразумевает, что он их обучал этому.
Если вы изучаете Шотокан, и видите, что в вашей школе не хватает вещей, изначально входящих в систему, сделайте одолжение и займитесь дополнительным обучением. Заполняйте пустоты, а не просто обвиняйте каратэ в его недостатках. Читайте книги Шотокана, написанные старыми мастерами.
Они знали толк в каратэ.