Оглянувшись на историю прошлых лет, мы увидим - пытаясь быстрыми темпами восполнить духовный вакуум всего постсоветского пространства, на территорию Казахстана хлынул огромный поток проповедников и представителей нетрадиционных религиозных взглядов. Фактом остается то, что выросло целое поколение молодых людей с религиозными взглядами, считающих традиции казахского народа заблуждениями и отголосками шаманизма. Среди них можно встретить тех, кто открыто заявляет: «светское образование отдалит нас от веры», «изучать мирские науки харам», «следует запретить нашим дочерям, сестрам и женам посещать светские школы и университеты, ограничив лишь религиозным образованием» и т.д.
В результате мы получаем искаженное толкование и понимание ислама деструктивными религиозными объединениями, все больше заключающих казахстанскую умму в гендерные, социальные оковы надуманных стереотипов, и якобы требующий от слабого пола затворнический образ жизни, что отдаляет современную молодежь от самой религии. Касим Амин, один из ранних прогрессивных мусульманских писателей утверждал, что затворничество женщин и исключение из социальных дел не связаны с исламом, а являются отголосками древних обычаев, которые существовали в обществах до ислама. В итоге получается, что среди девушек, намерившихся практически следовать религиозным нормам ислама, складывается стереотип научной замкнутости, скованности и ограниченности. Закрадываются фобии (если я буду следовать религиозным предписаниям, то не смогу дальше учиться или получить высшее образование), что ставит девушек перед сложным выбором вероисповедания или образования.
Испокон веков в исламском мире традиционная религия была одним основных движущих сил прогресса, мотивируя мусульман к познаниям как религиозным, так и мирским. Доказательством тому служит ряд аятов Священного Корана, призывающих к поиску знаний, изучению окружающего мира, установленных законов физики, химии, астрономии и т.д. Всем давно известно, что самое первое ниспосланное откровение (Священный Коран, 96:1-5; 39:9) призывает к знаниям, изучению и стремлению понять суть ислама, а вместе с ним и само мироздание, человечество и смысл жизни, сравнивая при этом обладателей знаний с незнающими. Более того, посланник Аллаха оставил нам в назидание множество хадисов, в которых сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки»; «Приобретайте знания от колыбели до могилы»; «Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в рай» и т.д.
Обратите внимание на слова исламского ученого аль-Алами: «В исламе обязательным является изучение тех вещей, в которых человек нуждается для гармоничного существования в соответствии со своей религией… и для построения правильных социальных отношений с другими рабами Аллаха». Иными словами, раб стремящийся познать истину и окружающий его мир через естественные, прикладные и точные науки будет наделен благами в этом мире и мире вечном.
Женщины внесли значимую лепту в развитие исламских наук и исламского просвещения. Можно перечислить целый ряд известных имен, среди которых особо выделяется мать правоверных Аиша (р.а.), достигшая существенных высот в богословии, литературе и других науках. А среди женщин из числа табиинов стоит отметить Амру бинт Абдурахман, специалиста по исламскому праву и хадису. Упоминая о ней Умар ибн Абдульазиз (р.а.) говорил: «Если вы хотите изучить науку хадис, идите к Амре…». Таким образом, гендерное разделение прав на поиск и приобретение знаний противоречит исламской практике и наставлениям пророка Мухаммада (с.а.с.), в которых особо подчеркивается значимость науки, изучений, логических умозаключений и исследований.
Затрагивая вопрос женского мусульманского обличия и религиозной атрибутики, который на протяжении последних нескольких лет не раз поднимался в депутатских и адвокатских запросах, с теологической точки зрения следует опираться на текст следующего аята: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер…» (Коран, 24:31) и фетву ДУМК по этой теме.
Хотелось бы особо выделить одну цитату из всего текста фетвы. В ней говорится, что «в Казахстане женщины платками традиционно прикрывали голову, а женщины в возрасте носили кимешек. У казахов имелись свои традиционные национальные одежды, соответствующие шариату. Поэтому нам надо придерживаться этого. И нет необходимости нашим женщинам уподобляться арабским или пакистанским национальным стилям, смысл в том, что должен быть закрыт аурат». Замечание муфтията обусловлено периодом возрождения духовных и религиозных ценностей, в котором находится казахстанская умма.
Исторически сложилось так, что, когда духовные лидеры, служители веры были репрессированы и наложен запрет на распространение, развитие традиционного ислама по всей территории Центральной Азии, произошли искусственные ломки культурного кода, отдалившие нацию от религии во всех ее формах. Сейчас казахстанское общество, считая себя частью мусульманской уммы, пребывает на стадии становления и формирования собственной модели традиционного исламского образования, культуры и повседневного быта, присущие вековым традициям и обычаям. Учитывая все требования современности, и опираясь на типы головных уборов тюркоязычных народов, как кимешек, чалма, орамал и борик, предпринимаются попытки сформировать и заново создать образ традиционной мусульманки, дочери казахского народа.