misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 74 гостя

Образование и исламские нормы

с нами с 26 мая 2014

Оглянувшись на историю прошлых лет, мы увидим - пытаясь быстрыми темпами восполнить духовный вакуум всего постсоветского пространства, на территорию Казахстана хлынул огромный поток проповедников и представителей нетрадиционных религиозных взглядов. Фактом остается то, что выросло целое поколение молодых людей с религиозными взглядами, считающих традиции казахского народа заблуждениями и отголосками шаманизма. Среди них можно встретить тех, кто открыто заявляет: «светское образование отдалит нас от веры», «изучать мирские науки харам», «следует запретить нашим дочерям, сестрам и женам посещать светские школы и университеты, ограничив лишь религиозным образованием» и т.д.

В результате мы получаем искаженное толкование и понимание ислама деструктивными религиозными объединениями, все больше заключающих казахстанскую умму в гендерные, социальные оковы надуманных стереотипов, и якобы требующий от слабого пола затворнический образ жизни, что отдаляет современную молодежь от самой религии. Касим Амин, один из ранних прогрессивных мусульманских писателей утверждал, что затворничество женщин и исключение из социальных дел не связаны с исламом, а являются отголосками древних обычаев, которые существовали в обществах до ислама. В итоге получается, что среди девушек, намерившихся практически следовать религиозным нормам ислама, складывается стереотип научной замкнутости, скованности и ограниченности. Закрадываются фобии (если я буду следовать религиозным предписаниям, то не смогу дальше учиться или получить высшее образование), что ставит девушек перед сложным выбором вероисповедания или образования.

Испокон веков в исламском мире традиционная религия была одним основных движущих сил прогресса, мотивируя мусульман к познаниям как религиозным, так и мирским. Доказательством тому служит ряд аятов Священного Корана, призывающих к поиску знаний, изучению окружающего мира, установленных законов физики, химии, астрономии и т.д. Всем давно известно, что самое первое ниспосланное откровение (Священный Коран, 96:1-5; 39:9) призывает к знаниям, изучению и стремлению понять суть ислама, а вместе с ним и само мироздание, человечество и смысл жизни, сравнивая при этом обладателей знаний с незнающими. Более того, посланник Аллаха оставил нам в назидание множество хадисов, в которых сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки»; «Приобретайте знания от колыбели до могилы»; «Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в рай» и т.д.

Обратите внимание на слова исламского ученого аль-Алами: «В исламе обязательным является изучение тех вещей, в которых человек нуждается для гармоничного существования в соответствии со своей религией… и для построения правильных социальных отношений с другими рабами Аллаха». Иными словами, раб стремящийся познать истину и окружающий его мир через естественные, прикладные и точные науки будет наделен благами в этом мире и мире вечном.

Женщины внесли значимую лепту в развитие исламских наук и исламского просвещения. Можно перечислить целый ряд известных имен, среди которых особо выделяется мать правоверных Аиша (р.а.), достигшая существенных высот в богословии, литературе и других науках. А среди женщин из числа табиинов стоит отметить Амру бинт Абдурахман, специалиста по исламскому праву и хадису. Упоминая о ней Умар ибн Абдульазиз (р.а.) говорил: «Если вы хотите изучить науку хадис, идите к Амре…». Таким образом, гендерное разделение прав на поиск и приобретение знаний противоречит исламской практике и наставлениям пророка Мухаммада (с.а.с.), в которых особо подчеркивается значимость науки, изучений, логических умозаключений и исследований.

Затрагивая вопрос женского мусульманского обличия и религиозной атрибутики, который на протяжении последних нескольких лет не раз поднимался в депутатских и адвокатских запросах, с теологической точки зрения следует опираться на текст следующего аята: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер…» (Коран, 24:31) и фетву ДУМК по этой теме.

Хотелось бы особо выделить одну цитату из всего текста фетвы. В ней говорится, что «в Казахстане женщины платками традиционно прикрывали голову, а женщины в возрасте носили кимешек. У казахов имелись свои традиционные национальные одежды, соответствующие шариату. Поэтому нам надо придерживаться этого. И нет необходимости нашим женщинам уподобляться арабским или пакистанским национальным стилям, смысл в том, что должен быть закрыт аурат». Замечание муфтията обусловлено периодом возрождения духовных и религиозных ценностей, в котором находится казахстанская умма.

Исторически сложилось так, что, когда духовные лидеры, служители веры были репрессированы и наложен запрет на распространение, развитие традиционного ислама по всей территории Центральной Азии, произошли искусственные ломки культурного кода, отдалившие нацию от религии во всех ее формах. Сейчас казахстанское общество, считая себя частью мусульманской уммы, пребывает на стадии становления и формирования собственной модели традиционного исламского образования, культуры и повседневного быта, присущие вековым традициям и обычаям. Учитывая все требования современности, и опираясь на типы головных уборов тюркоязычных народов, как кимешек, чалма, орамал и борик, предпринимаются попытки сформировать и заново создать образ традиционной мусульманки, дочери казахского народа.

Чувства верующего
2 июня 2017
SlavaNerush
просмотров: 4876
Иные конями, иные колесницами, А мы-Именем Господа славимся!

Комментарии

Loly Moon
27 Янв 19:32 # ответить
Получение образования, не зависит от вероисповедий, нации и иных показателей. Почему же, если мы женщины мусульманки, перед нами встает целая стена запретов!
Loly Moon
27 Янв 19:32 # ответить
Я почетаю, свою веру. Я мусульманкаю. Но в общественных и госудасрвтенных учреждениях есть свои установленные нормы и правила, и как любой гражданин своей страны, эти правила должны соблюдаться.
Loly Moon
27 Янв 19:32 # ответить
Мы дети степей, потомки Казахов, наши пробабушки одевали кимешек, ормала, саукеле, но не хиджаб!
Askar Bimendin   →  Loly Moon
07 Февр 14:27 # ответить
Loly Moon, это все равно что сказать, что казахи не пользовались топором, а использовали балта. Хиджаб и саукеле - это одно и то же, в традиционном понимании. А если смотреть глубже, то хиджаб окажется банальной любой одеждой. Другое дело - паранджа - казашки ее не носили, поскольку у нас нет песчаных бурь. Вообще мне по барабану - носили или нет. Просто мне не нравится, когда вещам дают произвольные названия или обьяснения. Если МесЕдес-Бенц - значит именно МерсЕдес-Бенц, а не МерседЕс-Бенц, Если БиЭмДаблЮ - значит именно так, а не Бе ЕМ Ве. Есть оригинальные значения и ими нужно оперировать. Так, Бесбармак не должен становиться Бешпармаком, иначе теряется смысл, ведь мы не называем суши рисом с рыбой, ведь так?!
Dastan Hamitov
28 Янв 09:43 # ответить
Не кому не запрещается просто надо правильно вероисповедание вести.
Dastan Hamitov
28 Янв 09:46 # ответить
Барлық мұсылмандарға ислам діні бірдей болу керек,ал кісі өлтіріп балаларға кішкентайынан хиджаб кигізгені олар адасқан адамдар деп ойлаймым.
berik serikov
30 Янв 21:10 # ответить
Уважаемый Мурат! Касательно мусульманок-ученых:информация по Аише носит легендарный характер,во многом базируются на хадисах,Амру Бинт Абдурахман,возможно,блестящий теолог для ареала арабоязычных стран.Похоже среди выпускниц исламских учебных заведений в мусульманских странах не найти физика,математика,химика мирового уровня.Вы говорите об образе традиционной мусульманки,тем самым вы хотите повернуть время вспять?Я не думаю,что вы хотите,чтобы мы жили хуже,чем живем сейчас.Среди казашек должна вестись кропотливая просветительская деятельность,а именно профориентировать их учиться по специальностям физика,математика и те,которые есть и будут конкурентноспособными в современном мире.Насчет реалиий женских исламских учебных заведений в РК я не владею информацией,дай Аллах,чтобы в них не покупали зачеты и экзамены как в светских вузах.Хотя Исламский университет это не обошло стороной.Если вы читали Аль-Фараби,а вы его читали,вспомните он пишет:"Добродетельная религия подобна философии....добродетельные шариаты(указания)полностью входят в целостность практической философии"Интересно,что такие суждения высказывались в 10 веке и видимо нередко среди уважаемых богословов,специалистов по хадисам.Попробуй,сказать подобное в ДУМКе
Сакен Жумагулов
06 Февр 00:31 # ответить
Если бы не было провокационных новостей и в СМИ не раскручивалась исламофобия, люди бы не интересовались исламом. А так они интересуются и в итоге они понимают что это самая мирная и самая продвинутая религия и приходят к мнению, что это лучшее, из того, что было послано богом.
Ken Dendi   →  Сакен Жумагулов
25 Март 12:24 # ответить
Сакен Жумагулов, Соглашусь, что если бы не раскручивали, то не было бы интереса. Однако! Интерес к чему? Все большее число молодых людей переходят в саляфизм и вахабизм, в Северной части Казахстана, Северо-Западной, Северо-Восточной активно. Если в Алмате и Астане это дело еще прослеживается (за исключением особых случаев), то в регионах происходят ужасные вещи! Целые казахские аулы "примеряют" на себя "лицо" араба, не согласные же... да кто ими интересуется... Вместе с тем за эту "примерку" получают финансовое обеспечение, интерес вызван исламом и её мирностью или продвинутым состоянием? Большое сомнение. Ни один из них коран не читал, а о исламе знают со слов "брата" и "братьев" не известно из каких мест прибывших и распространяющих "книги", где "подробно" расписывается то как надо жить и бороться против государства и системы на пути создания "халифата" иными словами на пути уничтожения порядка и раскола общества на "истинных" мусульман и "кяфиров", "заблудших" и "неверных". Кому то не понравится то, что здесь написано, кто то не поверит. Это уже не моё дело. Моё дело сообщить об этом.
Askar Bimendin
06 Февр 19:51 # ответить
Почему молодежь стыдится казахских традиций, но при этом принимает не родные исламские элементы, не менее древние и имеющие семитское происхождение?!
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2764 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2764', { type: 'blog', node_id: '2764', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });