Это заключительная часть моего обзора казахстанских кинопродюсеров, в которой я бы хотел обратить ваше внимание на людей, чья деятельность не связана (или до недавнего времени не была связана) с государственной киностудией «Казахфильм». С первой и второй частями поста, вы можете ознакомиться здесь и здесь.
Третья часть
Арман Шураев
Большинству людей, вращающихся в медиа-тусовке, Арман Шураев в первую очередь известен, как генеральный директор «Коммерческого телевизионного канала». Собственно, на благодатной и вполне себе успешной почве «КТК», Шураев и сделал свои вклады в развитие (или деградацию, кому как угодно) казахстанского кинематографа.
Пост гендира «КТК» Шураев занял в 2007 году и уже в 2008 на телеэкраны был выпущен первый продукт его продюсерской деятельности – двенадцатисерийный комедийный сериал «Откройте дверь – я счастье!», главную роль в котором сыграл казахстанский шоумен Нуртас Адамбаев.
После относительного успеха сериала, Шураев продюсирует свой первый кинопроект, говорить о котором будут задолго до его выхода на экраны и еще дольше после проката по Казахстану. Молодежная комедия «Кайрат-чемпион. Девственник N 1», которая была снята совместными усилиями Дениса Куклина и Льва Мариупольского, если чем и может похвастаться, так это по истине монструозной рекламной кампанией, которую развернул «КТК» и его генеральный продюсер Арман Шураев. За полгода до выхода картины на экраны, казахстанские зрители были буквально изнасилованы чередой рекламных роликов по ТВ и радио.
Первая беспринципная комедия, рассказывающая об отношениях шымкентского девственника с мужиковатой подругой, которая пять тысяч раз в течении 80 минут повторила, что она детдомовская, собрала в казахстанском прокате гигантскую по тем временам сумму (что-то около миллиона долларов), но при этом была массово обругана как прессой, так и зрителями.
Однако, кассовые сборы вещь упрямая и меньше чем через два года, Шураев даст добро Куклину и Мариупольскому на постановку полицейской дилогии «Два пистолета». Дополнительной завлекухой для зрителя должно было стать участие популярных российских актеров Дмитрия Нагиева и Юрия Стоянова, которые сыграли роли антагонистов в картинах «Два пистолета: Неуловимый бриллиант» и «Олимпиада грабителей».
Должно было, но не стало. Кассовые сборы первой части дилогии были удручающими настолько, что выпуская на экраны сиквел, продюсеры решили избавиться от первой части названия «Два пистолета» и выпустить заключительную часть дилогии под названием «Олимпиада грабителей». Но этот ход также не спас проект, что удручает, ведь «Олимпиада грабителей» среди всех продюсерских проектов Армана Шураева была действительно смотрибельной комедией.
Ернар Маликов
Довольно неоднозначная фигура в казахстанском кинематографе. Кинокомпания MG production, возглавляемая Ернаром Маликовым позиционируется, как площадка для молодых, креативных и амбициозных кинематографистов.
И действительно, именно MG стала стартовой площадкой для многих молодых актеров, таких как Санжар Мадиев, Карлыгаш Мухамеджанова, Максим Акбаров, Валерий Задарновский и т.д. Однако художественная ценность проектов студии неоднократно становилась большим вопросом для многих.
Первым продюсерским проектом Ернара Маликова и его компании стал боевик Куата Исаева «Обратная сторона», в котором, кстати, и дебютировали звезды «Сказа о розовом зайце» Санжар Мадиев и Максим Акбаров. Фильм получился (как бы так помягче выразиться) очень сырым. Неопытность всей съемочной группы, включая продюсера, режиссера и актерский состав была налицо. Даже участие звезды российского кино Дмитрия Дюжева (была в то время мода, приглашать в казахстанское кино звезд «Бригады» и «Бумера») «Обратную сторону» не спасло.
Год спустя, проделав работу над ошибками, Маликов продюсирует социальные драмы «999» Марины Кунаровой и «Город А» Валерия Задарновского. И если вторая картина изначально не была предназначена для проката в кинотеатрах, то «999» не вышла на экраны из-за ряда обстоятельств. Единственный показ фильма в кинотеатре поверг собравшихся зрителей в шок. Антинаркотическая драма «999» была настолько антинаркотической, что к середине фильма превратилась в чернушную агитку с испражняющимися наркокурьерами, перевозящими героин в себе и ползающей в луже говна главной героиней. Желание связываться со старым добрым герычем после просмотра, конечно, отпадает, но и желание пересмотреть это агитационное творение также не просыпается, даже не смотря на отлично сыгравших свои роли Валерия Задорновского, Толепбергена Байсакалова и Камиллу Ермекову.
В уходящем году Маликов отметился, как продюсер драмы Ержана Рустембекова «Сердце матери», который в очередной раз призван обратить внимание на всегда актуальную для Казахстана тему – «охуительность Астаны» и малозаметного комедийного сериала «Ровесники», который выходил на одном из республиканских телеканалов.
В следующем году на экраны должен выйти боевик с элементами фантастики «Охота за призраком» - первая совместная работа Mg production c киностудией «Казахфильм», главные роли в которых сыграли молодые звезды казахстанского кино Санжар Мадиев и Асель Сагатова, звезда фильмов Уве Болла Кристанна Локен и «народный артист Казахстана» Арманд Ассанте.
Баян Есентаева
Персонаж, не нуждающийся в представлении. Кстати, перед тем как включить Есентаеву в этот список, я раздумывал о том, насколько ее вообще можно считать кинопродюсером в привычном понимании этого слова.
На счету у актрисы, журналистки, телеведущей, бизнес-леди, музыкального продюсера и бог его знает кого еще, всего один проект из которого она не перестает выжимать все возможное и невозможное.
Музыкальная комедия «Коктейль для звезды» для многих до сих пор остается необъяснимым феноменом казахстанского кинематографа. Как так получилось, что спродюсированный музыкальным продюсером фильм, снятый дебютантом Аскаром Узабаевым с людьми, которые в кино никогда не снимались, стал в свое время самым кассовым фильмом страны?
Кто-то считает, что успех «Коктейля для звезды» заключается в карме Баян Есентаевой, которая категорически не приемлет проигрыша. Может это и справедливо, но по-моему, причина заключается в другом. Просто в отличии от большинства продюсеров, Есентаева подошла к своему проекту не как к художественному произведению, а как к очередному бизнес-проекту, в котором до мелочей были просчитаны все риски.
Судите сами: ни для кого не секрет, что «история Золушки» - беспроигрышная сюжетная схема, которая сделала хитом ни один десяток фильмов. «Коктейль для звезды» был скроен именно по этой схеме. Вторым ингредиентом успеха стал язык, на котором был снят фильм. Вот тут стоит отдать должное сценаристам, которые умудрились написать двуязычную историю, которая была бы одинаково понятна, как казахоязычной, так и русскоязычной аудитории. Наконец, третье: в актерский состав картины не был включен не один профессиональный актер (за исключением самой Есентаевой), зато максимально были впихнуты все звезды казахского той-бизнеса во главе с солисткой группы «КешYou» Молдир Ауелбековой и певцом Мейрамбеком Беспаевым.
Но самым главным секретом успеха проекта стало до гениальности простое зрительское ориентирование. Впервые с киноэкранов, герои обратились к тем людям, которых игнорировали все казахстанские продюсеры – к провинциальным студентам, которые ежегодно перебираются в мегаполисы в поисках своего места под солнцем. Есентаева к ним обратилась и получила положительный ответ в виде миллиона у.е. кассовых сборов.
Эта же схема была использована и в сиквеле проекта «Гашык журек» и в одноименном телесериале. И по-моему, ежу понятно, что кинотеатральные сборы для Есентаевой лишь приятное дополнение к тому заработку, которые ей принесли и приносят подопечные ей музыканты, получившие нехилую раскрутку благодаря проекту «Коктейль для звезды».
P.S. Разумеется, что список казахстанских кинопродюсеров на этом не заканчивается. Есть молодые и амбициозные Эрнар Курмашев, Алия Мендыгожина, Айдархан Адильбаев, залетные в Казахстан Анна Качко и Егор Кончаловский и еще куча народа, которые хотят и могут внести свою лепту в становление отечественного кинематографа, но о них как-нибудь позже… Ну или никогда. В общем, как попрет.