misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 55 гостей
Блоги
1642
1642
с нами с 14 ноября 2012

Исмаил Сефеви

«Это достаточно белокожий, привлекательный и очень приятный суфий. Он не очень высок, при этом хорошо сложен, скорее полный, чем худой, с широкими плечами. У него рыжеватые волосы и усы. Он использует свою левую руку вместо правой. Он храбр, как боевой петух, и сильнее любого из своих подчиненных, а в стрельбе из лука из десяти яблок он выбьет семь». Так итальянский путешественник описывает Исмаила Сефеви (1487-1524), правителя, который во многом изменил историю Ирана. С его восшествием на престол началась новая эра: во-первых, сменилась целая эпоха, в ходе которой Ираном правили арабские халифы, тюркские султаны, получавшие ярлык на правление от тех же самых халифов, или монголы и их потомки. Во-вторых, одним из первых указов нового правителя было установление на территории государства шиизма в качестве основного вероисповедания.

Исмаил I Сефеви / источник фото: wikipedia.org

 

Из среды суфиев

Во второй половине XIII-начале XIV века вокруг знаменитого суфийского шейха Сафи ад-дина Ардебили образуется широкий круг последователей, которые несколько позже организуют братство, получившее название в его честь — «Сафавийя». Первоначально они совсем не отличались от других суфийских братств — несмотря на растущее влияние и накопление земельных наделов и прочих богатств, Сефевиды сторонятся активного вмешательства в политическую жизнь, ограничиваясь лишь духовной сферой. Со временем ситуация меняется: братство постепенно все больше склоняется к шиизму и приобретает новых сторонников — в первую очередь, среди большого количества кочевых тюркских племен, получивших позднее название кызылбашей («красноголовых»).

Новый этап в развитии братства начался при шейхе Джунайде. Количество сторонников увеличилось, а их амбиции сильно возросли. Правитель династии Кара-Коюнлу вынудил Джунайда покинуть территорию своего государства, а Узун-Хасан, властелин державы Ак-Коюнлу, запретил ему возвращаться в Ардебиль, главную ставку Сефевидов. Шейх Хайдар, унаследовавший от Джунайда пост главы братства, усилил изменения в его структуре и направленности. Сефевиды начинают совершать походы на «неверных» жителей Кавказа, а также вступают в конфликт с государством Ширваншахов, союзником Ак-Коюнлу. Дело дошло до вооруженного противостояния, в результате которого шейх Хайдар потерпел поражение. 

Границы державы Сефевидов / источник фото: wikipedia.org

Вскоре Исмаил, бывший младшим сыном Хайдара, принял пост главы братства, однако сама организация в то время находилась на подпольном положении, а Исмаилу пришлось пережить кратковременное заключение, а затем скрываться в провинции Гилян. Там Сефевиды вели активную пропаганду, а сам Исмаил действовал через целую систему доверенных лиц из среды кызылбашей. Уже в это время среди последователей братства начинают проявляться тенденции к обожествлению их лидера, а Исмаил для эффективности своего призыва обращается к последователям не на персидском, а на тюркском языке.

 

Выход из тени

В 1500 году в возрасте 14 лет Исмаил выступает во главе 7-тысячной армии кызылбашей в их походе в Ширван, желая отомстить за смерть отца и деда. Ширваншах Фаррух-Ясар ничего не может противопоставить армии Сефевидов, которая к тому же получает дополнительную поддержку — многие кызылбаши готовы были идти ради него на смерть, поскольку почитали его как бессмертное воплощение двенадцатого имама. Окрыленные успехом, годом позднее войска Исмаила сокрушают армию Узун-Хасана, который к тому времени стал безальтернативным правителем на территории Ирана. 

Битва под Чалдыраном, фреска из дворца Чехель-Сотун в Исфахане / источник фото: wikipedia.org

Армия Исмаила входит в Тебриз, где он провозглашает себя шахиншахом Ирана, однако его завоевания только начинаются. В 1503 году он побеждает превосходящую по силам армию Ак-Коюнлу, поражение которой означает конец этой династии. Далее он направляется на восток, где разбивает войска хана Мухаммада из династии Шейбанидов, а последний гибнет в сражении. Продвижение Исмаила не ограничивается восточными землями — на западе он берет Багдад и громит в бывшей столице Халифата «суннитские» памятники.

 

Достойный соперник

Продвижение армий Исмаила на западе были остановлены силами османского султана Селима I Грозного. До взятия Багдада успех сопутствовал Сефевидам, однако в дальнейшем Османы стянули достаточные для перехвата инициативы силы. Решающее сражение состоялось 23 августа 1514 года под Чалдыраном. В ней Исмаил лично сражался на поле битвы, однако ведомая им армия потерпела поражение. Решающую роль в ходе битвы сыграла артиллерия, которая была в османской армии и к которой так пренебрежительно относился Исмаил. После Чалдыранской битвы войска Селима продвинулись в глубь территории Сефевидов и даже заняли Тебриз, однако из-за волнений в своем государстве вынуждены были отойти назад.

 

Не мечом единым

Шлем шаха Исмаила / источник фото: wikipedia.org

Современникам и потомкам Исмаил известен не только как завоеватель и основатель династии Сефевидов. Широкую популярность имеет и его поэзия — его перу принадлежит диван стихов на тюркском языке (примечательно, что его политический соперник Селим писал стихи на персидском), а также две поэмы — «Книга наставлений» и «Десять писем». Также Исмаилу приписывается некоторое количество стихотворений на персидском языке. Считается, что свои произведения он писал под поэтическим псевдонимом Хатаи, хотя довольно большое количество стихотворений явно шиитской направленности подписывалось этим же именем, поэтому атрибуция многих из них крайне трудна. К тому же исследователи отмечают, что большая часть стихов Исмаила написана на традиционные лирические, а не религиозные темы.

Источник

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13998
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12829
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx