misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 98 гостей

Денис Кривошеев: «После Travelsystem, еще у двух компаний есть проблемы»

с нами с 1 февраля 2015

На прошлой неделе казахстанский туроператор Travelsystem заявил о приостановлении деятельности. У пяти тысяч казахстанских туристов был сорван намеченный отдых. В обществе вновь заговорили о новом кризисе в туристической отрасли.Так ли это на самом деле? Почему туроператоры банкротятся и не думают о клиентах? Когда начнут страховать туристов? На эти и другие вопросы для Gonzo отвечает экономический обозреватель, журналист, официальный представитель Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) Денис Кривошеев.

- Денис, на самом ли деле у Travelsystem дела шли плохо? Например, 27 мая Казахстанская туристская ассоциация (КТА) заявила, что отношения компании с авиакомпанией СКАТ урегулировались, и развеяла слухи о банкротстве. Предпринимала ли компания какие-то действия, чтобы выйти из этой ситуации?

- Как я понимаю, в компании никто проблему решить не пытался, а старались тянуть время. И это сейчас становится очевидным. Для меня это понятно было уже 26 мая, когда я встречался с директором Travelsystem. На тот момент сумма ущерба составляла 2,5 млн. долларов. Меня удивляет позиция КТА, которая не менее нас (АТАК – Gonzo) понимала ситуацию и сложившиеся проблемы. Но при этом встала на сторону того, о ком надо было каким-то образом заявить в прокуратуру или в другие органы. Необходимо было выступить в качестве второго обеспокоенного участника рынка. Тогда государство могло бы немедленно среагировать. Тем более, в отличии от АТАКа, КТА является членом Национальной палаты предпринимателей (НПП) и их слушают. Несмотря на активную позицию нас, еще не включили в состав НПП. Соответственно, часть вины лежит на КТА.

- Получается, КТА была чем-то заинтересована в данной ситуации?

- Озвучивать я не могу, это грозит судебным иском. Но сам факт говорит о многом. Если сопоставить данные, когда вопрос касался «Гульнар тур» она была на их стороне, отговаривала участников рынка от резких действий. По «Алмаз туризму» то же самое было. Наверное, поэтому стали обращаться люди, и нам пришлось придумать как решить проблему, создать общество, которое выступало бы противовесом для организации, защищало бы интересы рынка, а не отстаивало бы собственные, никому неизвестные, необъяснимые интересы.

- Сейчас мы видим, что государство активно взялось за туристов, и решается вопрос их возвращения на родину. А что будет дальше с рынком? Кто придет на место Travelsystem?

- Да, вопросы туристов решается и как вы видите ситуация нормализируется. У кого были договоры, чеки, соответствующие документы им будут компенсировать турагенства, так как они не хотят скандалов. Обычно так и происходит. А потом уже компании разбираются со страховыми компаниями. Кстати, страховые компании крайне недовольны ситуацией на рынке и отказываются от лицензий, повышают стоимость. И мы понимаем, что ситуация будет ухудшаться. Потому что такой удар в начале сезона - серьезная проблема, существенный удар, от которого долго будут отходить. Теперь люди будут думать ехать им или не ехать, отзывать не отзывать, рисковать или не рисковать. Пострадавших почти пять тысяч человек, потеря 5 млн. долларов. И это серьезные деньги для маленькой отрасли. Итак снижается покупательская способность рынка. Но с одной стороны это не катастрофическая потеря для рынка. К сожалению, об этом мы ранее предупреждали, но никто не пытался предотвратить, трезво оценить ситуацию, обратиться к государственным органам. АТАК за месяц знала о проблеме компании. По закону мы не имели права заявлять об этом. Но ранее говорили о напряженности рынка.  Давно рекомендуем, как выйти из этого, но пока нас не хотят услышать.   

Конечно, кто-то обязательно придет вместо Travelsystem. Вообще, спад был очевидным - более 30 процентов. Заказы были крайне не большие. У Travelsystem было 4600 клиентов, хотя в свое время у некоторых компаний было по 20 тысяч и больше. Рынок будет сужаться, и повлияет на это еще нынешний экономический кризис. Люди будут отказываться от путевок, искать более дешевый способ. Кстати, до Алаколя запустили поезд. Хорошая идея для развития внутреннего туризма.

- Как я понял, это нормальная ситуация для отрасли?

- Конечно, ничего страшного и нового не случилось. Мы опять же в той ситуации, когда за все платит агентство. Это плохо. Оно влияет на бизнес. Если бы платили страховые компании, все были бы в шоколаде! Страховые компании, когда заключают договор, имеют очень сильную юридическую базу. Они могут видеть данные агентства, их финансовую состоятельность. То есть, они станут саморегулятором. По их финансовым данным, компании будут кого-то страховать, а кого-то нет. Если оператор постоянно выбрасывает горящие туры, то он работает себе в убыток и рано или поздно ему придется назвать себя банкротом. 

- А есть ли еще компании, у которых уже есть проблемы?

- Сейчас есть еще две компании, которым мы будем давать рекомендации. В случае с Романом Мироновичем (директор Travelsystem), лично будем встречаться, консультировать, давать оценку по деятельности компании. Если будем видеть угрозу, то мы больше молчать не будем. Теперь мы будем говорить смелее, так как рынок не понимает намеков.

- Наивный вопрос: а думают ли компании о своих клиентах?

- Нет и никогда! Они все прекрасно понимают ситуацию. И с этим уезжают за рубеж как мы видим. Никто бедно не уехал и не остался. Никто не живет на копейки. Никто ни о ком не думает.

- Хорошо. А как вы прокомментируете заявление депутата Мажилиса Светланы Романовской об отставке министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева, из-за сорванного отдыха казахстанских туристов? Вообще, какова роль ведомства на рынке? Повлияет ли на ситуацию отставка министра?

- Во-первых, это не прямая зона ответственности Асета Исекешева. Он не может всего знать. Это зона ответственности подразделений министерства. Они не слышат рынок, это плохо. Уволят Исекешева, поставят другого, но ничего не изменится. Пока кардинально не поменяется система. А данное министерство более доступное и прогрессивное. Кстати, депутат Светлана Романовская знала о предложенных нами изменениях в законодательство. Я ее уважаю, очень активная, хорошая женщина. Но предложила бы Национальная лига потребителей (С.Романовская председатель лиги - Gonzo) нам сотрудничество, помогла бы озвучить предложения в Парламенте, создать спецкомиссию или рабочую группу к примеру... Но хочу отметить, что в этой ситуации все хороши и все одинаково виноваты. Получается и мы не до конца докричались.

А ведомство регулирует отрасль только законами и как такового влияния на рынок не оказывает. Мы открыто говорили в момент регистрации АТАКа, потребительского кооператива «субъектов туристской индустрии «Байтак», что нужно менять парадигму. Мы считаем, что нужно кардинально менять закон по отношению к рынку. Предложение государства создать по российскому принципу Национальный фонд страхования не поможет. Просто нужно открыть небо, снизить цены на авиабилеты. Поставлять цены на бензин не по 1200 долларов, а по нормальной цене. Сделать бесплатным прилет и посадку внутри страны, или хотя бы внутри территории аэропорта. Это достаточно серьезная поддержка для авиакомпаний. Конечно же страховать самих туристов. И все. А сейчас у нас по миру самые дорогие билеты. К примеру, из Новосибирска в Анталию 330 долларов, а из Алматы в Турцию 530! Мы что, самые богатые? Если государство будет дальше тянуть идею с фондом, они не только напрягут рынок, но и не спасут, когда произойдет большой провал. Потому что из-за отсутствия контроля они не смогут сформировать сумму ущерба. А механизм, который мы предлагаем, такой: все прозрачно, легко решаемо, в конечном итоге никто не остается в убытке. Специальных законов для выездного туриста не нужно. На мой взгляд, попытка государства регулировать хоть как-то рынок только ухудшает ситуацию. Мы находимся в положении цугцванга. У нас был шанс в ноябре, когда мы заявляли о том, что делать. Нас не услышали, но сейчас должны услышать. Везде мы сказали одно и то же. Рынок в состоянии себя урегулировать. А у нас получается, что говорят мы даем саморегулироваться бизнесу, с другой стороны законы не работают и не позволяют рынку предложить механизмы саморегулироваться.

- Если вами предложенные изменения эффективные, то по какой причине их не принимают во внимание?

- А у нас кто-нибудь кого-нибудь слушает?  В нашей стране все тотально оглохли! У Пушкина было: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы». Вот примерно так каждый из нас думает, что только он один понимает ситуацию, а коллективного разума никто не пытается услышать. Но идея, предложенная  мною, прошла десятки  споров, согласования с рынком. Учитывались риски, реакция рынка, последствия. Если бы с нового года мы начали страховать частное лицо, то уже сегодня не было бы проблем. Страховых премий собралось бы столько, что ими могли бы покрыть убытки. Но у нас считают, что проблемы сами по себе рассосутся. Ничего не исчезает. Вспомните, чтобы снизить риски, запретили летать чужим авиакомпаниям. А страховые компании углядели в этом увеличение риска. И скоро наш рынок может остаться вне закона. Страховые компании фактически отказываются страховать турагенства. Представьте себе. когда все начнут так делать.

- С этого года действует поправка к закону о том, что туроператор не имеет права продавать туры напрямую физическим лицам и за каждую группу туристов отвечает конкретный турагент. Помогла ли это поправка рынку?

- Да, закон помог. Но вы знаете, что в свое время КТА отстаивала отмену поправок, а мы были за. В итоге, сейчас на рынке есть порядок. Теперь мы знаем, кто продает билеты, какое это ТОО, сколько денег, кто за что отвечает. Кто бенефециар, кто формирует путевки, кому принадлежать места, и кто кого «кинул».  А раньше не было возможности знать, кто есть кто.

- А как обстоят дела с компаниями «Гульнар тур», «Алмаз туризм» и другими? Смогут ли люди вернуть деньги?

- В отношении всех компаний сейчас идут суды, везде разбирательства. У нас беспрецедентное право. Страховые компании вынуждены идти на прецедент, так как видят выигранные дела. Так как обращение в суд обойдется им вдвое дороже, нужно будет оплачивать юридические услуги, пошлины. Прецедент действует, но не так как нам бы хотелось. Все пытаются вернуть деньги, но не все смогут вернуть деньги.

- Кстати, по официальным данным, около 40 турагентств в Казахстане закрылись после скандала с компанией «Гульнар тур».

- Все в мире банкротятся. Вопрос «почему?». Компании просто не справились с убытками. И сейчас мы ожидаем, что закроются не меньше этого. Иногда лучше, когда компания обанкротится, чем заплатить. Во всем мире существует страховка. Человек исключен из байги между всеми, он не участвует. Он свою страховку получил и все. Он не лезет дальше. А вот в Казахстане этого пока нет.

- Хотелось бы узнать о деятельности «Пегас туристик». Ранее вы заявляли, что с приходом этой компании состояние рынка еще более ухудшится. 

- Деятельность компании на рынок пока не повлияла. Сейчас у них небольшое количество туристов, являются средним туроператором. На сегодняшнем фоне они немного подусилятся. Мы били тревогу, что она зашла резко, с неправильным бортом, и соответственно, после того как мы разобрались с бортом, дальше не волновались. Есть закон, который нужно исполнять. Если государство решило, несмотря на наши уговоры, что компания должна быть местной, то давайте ее исполнять. Но в данном случае были нарушения. То есть, необходимо поставить всех в равные условия, все должны конкурировать одинаково. Тем более у нас в туризме нет понятия «преференция».

- Когда создовался АТАК, у многих был вопрос, зачем новая организация, когда есть КТА. Мне кажется, что негласно существует некий конфликт между организациями или я ошибаюсь?

- Конфликта нет, есть понимание что люди устарели. Ассоциация должна защищать рынок от сотрясении, а не защищать людей, которые сотрясают рынок. Это большая разница. Мы абсолютно открыто заявляем, что КТА - главная угроза туристической отрасли Казахстана. Все названные проблемные компании были в ассоциации и их защищали до конца. В случае с «Алмаз туризмом» Рашида Рашидовна (директор КТА - ред) до конца защищала их и заявляла что будет все хорошо. АТАК считает, что КТА должна перестать единолично представлять весь рынок. Для решения вопросов нужен союз разных ассоциаций. Мы единственная ассоциация, которая за полгода перевернула понимание о том, как может работать самостоятельный рынок. Если говорить о «Байтаке» это фонд общего пользования, где люди будут аккумулировать деньги на такой случай, черная касса. Мы все-таки придем к этому, так как у рынка должен быть собственный фонд, не сформированный государством. Сама система будет выглядеть следующим образом – малые агентства вступают в кооператив и платят взнос, который будет уходить в общий фонд поддержки туристического бизнеса в Казахстане. Эти деньги будут храниться в банке на депозитном счете кооператива и в случае форс-мажорных обстоятельств, как с туроператором «Гульнар Тур» и другими, из этого фонда можно будет, не привлекая к участию государство, оперативно организовать вывоз туристов, если возникнет такая необходимость.

- Последний вопрос. Как обезопаситься казахстанским туристам от таких случаев?

- Если честно, то никак. Вы не обезопасите себя, если сами поедете или через турфирму. Я могу привести массу примеров, когда люди летали через какие-то авиационные сервисы, в три раза дороже получали билеты, чем если бы обратились в турфирмы. Турфирмы знают логистику, как работает система. Есть люди, которые ехали в Грецию, заплатив 2200 евро, хотя можно было за 800-900 улететь. Поэтому всегда берите двойной запас средств. Необходимо минимум запасов на обратный билет и на самые минимальные расходы на проживание. Пусть это будет хостел, или что-нибудь другое. Потому что многие люди ездят на отдых, полагаясь на «аll inclusive». А это неправильно. Всегда должны быть деньги, которые тебя подстрахуют. Каждый раз у туриста должен быть полный пакет документов, все чеки, квитанции с печатями. Когда люди звонят, я им советую зафиксировать траты, и понять, что ты «попал». Знаете, от этого никто не застрахован. Вообще, на рынке нет страхования. Если едете сами, то выбирайте отели, которые не снимают деньги заранее, где можно будет расчитаться по месту пребывания. Пусть у вас дома будут средства, которые потом можно будет положить или внести, чтобы решить вопрос. Бесплатного ничего не бывает, если вам повезло и купили билет за 600 долларов в четырехзвездночный отель, не удивляйтесь, что у вас могут быть проблемы. Так как в среднем билет стоит 530 долларов. Иногда туроператоры вынуждены продавать горящие туры, так как они ранее закупили эти места. Такая  система накапливается, и приносит убытки. В итоге последствия горящих туров приводит к таким случаям, как с Travelsystem, «Гульнар тур». Я бы рекомендовал обращаться к средним операторам, у которых 20 мест в самолетах, и вы меньше всего рискуете. Мне кажется, что сейчас пришло время людей, которые оценивают все риски, дорожат своим временем и средствами.

- Спасибо, за честные ответы!

Нағашыбай Барлыбаев: Қымызды шетелге экспорттауға тырыспаймыз
19 августа 2016
GONZO
просмотров: 2121
Бүгінгі "Сұхбат" айдарының кейіпкері - Солтүстік Қазақстан облысы«Арқалық» ШҚ басшысы Нағашыбай Барлыбаев. Ол пайдалы сусындар өнімін төмендетпей отырғанымен қоймай, оларды өндіруді еселеп арттырмақшы. Бұны palata.kz берген жарқын әңгімесінде айтады. - Нағашыбай Сабарұлы, менің білуімше,сіз қымызды көршілес жатқан қалаларға ғана емес, Ресей Федерациясына да жеткізе жүріп, өз өніміңізді өңірімізден шалғайда жатқан жерлерде сатып жүрсіз.  Соңғы экономикалық оқиғалар өндіріс көлеміне және кәсіпорныңыздың бағалық саясатына әсер еткен жоқ па?   - Біле-білсеңіз, еш әсерін тигізбеді. Шығарып жатқан қымызды Ресейге қалай сатып жүрсек, солай өткізіп жатырмыз. Әрине, бұл бұрын болмаған аса зор көлемдегі тауар жеткізу емес, жай ғана көтерме сауда. Әрине, көршіміздің өз қымыз өндірушілері баршылық, соның ішінде өнеркәсіптік көлемдегілер де, алайда, білуімше, олар жүзеге асыратын бие сүтін қайта өңдеу ресейліктердің ішкі қажеттілігін 10-15% да қанағаттандыра алмайды. - Яғни қазақстандық қымыз өндірушілерге қандай да бір бәсекелестікте болатындай Ресейде бұл орын толтырылмаған болды ма? Бұл жерде сапа жайлы емес, ашылып жатқан шекара, әрине, құлдырап кеткен рубль жағдайындағы баға жайын айтып отырмын. - Дұрыс айтасыз. Тіпті біздің елімізде де ресейлік нарықтарды бір сәтте толықтырарлық өнеркәсіп көлеміндегі қымыз өндірушілер соншалықты көп емес, өзіміздікін қамтамасыз етіп алсақ та жетеді. - Бір сөзбен айтқанда өсіп-дамитын өріс бар делік. Ал сұраныс жағына келер болсақ ше? - Қымызға деген сұраныс бұрын да болды, қазір де бар, болашақта да бола береді. Ал біз шығаратын өнім, жылқы шаруашылығы БҒЗИ мамандарымен бірге алғаш рет Қазақстанда дайындалған классикалық қымыз, «Тентек» таңбасымен және «Қызыл ой» таңбасымен шығатын қымыз өнімі жайлы айтар болсақ, онда дәл осы классикалық қымыз қалалықтарда көп танымал болып отыр. Бұл кездейсоқтық емес, себебі ол таза бие сүтінен, ұлттық дәстүрлер  мен рецептура бойынша жасалады. Петропавлда біздің қымыз дүкендерде, сонымен қатар барлық базарлар мен супермаркеттерде сатылады. Өніміміз Астана мен Көкшетау тұрғындарының, сонымен қатар шалғайдағы ресейлік қалалар – Сүргіт пен Краснодар қалаларының сұранысына ие. Жақында ғана 8 наурызға орай Көкшетаудан көлемді тапсырыс алдық, алайда ең алдымен солтүстік-қазақстандық нарықты қамтамасыз ету үшін бас тартуға тура келді. - «Арқалық» ШҚ өнеркәсіптік өндіріс қарлығашы деп кездейсоқ аталмаған, осы істі бастауда қоқыныш болған жоқ па? -  Әрине, адамдардың үнемі «қымызды осындай көлемде шығаруға бола ма екен?» және «ол қажет сапаға сәйкес келе ма?» деген сияқты сауалдар қоя отырып, өз өніміңе сақтықпен қарайтынын көргенде, бастапқы кезеңде қиын болғанын мойындаймын. Алайда қымызды дәл осы өнеркәсіптік көлемде  шығару өмірдегі мақсатым, ел тарихында қалдырғым келетін із боғандықтан, мен берілген жоқпын, оған өзім де өте қуаныштымын. Ал бүгінгі таңда өнімділігі тәулігіне 1000 литр қымыз шығару жөніндегі шағын-зауыт біздің шаруа қожалық мақтанышы болып отыр. «Халал» куәлігіне ие барлық өнімдеріміз республикалық және халықаралық көрмелерде жеңімпаз атануда. Сөйтіп, 2008 жылғы сәуір айында Алматы қаласында «Қызыл ой» қымызы мен «Тентек» қымыз өнімі «Қазақстанның азық-түлік нарығы-2008» 10 Мерейтойлық Халықаралық көрмесінде Ауыл шаруашылық министрі А.К.Күрішбаевтың қолы қойылған дипломдар мен алтын медальдарға иелік етті. 2008 жылдың тамыз айында өңірлік «Алтын сапа» байқауында шаруашылық Солтүстік Қазақстан облысы Әкімінің қолы қойылған дипломмен марапатталды. 2008 жылдың қазан айында «Арқалық» ШҚ «Ең үздік инновациялық жоба» байқауында екінші орынға ие болды. Осының барлығы шығарып отырған өніміміздің көпшілік көңілінен шықандығына көзімізді жеткізеді, осылайша, жыл өткен сайын өндіріс көлемін арттырып отыруға тура келуде. Міне, бүгінгі күнгі дағдарыс та бізге бөгет бола алмайды. Біз бұрынғы көлемдерді сол деңгейінде сақтап қана қоймаймыз, мысалы, өткен жылы жалпы сауын 36 мыңнан астам литрді құрапты, ал биылдың өзінде осы сатыдан асып, 50 мың литр деген нәтижеге жетуді жоспарлап отырмыз. - Яғни бір орында тұрып қалмайсыздар ғой… - Иә, бизнесте солай ғана жүру қажет – бастысы, өсу және даму. Жалпы алғанда, егер мүмкіндік болып жатса, онда бірнеше бағыттарда, әсіресе ауылдық бизнеске қатысты, дамыған дұрыс. Біліп отырғаныңыздай, біздің қызметіміздің негізгі түрлерінің бірі астық тұқымдастарды өсіру боып табылады. 1997 жылы «Арқалық» шаруа қожалығы өз қызметін осыдан бастаған еді. Ол үшін бізде қажет ауал шаруашылық техникасының бәрі бар, отандық та, шетелдік те: комбайндар, тракторлар, егістік кешендер және т.б. Ал егіншілік тек қана маусымдық сипатта болғандықтан, мал шаруашылығымен де айналысуды жөн көрдік. Сөйтіп, 2004 жылдан бері кәсіпорында қазақтың «Жабы» тұқымды жылқысын өсіру жөніндегі тұқымдық ферма жұмыс жасай бастады. Бұл өлшемдері мен тірі салмағы жағынан қазақтардағы ең ірі жылқы. 2007 жылы қымызды өнеркәсіптік өндірумен айналыса бастадық. Келешекте машиналық сауу типіне үйретілген аналық биелер санын 200 басқа жеткізуді жоспарлап отырмыз, ал жыл бойғы жайылымда ұстау – 500 басқа дейін. Қазірде қымыз өндіру үшін 100 биеден сауым аламыз, ал төрт жыл шамасы бұрын 40-50 бас қана болушы еді. Шаруа қожалығымыздың даму мысалында, қазіргі кезде, барлық ықтималы мемлекеттік кәсіпкерлікті дамыту және қолдау бағдарламаларын ескере отырғанда, бір орында тұрып, дамымай қалу кешірілмейтін дүние дегім келеді. - Өндірісті кез-келген түрде ұлғайтуды сапаға зиян келтірмей жасау керек дегенге келісесіз деп ойлаймын. - Әлбетте. Өзің өндіретін өнім сапасына зиян келмейтіндігіне сенімсіз болсаң, өндіріс көлемінің соңына түсудің қажеті жоқ. Ал біздің қымыздың пайдалылығының маңызды құрамдасы онда консерванттар мен басқа да жасанды қоспалардың жоқтығы болып табылады, себебі сусын алғашқы 7-10 күнде өзінің ең күшті емдік-ықпалды қасиеттерін сақтап тұрады. Сондықтан да фермамыздың басты басымды тұсы тұтынушыларға тікелей ұсынылатын жоғары сапа мен пайдалы қасиеттерді сақтауды қамтамасыз ететін консерванттар қосусыз және 7 тәуліктік табиғи сақтау мерзімімен табиғи классикалық қымыз өндіру болып табылады. Пайдалылық пен сапа – кәсіпорнымыздың басты екі мақсаты осы. Сондықтан да қымыз әзірлеудегі ең үздік халық дәстүрлерін сақтай отырып, барлық технологиялық нормалар мен қажет талаптарды сақтаумен өндірілген жоғары өнім сапасына кепілдік береміз. Сондықтан да біз қымыз пайдалылығы мен сапасына көңіл аудара отырып, әзірше өнімімізді зор көлемдерде шетелге экспорттауға тырыспаймыз.  - Осы сусынның пайдалы қасиеттеріне орала отырып, қымызды пайдаланудың тағы да бір жақсы идеясын ұсынғыңыз келетінін білемін. - Иә, солай болып отыр. Бірнеше жылдан бері қымыз-балшықпен емдеу орнын ұйымдастыру бойынша жобаны жүзеге асырғым келіп жүр. Шаруашылығымызға жақын жерде бірегей, өзінің емдік балшығымен танымал, күкіртті сутекке бай Мінкесер көлі бар. Өткен ғасырдың 30 жылдарының басында ғана Петропавлда балшықтың физикалық әдістерінің алғашқы қазақ өлкелік институты ашылған еді. Сол кездің өзінде ғалымдар көл балшығының қажетті бальнеологиялық қасиеттердің барлық түрлеріне ие екендігін және көбінесе ұзақ уақыттық терапияны талап ететін бірқатар науқастарды емдеу үшін пайдаланылуы мүмкін екендігін мойындаған еді. Іс жүзінде ол Ресейдің Ставрополь өлкесіндегі Тамбукан, Қорған облысындағы Медвежье, Новосібір облысындағы Горькое және Карачи сияқты көлдеріндегі, сонымен қатар Орта Азиядағы шипажай аймақтары және тіпті Израильдегі Өлі теңіз балшықтарына ұқсас. Осыны біле тұрып, біз өзімізге неліктен жеке қымыз-балшық емдік орнын ашпасқа деген сауал қойдық. Бір айта кететіні, бұл идеяға облыс әкімі қолдау көрсетіп, «Даму» қоры арқылы 20 миллион теңге алдық және 2009 жылы Петропавлда құрылысты бастап та кеттік. Қазірде СҚО Кәсіпкерлер палатасының көмегімен аппликация қолдану мақсатында материал – емдік балшықты алу жағынан балшықпен емдеу орны үшін лицензия алу жайлы мәселені шешуге тырысып жүрмін. Егер қолымыздан келіп жатса, бұл нағыз серпін болмақшы. Себебі ең жақын жатқан балшықпен емдеу орны облыс орталығынан 400 шақырым жердегі Қостанай қаласындағы «Сосновый бор» болып отыр, бірақ онда қымызбен емдемейді. Сондықтан да жоғары тиімділікті қымыз-балшық емдеу орнын ашу үшін бар күшімді салғым келеді және осы мәселеде палатаның қолдауына сенемін. - Қазақстанда алғаш болып үмітіңізді ақтап қана қоймай, қалың көпшіліктің көңілінен шыққан қымызды өнеркәсіптік көлемде өндіру жөніндегі инновациялық жобаға бастау салғаныңызды ескере отырып, осы жолғы істің де қолыңыздан келеріне күмәніміз жоқ. Сізге сәттілік пен шыдамдылық тілейміз! - Рахмет!
Дина Жоламан: У женского бокса в нашей стране большое будущее
22 июля 2016
Лаура ЕСЕНБАЕВА
просмотров: 2139
Женский бокс в Казахстане стал популярней после успеха девушек на чемпионате мира

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2966 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2966', { type: 'blog', node_id: '2966', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });