На прошлой неделе казахстанский туроператор Travelsystem заявил о приостановлении деятельности. У пяти тысяч казахстанских туристов был сорван намеченный отдых. В обществе вновь заговорили о новом кризисе в туристической отрасли.Так ли это на самом деле? Почему туроператоры банкротятся и не думают о клиентах? Когда начнут страховать туристов? На эти и другие вопросы для Gonzo отвечает экономический обозреватель, журналист, официальный представитель Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) Денис Кривошеев.
- Денис, на самом ли деле у Travelsystem дела шли плохо? Например, 27 мая Казахстанская туристская ассоциация (КТА) заявила, что отношения компании с авиакомпанией СКАТ урегулировались, и развеяла слухи о банкротстве. Предпринимала ли компания какие-то действия, чтобы выйти из этой ситуации?
- Как я понимаю, в компании никто проблему решить не пытался, а старались тянуть время. И это сейчас становится очевидным. Для меня это понятно было уже 26 мая, когда я встречался с директором Travelsystem. На тот момент сумма ущерба составляла 2,5 млн. долларов. Меня удивляет позиция КТА, которая не менее нас (АТАК – Gonzo) понимала ситуацию и сложившиеся проблемы. Но при этом встала на сторону того, о ком надо было каким-то образом заявить в прокуратуру или в другие органы. Необходимо было выступить в качестве второго обеспокоенного участника рынка. Тогда государство могло бы немедленно среагировать. Тем более, в отличии от АТАКа, КТА является членом Национальной палаты предпринимателей (НПП) и их слушают. Несмотря на активную позицию нас, еще не включили в состав НПП. Соответственно, часть вины лежит на КТА.
- Получается, КТА была чем-то заинтересована в данной ситуации?
- Озвучивать я не могу, это грозит судебным иском. Но сам факт говорит о многом. Если сопоставить данные, когда вопрос касался «Гульнар тур» она была на их стороне, отговаривала участников рынка от резких действий. По «Алмаз туризму» то же самое было. Наверное, поэтому стали обращаться люди, и нам пришлось придумать как решить проблему, создать общество, которое выступало бы противовесом для организации, защищало бы интересы рынка, а не отстаивало бы собственные, никому неизвестные, необъяснимые интересы.
- Сейчас мы видим, что государство активно взялось за туристов, и решается вопрос их возвращения на родину. А что будет дальше с рынком? Кто придет на место Travelsystem?
- Да, вопросы туристов решается и как вы видите ситуация нормализируется. У кого были договоры, чеки, соответствующие документы им будут компенсировать турагенства, так как они не хотят скандалов. Обычно так и происходит. А потом уже компании разбираются со страховыми компаниями. Кстати, страховые компании крайне недовольны ситуацией на рынке и отказываются от лицензий, повышают стоимость. И мы понимаем, что ситуация будет ухудшаться. Потому что такой удар в начале сезона - серьезная проблема, существенный удар, от которого долго будут отходить. Теперь люди будут думать ехать им или не ехать, отзывать не отзывать, рисковать или не рисковать. Пострадавших почти пять тысяч человек, потеря 5 млн. долларов. И это серьезные деньги для маленькой отрасли. Итак снижается покупательская способность рынка. Но с одной стороны это не катастрофическая потеря для рынка. К сожалению, об этом мы ранее предупреждали, но никто не пытался предотвратить, трезво оценить ситуацию, обратиться к государственным органам. АТАК за месяц знала о проблеме компании. По закону мы не имели права заявлять об этом. Но ранее говорили о напряженности рынка. Давно рекомендуем, как выйти из этого, но пока нас не хотят услышать.
Конечно, кто-то обязательно придет вместо Travelsystem. Вообще, спад был очевидным - более 30 процентов. Заказы были крайне не большие. У Travelsystem было 4600 клиентов, хотя в свое время у некоторых компаний было по 20 тысяч и больше. Рынок будет сужаться, и повлияет на это еще нынешний экономический кризис. Люди будут отказываться от путевок, искать более дешевый способ. Кстати, до Алаколя запустили поезд. Хорошая идея для развития внутреннего туризма.
- Как я понял, это нормальная ситуация для отрасли?
- Конечно, ничего страшного и нового не случилось. Мы опять же в той ситуации, когда за все платит агентство. Это плохо. Оно влияет на бизнес. Если бы платили страховые компании, все были бы в шоколаде! Страховые компании, когда заключают договор, имеют очень сильную юридическую базу. Они могут видеть данные агентства, их финансовую состоятельность. То есть, они станут саморегулятором. По их финансовым данным, компании будут кого-то страховать, а кого-то нет. Если оператор постоянно выбрасывает горящие туры, то он работает себе в убыток и рано или поздно ему придется назвать себя банкротом.
- А есть ли еще компании, у которых уже есть проблемы?
- Сейчас есть еще две компании, которым мы будем давать рекомендации. В случае с Романом Мироновичем (директор Travelsystem), лично будем встречаться, консультировать, давать оценку по деятельности компании. Если будем видеть угрозу, то мы больше молчать не будем. Теперь мы будем говорить смелее, так как рынок не понимает намеков.
- Наивный вопрос: а думают ли компании о своих клиентах?
- Нет и никогда! Они все прекрасно понимают ситуацию. И с этим уезжают за рубеж как мы видим. Никто бедно не уехал и не остался. Никто не живет на копейки. Никто ни о ком не думает.
- Хорошо. А как вы прокомментируете заявление депутата Мажилиса Светланы Романовской об отставке министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева, из-за сорванного отдыха казахстанских туристов? Вообще, какова роль ведомства на рынке? Повлияет ли на ситуацию отставка министра?
- Во-первых, это не прямая зона ответственности Асета Исекешева. Он не может всего знать. Это зона ответственности подразделений министерства. Они не слышат рынок, это плохо. Уволят Исекешева, поставят другого, но ничего не изменится. Пока кардинально не поменяется система. А данное министерство более доступное и прогрессивное. Кстати, депутат Светлана Романовская знала о предложенных нами изменениях в законодательство. Я ее уважаю, очень активная, хорошая женщина. Но предложила бы Национальная лига потребителей (С.Романовская председатель лиги - Gonzo) нам сотрудничество, помогла бы озвучить предложения в Парламенте, создать спецкомиссию или рабочую группу к примеру... Но хочу отметить, что в этой ситуации все хороши и все одинаково виноваты. Получается и мы не до конца докричались.
А ведомство регулирует отрасль только законами и как такового влияния на рынок не оказывает. Мы открыто говорили в момент регистрации АТАКа, потребительского кооператива «субъектов туристской индустрии «Байтак», что нужно менять парадигму. Мы считаем, что нужно кардинально менять закон по отношению к рынку. Предложение государства создать по российскому принципу Национальный фонд страхования не поможет. Просто нужно открыть небо, снизить цены на авиабилеты. Поставлять цены на бензин не по 1200 долларов, а по нормальной цене. Сделать бесплатным прилет и посадку внутри страны, или хотя бы внутри территории аэропорта. Это достаточно серьезная поддержка для авиакомпаний. Конечно же страховать самих туристов. И все. А сейчас у нас по миру самые дорогие билеты. К примеру, из Новосибирска в Анталию 330 долларов, а из Алматы в Турцию 530! Мы что, самые богатые? Если государство будет дальше тянуть идею с фондом, они не только напрягут рынок, но и не спасут, когда произойдет большой провал. Потому что из-за отсутствия контроля они не смогут сформировать сумму ущерба. А механизм, который мы предлагаем, такой: все прозрачно, легко решаемо, в конечном итоге никто не остается в убытке. Специальных законов для выездного туриста не нужно. На мой взгляд, попытка государства регулировать хоть как-то рынок только ухудшает ситуацию. Мы находимся в положении цугцванга. У нас был шанс в ноябре, когда мы заявляли о том, что делать. Нас не услышали, но сейчас должны услышать. Везде мы сказали одно и то же. Рынок в состоянии себя урегулировать. А у нас получается, что говорят мы даем саморегулироваться бизнесу, с другой стороны законы не работают и не позволяют рынку предложить механизмы саморегулироваться.
- Если вами предложенные изменения эффективные, то по какой причине их не принимают во внимание?
- А у нас кто-нибудь кого-нибудь слушает? В нашей стране все тотально оглохли! У Пушкина было: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы». Вот примерно так каждый из нас думает, что только он один понимает ситуацию, а коллективного разума никто не пытается услышать. Но идея, предложенная мною, прошла десятки споров, согласования с рынком. Учитывались риски, реакция рынка, последствия. Если бы с нового года мы начали страховать частное лицо, то уже сегодня не было бы проблем. Страховых премий собралось бы столько, что ими могли бы покрыть убытки. Но у нас считают, что проблемы сами по себе рассосутся. Ничего не исчезает. Вспомните, чтобы снизить риски, запретили летать чужим авиакомпаниям. А страховые компании углядели в этом увеличение риска. И скоро наш рынок может остаться вне закона. Страховые компании фактически отказываются страховать турагенства. Представьте себе. когда все начнут так делать.
- С этого года действует поправка к закону о том, что туроператор не имеет права продавать туры напрямую физическим лицам и за каждую группу туристов отвечает конкретный турагент. Помогла ли это поправка рынку?
- Да, закон помог. Но вы знаете, что в свое время КТА отстаивала отмену поправок, а мы были за. В итоге, сейчас на рынке есть порядок. Теперь мы знаем, кто продает билеты, какое это ТОО, сколько денег, кто за что отвечает. Кто бенефециар, кто формирует путевки, кому принадлежать места, и кто кого «кинул». А раньше не было возможности знать, кто есть кто.
- А как обстоят дела с компаниями «Гульнар тур», «Алмаз туризм» и другими? Смогут ли люди вернуть деньги?
- В отношении всех компаний сейчас идут суды, везде разбирательства. У нас беспрецедентное право. Страховые компании вынуждены идти на прецедент, так как видят выигранные дела. Так как обращение в суд обойдется им вдвое дороже, нужно будет оплачивать юридические услуги, пошлины. Прецедент действует, но не так как нам бы хотелось. Все пытаются вернуть деньги, но не все смогут вернуть деньги.
- Кстати, по официальным данным, около 40 турагентств в Казахстане закрылись после скандала с компанией «Гульнар тур».
- Все в мире банкротятся. Вопрос «почему?». Компании просто не справились с убытками. И сейчас мы ожидаем, что закроются не меньше этого. Иногда лучше, когда компания обанкротится, чем заплатить. Во всем мире существует страховка. Человек исключен из байги между всеми, он не участвует. Он свою страховку получил и все. Он не лезет дальше. А вот в Казахстане этого пока нет.
- Хотелось бы узнать о деятельности «Пегас туристик». Ранее вы заявляли, что с приходом этой компании состояние рынка еще более ухудшится.
- Деятельность компании на рынок пока не повлияла. Сейчас у них небольшое количество туристов, являются средним туроператором. На сегодняшнем фоне они немного подусилятся. Мы били тревогу, что она зашла резко, с неправильным бортом, и соответственно, после того как мы разобрались с бортом, дальше не волновались. Есть закон, который нужно исполнять. Если государство решило, несмотря на наши уговоры, что компания должна быть местной, то давайте ее исполнять. Но в данном случае были нарушения. То есть, необходимо поставить всех в равные условия, все должны конкурировать одинаково. Тем более у нас в туризме нет понятия «преференция».
- Когда создовался АТАК, у многих был вопрос, зачем новая организация, когда есть КТА. Мне кажется, что негласно существует некий конфликт между организациями или я ошибаюсь?
- Конфликта нет, есть понимание что люди устарели. Ассоциация должна защищать рынок от сотрясении, а не защищать людей, которые сотрясают рынок. Это большая разница. Мы абсолютно открыто заявляем, что КТА - главная угроза туристической отрасли Казахстана. Все названные проблемные компании были в ассоциации и их защищали до конца. В случае с «Алмаз туризмом» Рашида Рашидовна (директор КТА - ред) до конца защищала их и заявляла что будет все хорошо. АТАК считает, что КТА должна перестать единолично представлять весь рынок. Для решения вопросов нужен союз разных ассоциаций. Мы единственная ассоциация, которая за полгода перевернула понимание о том, как может работать самостоятельный рынок. Если говорить о «Байтаке» это фонд общего пользования, где люди будут аккумулировать деньги на такой случай, черная касса. Мы все-таки придем к этому, так как у рынка должен быть собственный фонд, не сформированный государством. Сама система будет выглядеть следующим образом – малые агентства вступают в кооператив и платят взнос, который будет уходить в общий фонд поддержки туристического бизнеса в Казахстане. Эти деньги будут храниться в банке на депозитном счете кооператива и в случае форс-мажорных обстоятельств, как с туроператором «Гульнар Тур» и другими, из этого фонда можно будет, не привлекая к участию государство, оперативно организовать вывоз туристов, если возникнет такая необходимость.
- Последний вопрос. Как обезопаситься казахстанским туристам от таких случаев?
- Если честно, то никак. Вы не обезопасите себя, если сами поедете или через турфирму. Я могу привести массу примеров, когда люди летали через какие-то авиационные сервисы, в три раза дороже получали билеты, чем если бы обратились в турфирмы. Турфирмы знают логистику, как работает система. Есть люди, которые ехали в Грецию, заплатив 2200 евро, хотя можно было за 800-900 улететь. Поэтому всегда берите двойной запас средств. Необходимо минимум запасов на обратный билет и на самые минимальные расходы на проживание. Пусть это будет хостел, или что-нибудь другое. Потому что многие люди ездят на отдых, полагаясь на «аll inclusive». А это неправильно. Всегда должны быть деньги, которые тебя подстрахуют. Каждый раз у туриста должен быть полный пакет документов, все чеки, квитанции с печатями. Когда люди звонят, я им советую зафиксировать траты, и понять, что ты «попал». Знаете, от этого никто не застрахован. Вообще, на рынке нет страхования. Если едете сами, то выбирайте отели, которые не снимают деньги заранее, где можно будет расчитаться по месту пребывания. Пусть у вас дома будут средства, которые потом можно будет положить или внести, чтобы решить вопрос. Бесплатного ничего не бывает, если вам повезло и купили билет за 600 долларов в четырехзвездночный отель, не удивляйтесь, что у вас могут быть проблемы. Так как в среднем билет стоит 530 долларов. Иногда туроператоры вынуждены продавать горящие туры, так как они ранее закупили эти места. Такая система накапливается, и приносит убытки. В итоге последствия горящих туров приводит к таким случаям, как с Travelsystem, «Гульнар тур». Я бы рекомендовал обращаться к средним операторам, у которых 20 мест в самолетах, и вы меньше всего рискуете. Мне кажется, что сейчас пришло время людей, которые оценивают все риски, дорожат своим временем и средствами.
- Спасибо, за честные ответы!