misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 1070 гостей

«Жаужурек мын бала» vs. «Курманжан Датка»

с нами с 25 ноября 2012

В минувшие выходные мне удалось посетить закрытый показ кыргызской картины «Курманжан Датка», которая, во-первых, вот уже полтора месяца бьет рекорды кассовых сборов в Кыргызстане, во-вторых, была выдвинута на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Сразу отмечу, что картина произвела на меня удручающее впечатление. С кинематографической точки зрения, работа во всех отношениях слабая, неоправданно затянутая с опереточной актерской игрой и достаточно рыхлым сценарием. Впрочем, «Курманжан Датка» на среднеазиатском рынке явление не столько культурологическое или кинематографическое, сколько политическое. Кыргызам нужен был монументальный образ и они его получили. У нас почему-то монументально пока получаются фильмы про первого президента.

Впрочем, после закрытого показа я не слышал сравнений «Курманжан Датки» с «Путем лидера», зато краем уха зацепил фразу «нет, ваш «Мын бала», конечно, круче, но он стоил десять миллионов, а наш фильм всего полтора». И тут мне захотелось отбросить подсчеты «кто сколько потратил» и бешмармачный патриотизм и все-таки прояснить как для себя, так и для других, чем же фильм Акана Сатаева круче кыргызской картины.

Но сначала все-таки нужно закрыть тему денег. Бесспорно, на постановку батальных сцен студия «Казахфильм» потратилась (хотя достаточно большому количеству людей они показались неудовлетворительными) и в этом отношении действительно главную роль сыграл бюджет проекта. Поэтому этот аспект можно смело вынести за скобки. Хотя казалось бы, как можно вынести за скобки батальные сцены в исторических эпиках. Абсолютно спокойно, хотя бы потому, что «Курманжан Датка» и «Жаужурек мын бала» сняты в совершенно разных жанрах.

Если провести аналогии с литературными жанрами, то фильм Акана Сатаева по сути своей является степным комиксом. Все соответствующие комиксу атрибуты в сюжете вполне явственны: на глазах ребенка убивают родителей, он твердо решает отомстить, в следующей сцене команда степных супергероев дерзко расправляются с несколькими врагами, возникает любовная линия, конфликт между главным героем и его другом, перешедшим на темную сторону из чувства зависти, реабилитация героя, покаяние друга и финальная битва.

«Курманжан Датка» в свою очередь пытается быть похожим не то на «Унесенных ветром», не то на «Войну и мир», замешанным на учебнике по истории Кыргызстана. То есть описание быта и обстановки здесь равнозначны с описываемыми событиями. Беда в том, что технически это все слеплено достаточно халтурно. Причем технические проколы до смешного банальны. То в кадре мелькнет персонаж, одежда которого застегнута на пластмассовые пуговицы, то стол Курманжан внезапно оказывается накрытым клеенкой, а на столе стоят явно пластиковые китайские белоснежно чистые пиалы. Иной раз герои говорят одно, а в кадре происходит совершенно другое. Так, например, в фильме есть отличная сцена. Главная героиня принимает весть о том, что на алайцев вот-вот будет совершен набег и нужно бежать. За кадром слышно, что в одной из юрт рожает женщина. Слышится крик новорожденного и Курманжан произносит «Нам нужно скорее уходить, она вот-вот родит». Я при родах никогда не присутствовал, но если голос ребенка слышен, по всей видимости женщина явно прошла стадию «вот-вот родит».

Пройдемся по главным героям: и опять же у фильма Садыка Шер-Нияза явные проблемы. Ему просто неинтересно следить за жизнью главной героини. Курманжан в картине не столько персонаж, сколько символ. Практически, женщина с плаката «Родина-мать зовет!». В картине происходит много ключевых событий, в которых Курманжан не участвует, но всегда кто-то из второстепенных героев произносит мысль, что все это благодаря мудрой и взвешенной полити… благодаря Курманжан. Понятно, что режиссеру было необходимо заявить в 140 минутах все события, связанные не только с героиней, но и с жизнью страны, однако (раз уж имя героини вынесено в название) все-таки нужно было найти несколько минут для того, чтобы показать становление героини, а не констатировать факты закадровым текстом.

В «Мын бала» с героями все достаточно просто. Учитывая, что образ Сартая, Таймаса и Корлан больше собирательные, нежели реальные, сценаристы шустро распределили между ними характеры. Этот герой, этот предатель, этот преданный помощник, а вот это жена, которая по расписанию родит и после смерти юрту поставит. Картонно, без изысков, но симпатично.

Актерский состав. Проблема среднеазиатских актерских школ заключается в одном неприятном факте: у нас есть либо хорошие актеры театра, либо разной степени профессионализма актеры кино. Редко кому удается сочетать эти две профессии. В «Курманжан Датка» играли хорошие (наверное) актеры театра, которые четко отчеканивали каждое слово, делали МХАТовские паузы, рожали лицом ежа, в общем, играли не на камеру, а на зрителя, который (не дай Бог!) заснул на галерке. И если кыргызы еще более-менее справлялись, то актеры игравшие «русских офицеров» больше напоминали артистов провинциальной оперетты.

Мудро в этом плане поступил Акан Сатаев, набрав на главные роли первокурсников из Жургеновки, которым еще не успели вбить в голову основы театральной игры. Асылхан Толепов и Аян Отепберген достаточно легко «подружились» с камерой и смотрелись в фильме органично.

Наконец, режиссура. Тут все просто. «Жаужурек мын бала» снимал самый успешный в казахстанском кинематографе режиссер Акан Сатаев, «Курманжан Датка» снял председатель Союза кинематографистов Кыргызстана Садык Шер-Нияз. Выводов никаких делать не буду, каждый сделает за себя.

Справедлив ли вышеизложенный анализ? Возможно, нет. Уместно ли сравнивать эти две картины? Вполне уместно. Во-первых, казахстанский и кыргызский кинематограф во многом похожи. Правда, в Кыргызстане кино развивается в десятки раз быстрее, чем у нас.

Во-вторых, у обеих картин есть общая цель: воспитание такого зыбкого и трудноописуемого понятия, как патриотизм. И в этом плане, и «Жаужурек мын бала» и «Курманжан Датка» - проекты провальные и проигрышные. Воспитать любовь к своему народу и стране в современности, показывая страну и героев прошлого – идея утопичная, но почему-то оба наших народа активно пытаются ей следовать. В обеих картинах слово государство звучит громче, чем слово народ, а это понятия полярные.

Да, фильм «Курманжан Датка» был необходим кыргызскому зрителю, также как и «Мын бала» был необходим зрителю казахстанскому, поскольку герои прошлого у нас есть, а героев настоящего мы еще не воспитали, не сочинили и не воспели. Эти фильмы своего рода заплатка в национальном сознании, ищущем своего героя.

Ну и наконец, самое печальное, что объединяет обе картины: «Курманжан Датка» не нужен зрителю за пределами Кыргызстана, равно как и «Жаужурек мын бала» не нужен никому, кроме казахстанцев. Поэтому отправлять подобное кино на суд американских киноакадемиков, которых историческими эпиками удивить невозможно, для наших кинематографистов занятие абсолютно бесполезное.

Бен-Гур: жить надо ради любви, а не мести и ненависти
8 сентября 2016
Полина Шиманская
просмотров: 2484
Премьера фильма "Бен-Гур" Тимура Бекмамбетова в Казахстане    
Стартрек - редкий случай, когда сюжет достоин спецэффектов.
27 июля 2016
Дана ХИСИМОВА
просмотров: 2020
В чем секрет успеха премьеры, почему космос - это беспроигрышная тема для фильма и как технологии сделали более реальным.

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2620 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2620', { type: 'blog', node_id: '2620', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });