Управляющего партнера венчурного фонда Andreessen Horowitz Маргит Веннмахерс журналисты называют одним из самых опытных специалистов по связям с общественностью в Кремниевой долине. Она понимает, как подготовиться к появлению не самых лучших новостей, когда нужно надавить на основателей стартапов, чтобы те взяли ответственность за свои решения. Она отвечает на любой звонок в течение 30 минут, будь то блогер, CEO портфельной компании или репортер New York Times. За последние 20 лет Веннмахерс работала, консультировала или была как-то связана со всеми, кто пытался создать стартап или писать о нем. «Она словно маршрутизатор в центре индустрии», – говорит сооснователь Andreessen Horowitz Марк Андриссен.
Веннмахерс можно назвать архитектором Andreessen Horowitz. Ее присутствие оставило неизгладимый отпечаток на сотнях компаний, с которыми она имела дело. Кремниевая долина, пишет Wired, сильно отличается от того, какой она была лет десять назад, именно благодаря Веннмахерс.
До появления Andreessen Horowitz большинство венчурных фондов верили, что отсутствие пиара – это и есть лучший пиар. Они втихую проворачивали сделки благодаря своей закулисной репутации. Но после того как фонд заявил о себе, игроки венчурного рынка также стали публично выступать и рассказывать не только о себе, но и о своем видении будущего. Для технологической индустрии это стало поворотным моментом.
Изгой
Веннмахерс 53 года, она родилась в небольшой немецкой деревне и была младшей среди четверых детей. Ее отец сначала выращивал грибы, а потом разводил свиней. Когда Веннмахерс было 18, ее мать погибла в автокатастрофе. После этого она покинула дом, чтобы учиться бизнесу и языкам. Когда Веннмахерс работала на заводе и занималась металлообработкой, она поняла, что такая жизнь ей не подходит.
По окончании университета в Липпштадте Веннмахерс переехала в Кельн и нашла там работу в техкомпании. В 24 года она возглавила маркетинговый отдел немецкого подразделения Ardent Computer. Через три года ее отправили работать в Сан-Франциско вместе с человеком, который вскоре стал ее первым мужем. Он же и научил ее основам C++.
В конечном итоге Ardent не выдержала конкуренции и закрылась. Веннмахерс год искала новую работу и в итоге ушла в сферу коммуникаций, устроившись ассистентом в небольшое агентство. В конце 90-х вместе с коллегой Кэрин Маруни основала PR-компанию Outcast. Название (в переводе на русский – «Изгой») было выбрано неслучайно: оно описывало тех, кого должны были представлять Веннмахерс и Маруни – нердов, отказавшихся от юридической или медицинской школы ради программирования.
Первые дни Outcast были непростыми. Компанией управляли из спальни Маруни в Беркли или из кухни Веннмахерс в пригороде Сан-Франциско. Первым клиентом был стартап Extensity, который делал программное обеспечение для подготовки отчетов о расходах. Проект, вспоминает Веннмахерс, «был, наверное, самой скучной штукой на всей планете».
Extensity финансировался из специального фонда компании Kleiner Perkins для java-стартапов. Маруни и Веннмахерс убедили одного из ключевых сотрудников фирмы, Джона Доерра, появиться на мероприятии, где основатель Sun Microsystems Скотт Макнили должен был назвать главные стартапы с java. Идея оказалась удачной: журналисты начали писать о тех компаниях, названия которых огласили. Вскоре после этого Маруни и Веннмахерс заключили контракт со стартапом, ставшим их первым настоящим хитом, – компанией Salesforce (выручка в 2017 году – более $8 млрд).
Outcast отказывалась от сотрудничества с клиентами, которые не понимали важности работы компании. Иногда даже в ущерб собственной выручке. В итоге Outсast в 2005 году продали за $10 млн британской Next Fifteen Communications, Веннмахерс и Маруни остались в компании на несколько лет, представляя Amazon, Etsy и другие крупнейшие компании. В итоге Веннмахерс стала работать с Андриссеном и Беном Хоровицом, а Маруни возглавила отдел коммуникаций в Facebook.
Софт пожирает мир
Успех Andreessen Horowitz соотносится с появлением нового поколения предпринимателей из техиндустрии. Образ основателя-гика менялся так же, как и бизнес-динамика стартапов: любой подросток с ноутбуком мог быть потенциальным CEO. Такие перемены привели к притоку молодых талантов в Кремниевую долину – многие из них мечтали стать новым Марком Цукербергом. С самого начала сотрудничества с Андриссеном и Хоровицом Веннмахерс хотела развить и продать эти мечты.
В 2008 году они вместе разработали план, по которому сначала Андриссен дал интервью известному телеведущему Чарли Роузу, где в конце сказал, что «планирует что-нибудь основать». Это было сигналом для инвесторов о сборе денег. Несколько месяцев спустя пара собрала $300 млн, а Веннмахерс добилась, чтобы в Fortune вышел материал о запуске Andreessen Horowitz. После этого фонд позвали главным гостем на ежегодную техконференцию журнала. По масштабам это было сравнимо с дебютом оперного певца в Метрополитен-опера. Через год Веннмахерс стала управляющим партнером. «Наверное, заполучить ее было сложнее всего», – вспоминает Андриссен.
Им с Хорровицом не нужен был пиарщик, который бы в лучшем свете рассказывал про их самые удачные инвестиции. Им нужен был человек, который смог бы собрать истории стартапов и превратить их в нарратив о широком влиянии технологий на бизнес. Как объяснял Андриссен, компания создавала некое подобие бэт-сигнала для инженеров или предпринимателей: если они создавали нечто совершенно новое, то Andreessen Horowitz хотел бы с ними сотрудничать и определять повестку для будущего технологий. Веннмахерс понравилась эта идея.
Она считает, что в мире коммуникаций можно играть либо агрессивно, либо в обороне. Но зачастую лучший способ отстоять свои идеи – это сформировать и создать их. То есть играть агрессивно. Так было с инвестициями Andreessen Horowitz в Skype в 2009 году.
Тогда у Skype был сильный бренд и проблемы с менеджментом – у компании было шесть CEO. Сделка была сложной, Andreessen Horowitz даже не были ведущими инвесторами в группе со своими $50 млн, за которые они получили 2% акций. За контрольный пакет в общей сложности инвесторы заплатили $1,9 млрд. Несмотря на то что многие сомневались в сделке, через восемь месяцев компания Microsoft купила Skype за $8,5 млрд. Веннмахерс знала, что о сделке объявят до открытия рынков на Восточном побережье. Ради этого она попросила Андриссена появиться в офисе в пять утра. Тем утром сотрудник компании прозванивал журналистов и предлагал им обсудить сделку. Веннмахерс соединяла их с Андриссеном, который давал комментарии по теме. В итоге материалы в ведущих изданиях вышли именно с его словами. Веннмахерс успешно использовала инфоповод, чтобы построить репутацию компании.
Сейчас в портфеле Andreessen Horowitz, под управлением которого более $2 млрд,– инвестиции более чем в сто компаний. Среди них Twitter, Airbnb, Buzzfeed, Facebook, GitHub, Groupon, Jawbone, Lyft, Slack, Pinterest, Genius и другие.
Главная задача Веннмахерс – продвигать интересы Andreessen Horowitz, но зачастую она помогает и портфельным проектам. Эрик Райс из Lean Startup называет ее «секретным оружием». Стартап пытается построить новую биржу, создающую стимулы для долгосрочного мышления, – людям сложно объяснить, зачем она вообще нужна. Райс всегда думал, что это обуза для его проекта. Но Веннмахерс, которая занимает должность официального советника, называет это «возможностью».
Контролировать повестку мира технологий сейчас стало проще. Раньше Веннмахерс приходилось прикладывать много усилий, чтобы Андриссен и Хоровиц были в центре бесед, которые происходили на страницах респектабельных изданий. Теперь же у Andreessen Horowitz есть собственный блог, подкаст, аккаунты в соцсетях для продвижения идей компании. Но все равно самые сильные мысли проходят через прессу. В 2011 году Андриссен написал в колонке Wall Street Journal, что «софт пожирает мир». Фраза не только стала объединяющим лозунгом для целого поколения технологических стартапов, но и не потеряла своей актуальности и пять лет спустя и даже стала девизом на сайте компании.
Веннмахерс называют «настоящей королевой Кремниевой долины», а Andreessen Horowitz – одним из самых успешных венчурных фондов. «Наша лучшая роль заключается в том, чтобы объяснить технологии, будущее, рассказать, как оно работает, предупредить о последствиях», – говорит она. Веннмахерс верит, что, если Andreessen Horowitz сможет справиться с этой задачей, компания станет экспертом по всему в Кремниевой долине.