Старая пословица про то, что старый друг лучше новых двух, — определённо народная мудрость. Это я прочувствовала на себе в полной мере, когда уехала в Америку на ПМЖ.
Вообще надо начать с того, что эмиграция — это огромный стресс, сравнимый со смертью кого-то из близких.Мы переезжали из холодной России, где солнце в декабре светило всего лишь шесть минут, в вечно тёплую Калифорнию. Спустя пару месяцев меня словно придавило бетонной стеной: к пальмам, ласковому солнышку и бурлящему океану привыкаешь быстро — и начинается нехорошая рефлексия. Попытавшись разобраться, почему у меня в голове рой депрессивных мыслей, я поняла: ломает без общения с друзьями.
Именно с друзьями, а не носителями родного языка: русскоговорящих в Калифорнии оказалось даже больше, чем я рассчитывала. Но как найти среди них «своего» человека? Пожалуй, этим вопросом задаётся практически каждый эмигрант, если он не социопат или русофоб. Да, есть множество групп в Фейсбуке, где можно просто взять и написать: «Привет, я Лена, журналист и тренер, у меня есть шестилетний сын и муж-татуировщик, давайте дружить!» Но на поверку всё это оказывается не так просто.
Да, на пост ответит несколько человек, но обычно в эмиграции подбирают друзей не по своим интересам, а по интересам детей. По крайней мере, у меня сложилось такое ощущение. Детям ведь в новой среде ещё тяжелее, чем взрослым: мы можем пообщаться со своим косметологом или маникюршей (конечно, русские ходят к русским), позвонить старой подруге по скайпу или торчать на форумах, обсуждая всё на свете. Но моему сыну очень тяжело без русскоязычных друзей: в его школе (он ходит в подготовительный класс) учится только один мальчик, который знает русский. И с его мамой мы ещё не виделись: она очень занята, преподаёт в университете.
Встречаться с незнакомыми людьми ради того, чтобы дети поиграли, — дело, конечно, благородное, но не факт, что мы друг другу понравимся. Тем более что в Америке принято назначать встречи загодя: вряд ли тебе ответят согласием, если ты позвонишь человеку и пригласишь встретить закат на океане через час. У всех свои дела.
В общем, я предпочитаю устанавливать связи с людьми исходя из общих интересов и наличия симпатии. Если человек мне не симпатичен, я не смогу с ним общаться, даже если наши дети будут без ума от игр друг с другом.
Старая подруга, с которой мы регулярно созваниваемся, ревниво спросила меня: «Зачем тебе вообще друзья? Прилетишь летом в Россию, тусанём с тобой так, что тебе на год вперёд хватит!» Не знаю, может быть, я настолько экстраверт, что обязательно хочу делить свои впечатления с кем-то себе подобным. Валяться на пляже, тренироваться до потери пульса в «джиме», исследовать новый маршрут для хайкинга, мечтать, обсуждать. Вокруг такая необъятная красота, и её обязательно хочется с кем-то разделять.
Со мной согласен и муж: ему не с кем обсуждать политику Путина и Трампа, жидкости для вейпа и очередной рэп-баттл. Но заводить друзей ему некогда: он почти всё время на работе, а там дружелюбные, но всё же пока чужие американцы.
Начинать жизнь с чистого листа в новой стране сложно, но это стоит того. И временное одиночество того стоит, ведь оно временное. Я верю, что в нашем окружении скоро появятся (а может, уже появились) люди, с которыми нам предстоят открытия, впечатления и приключения