Примерно так можно охарактеризовать сегодняшние взаимоотношения власти с журналистами и блогосферой. С одной стороны чиновники вроде бы стремятся быть открытыми и лояльными, но на деле мы по-прежнему недополучаем вовремя информацию, шлем в никуда запросы, обрываем телефоны. Почему так? Попыталась разобраться в этом на своих многочисленных авторских семинарах по продуктивному сотрудничеству со СМИ, которые почти год проводим вместе с профессиональным психологом Региной Лариошиной под эгидой офиса ОБСЕ в Казахстане, Верховного суда, Фонда им. Эберта и Академии правоохранительных органов. За это время мы обучили свыше трехсот самых разных специалистов. Рассказывали им о психологии журналистов и блогеров, специфике этой работы, о том, как просто можно превратить их из своих врагов в партнеров, на реальных примерах показывали, как реагировать на троллинг, проводить пресс-конференции и брифинги, отвечать на неудобные вопросы, писать отличные тексты и пресс-релизы, публично выступать и становиться спикером с харизмой, выходить из конфликтных ситуаций и готовиться к ним. Все всегда уезжают довольные и обещают воплотить знания в работе. Но...
По моим наблюдениям, отдача происходит быстрее, когда работаешь с руководителями, им проще сверху внести новые установки. Менее продуктивно тренировать рядовых сотрудников и пресс-секретарей, такие прямо на занятиях говорят:
-Это все здорово, но шеф не поймет.
По сути пресс-службы должны связывать журналистов со своими ведомствами, но на деле они чаще всего занимают оборонительную позицию, как выяснилось не по собственной воле. Как-то с коллегами обсуждали, когда и почему образовалась эта пропасть между госструктурами и журналистами, появились все эти запросы, заранее написанные ответы на высланные вопросы, запреты на пронос записывающих устройств, ограничительные пулы и мониторы вместо живого присутствия на событии. Доходит порой до смешного, например, запись заранее оговоренного интервью без диктофона, лично мне в такой ситуации пришлось вспомнить освоенную в начале девяностых стенографию. Это в 21 веке! Известный журналист и общественный деятель Амиржан Косанов на нашем обсуждении предположил, что началось это отчуждение, когда в пресс-службы стали приходить люди не творческие.
И, действительно, все самые лучшие пресс-секретари в истории - это бывшие журналисты. Есть в нашей работе свои особенности, которые не поддаются директивам и планированию, важные вопросы решаются порой с кондачка или внезапно, в зависимости от происходящего события. Людям не творческим это сложно понять. Сегодня пресс-секретари по большей части стали не посредниками и помощниками руководителей компаний и госструктур, а мальчиками для битья и девочками на побегушках. Их не знают по имени, они не могут напрямую звонить своим начальникам, даже когда возникает информационная атака журналистов и решения надо принимать стремительно. Но вместо того, чтобы давать квалифицированную информацию в такие моменты, они вынуждены отключать телефоны, чтобы не отвечать репортерам и не нервировать своих шефов.
Отдельная тема пресс-релизы, на нашем семинаре именно их обсуждение вызывает самые громкие споры. С одной стороны госслужащие хотят написать анонсы ярко и привлекательно, но с другой не желают менять официальный язык и тысячу чиновничьих требований, которые они обязаны выполнять. В итоге выходят анекдотичные «в мероприятии приняли участие депутат Мажилиса, Председатель Консультативного совета, руководители ведомств» и «За истекший период были достигнуты все поставленные задачи, реализация которых показала эффективность проведенной работы», которые никто не читает, а анонсируемое событие остается без внимания репортеров. Как оказалось анонсы пишутся часто не для журналистов, а для руководителей. Именно для удовлетворения их амбиции составителям пресс-релизов приходится с большой буквы и жирным шрифтом писать не только имена, но и должности и упоминатьих порой в каждом абзаце.
При этом часто внутри этих ненужных строк, где-то на третьей странице! текста прячется важная информация. В неудачных пресс-релизах, которые мы разбираем на тренинге, я нашла новости, что в музее военной прокуратуры собраны редкие документы по надзору начала 20 века, труженикам тыла наконец дали статус ветеранов войны, тысячи детей получили алименты от своих горе-отцов и столько же людей дождались невыплаченную годами зарплату, прокуроры трудоустроили бывших арестантов, а судьи примирили десятки людей, которые сорились порой из-за барана и зарядки для сотового телефона.
Прочитала в этих простынях- анонсах, как с помощью новых камер видеонаблюдения и народных дружинников удалось повысить раскрываемость преступлений, снизились за счет вмешательства властей жилищные тарифы, среди гособвинителей прошел конкурс ораторского мастерства. А ведь все эти вкусные темы так и не дошли до населения, журналисты их просто не разглядели за «в ходе отчета» и «во исполнения послания», в лучшем случае их разместили где-то во внутриведомственных СМИ и на сайтах, которые никто кроме самих сотрудников и их родственников не читает.
Вот и директор института Академии правоохранительных органов Нурлан Даниев на годовой коллегии заметил, что сегодня прокуроры не умеют писать на доступном и понятном языке:
-Есть много методов обучения деловому письму, позволяющих овладеть навыками составления кратких и ясных ответов. И этому надо учиться. Мы начали активно работать и с пулом ораторов Генпрокуратуры, которых мы также будем отбирать для наших курсов. Другой минус – это отсутствие возможности влиять на направляемый контингент. Многие опытные сотрудники, желающие пройти курсы повышения квалификации, не могут сами инициировать свое участие. Этот вопрос полностью находится в руках руководителей и кадровых служб, которые не заинтересованы отправлять наиболее загруженных сотрудников.
Спросила и у одного из опытнейших руководителей по связям с общественностью управления здравоохранения Алматы Лейлы Ахметовой, каким образом ей уже много лет удается дружить с журналистами и работать при пятом руководителе:
- Все дело в руководители и его понимании ситуации. Людям, которые отвечают за связь с общественностью, надо доверять, прислушиваться к ним, к сожалению, не каждый администратор это понимает. Ну и самим пресс-секретарям надо уметь убеждать, настаивать, тогда все получается.
Пресс-секретари и те сотрудники, которые отвечают в компаниях и ведомствах за связь с общественностью– это отдельная должность, которая порой приравнена к помощнику первого руководителя. Ведь именно эти специалисты являются посредниками между четвертой властью и всеми остальными. От того, как они будут работать, общество сможет получать квалифицированную информацию в полном объеме и самое главное вовремя, а не после того, как ее порой в самых извращённых формах обсудят в соцсетях. Ведь если информации нет, люди будут искать ее сами, в менее компетентных источниках.Это в лучшем случае, в худшем они вынуждены додумывать сами.