Как живется профессионалам в Казахстане? Почему за рубеж уезжают самые талантливые? Что даст легализация имени олигархов? На эти вопросы Gonzo ответил журналист, главный редактор медиа-портала Radiotochka.kz Eржан Сулеменов.
- Ержан Казисович, давайте поговорим о профессионалах. Почему их так мало сейчас на рынке? Или времена изменились, и кадры уже не все решают?
- Я думаю, что сейчас профессионалов достаточно много. Оценку количества профессионалов конечно, могут дать кадровые агентства или исследовательские центры рынка труда. Важно просто понять, каковы критерии профессионала? Мои иностранные учителя по журналистике учили меня так: «Профессионал – это тот, кто своей профессией зарабатывает на достойную жизнь. А отличие его от любителя в том, что профессионал делает так, как нужно и правильно, а любитель – так как у него получается». Поэтому, в тех рынках, где ставятся четкие измеряемые цели, там много профессионалов. А там где KPI не понятен, его нет вовсе или результаты измеряются страницами в отчетах и прочими "попугаями" - там и не нужны никакие профи, кроме тех, кто умеет сочинять и обосновывать проекты, а потом сдавать отчеты. Но конечно, квалификация кадров по прежнему важна и решает все. Правда в разных местах требования к этим кадрам разные. В бизнесе нужна эффективность, на госслужбе - лояльность. Но думаю, что скоро кроме преданности и на госслужбе понадобятся качества профессионалов. Вместе с этим, не хватает понятных показателей, которые люди нанимающие хотят достигнуть. К тому же у нас мало кто обращается к статистике и измерениям показателей эффективности своей работы. Ну и самая большая проблема в том, что у нас нанимают профессионалов, а потом им говорят – как надо делать.
- Существует ли рецепт эффективного взращивания профессионалов в казахстанских условиях? Или задатки даются с молоком матери, да и то не всем?
- Профессионализм - он как демократия, не ценность, а всего лишь инструмент. Да и профессионалом может стать любой… но не в любой для себя отрасли. Важны конечно задатки. Нет слуха – не стать музыкантом, но вполне можно стать профессиональным поваром или финансистом. Но и тут конечно важно - есть ли спрос на того или иного профессионала. Может ли местный рынок позволить ему жить достойно. Не зря ведь уезжают за границу балерины и певицы – им нужно расти и качественно и финансово. А рецепт конечно, это - образование и самообразование, ну и мотивация. В американских офисах часто можно встретить слоган на стене: «Мало быть хорошим, нужно быть лучшим!».
- С недавних пор мы стали говорить о патриотизме с приставкой «новый казахстанский», хотя немногие, пожалуй, не имеют представления о том, из каких компонентов он должен состоять. Молодежь должна быть патриотичной, сложно не согласиться с этим, но почему-то в ней преобладают иждивенческие настроения, инертность, отсутствие стремления к профессионализму. На мой взгляд, патриотизм как раз должен исключать эти качества в человеке, особенно среди молодежи.
- Для меня новый казахстанский патриотизм означает комфортную жизнь в стране. Это не только магазины, ночные клубы, спортзалы, это еще и общие стандарты в работе и требованиях. Ну и конечно, понимание конечных целей. Тогда и появится настоящая любовь к месту, где ты живешь. Но пока мы к этому не пришли, иждивенчество и инфантильность остается одной из основных угроз современному Казахстану. Огромное количество людей просто не хотят брать на себя ответственность за свою судьбу, принимать решения и нести за них ответственность. И дело тут не в патриотизме или профессионализме. Дело в отношении к жизни. Западная либеральная модель говорит, что каждый человек отвечает сам за себя, на помощь даже родные и близкие придут только в самом крайнем случае. Поэтому прежде чем «грузить» кого-то, постарайся решить проблемы сам. А если ты по тупости набрал кредитов или наделал долгов – то и выпутывайся сам. У нас же большинство живет по другой модели – что всегда можно свои косяки на кого-то свесить и найти виноватого. Это или государство, или родные, или друзья. Поэтому у многих и нет даже в мыслях упорно работать, учиться, повышать свои навыки – они знают, что можно найти на кого свалить свои проблемы.
- Почему, на ваш взгляд, нынешняя молодежь, выпустившаяся из местных ВУЗов, отмечу это слово, вместо того, чтобы тратить свои активные годы на саморазвитие, служению своей семье, обществу, проявляет склонность к популизму и любит глагольствовать на тему религии, воспитания и пр., будучи не являясь ни муллами, ни религиоведами? Социальные сети тому подтверждение. Мне кажется, что в студенческие годы им не прививают должного понимания о том, каким должен быть профессионал...
- Я уверен, что у ВУЗов нет воспитательной функции, только образовательная. И прививать ответственность к своей собственной жизни должна семья, общество и государство через свои институты. Мотивация к стремлению к лучшему положению – финансовому и социальному, она не может быть задачей университетов. А разглагольствования в соцсетях на разные темы означает полное отсутствие социальных лифтов, которые должны помогать молодым подниматься статусно по госвертикали или в структурах частного бизнеса. Люди идут туда, где им проще поднять свою значимость в своих и чужих глазах. Поэтому и происходит все это. Также хочу отметить, что у нас практически нет экспертного мнения. И это большая проблема для нашей страны. У нас мало публичных экспертов, которые могут понятно объяснить – а что же происходит на самом деле. Это крайне важно для тех, кто хочет принимать самостоятельные решения и потом отвечать за них. Поэтому не редко замечаем в социальных сетях жаркие дискуссии, обсуждения, осуждения...
- Насколько комфортен Казахстан для профессионалов? Если в обществе больше дилетантов и они диктуют правила игры, то профессионалам, должно быть, становится дискомфортно работать в такой среде. Что думаете на сей счет?
- Я не совсем с вами согласен, поэтому не могу сказать что в обществе у нас большинство дилетантов. Вы ведь кушаете в кафе и ресторанах - там вас обслуживают профессионалы, приходите в банки и магазины - там везде профессионалы. Все кто зарабатывает чем-то на жизнь - они и есть профессионалы. Но их уровень зависит от уровня их рынка. Есть кончено, и конфликты – на госслужбе работают другие профессионалы, у них другие взгляды на измерение эффективности их работы. Вот тут начинаются конфликты с теми, кто приходит в госсектор из бизнеса. И мало кто выживает. Но и тут всегда есть выбор: если тебе не комфортно на госслужбе – всегда можно уйти. Искать себя в частном секторе. Но введение корпусов "А, Б", кадрового резерва является признанием власти низкого профессионализма госаппарата. В настоящее время поставили задачу создать профессиональное правительство… Но смогут ли наладить в нем нормальные бизнес-процессы, пока не понятно.
- Последний вопрос. Расскажите о том, что может изменить для профессионалов легализация имени олигархов у себя на Родине?
- Да, сейчас очевидно, что в Казахстане идет легализация капиталов для общественности. Те олигархи, которые еще недавно скрывали свои состояния от огласки, выходят из тени – про них появляются публикации в СМИ, они входят в акционерные общества. Идет процесс формирования «старых» капиталов, некой финансовой аристократии. И очень хорошо, что эти капиталы легализуются в Казахстане, а не в Швейцарии к примеру. Дети и внуки основателей этих семей уже сейчас начинают заниматься новыми несырьевыми секторами бизнеса, да и просто улучшать инфраструктуру вокруг себя. Поэтому здесь конечно, будут необходимы профессионалы в разных областях – от ландшафтных дизайнеров, потому что иметь высокий забор вокруг особняка уже не модно, и до управляющих бизнесом. Для многих найдется работа – ведь тут перестанет работать система "братишек-агашек", ведь в спросе будет качество исполнения работ, а не преданность.
- Спасибо, за честные ответы!