misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 114 гостей

Эрлан Сатыбеков: «Мы можем сообща бороться с религиозным экстремизмом»

с нами с 2 мая 2013

Масс-медиа могут формировать образ страны. Кыргызстан - это островок нестабильности в Центральной Азии или же уголок демократии и свободы? Как в соседнем государстве борятся с религиозным экстемизмом? Может ли Казахстан почерпнуть из опыта Кыргызстана по обеспечению безопасности? Сегодня мы узнаем информацию из первых уст. Гость нашей рубрики – независимый эксперт, журналист и специалист в области религиоведения из Бишкека Эрлан Сатыбеков, с которым нам удалось побеседовать в ходе его лекций в Южном Казахстане.

- Эрлан Саканович, расскажите о нынешней  религиозной обстановке в Кыргызской Республике.

- Она представляется сложной, многогранной, но вполне управляемой.  Исследователи отмечают, что, несмотря на ряд проблем, правительству удалось сохранить уникальность демократической модели госрегулирования в отношении религии и использовать тот позитив свободы выражения мыслей и убеждений, что был наработан за 23 года независимости, и в итоге избежать чрезмерной радикализации в среде верующих.

Хотя, безусловно, властям нужно жестче подходить к деятельности различных конфессий, чтобы не допустить их активизации в политической жизни страны, усиления влияния со стороны экстремистских движений, вовлечения молодежи в деструктивные культы и возможной дестабилизации в масштабах страны. Такое мнение, в частности, неоднократно высказывал президент Алмазбек Атамбаев, ратующий за сохранение самобытности многонационального народа КР, подвергающегося сейчас воздействию со стороны экспортированных из-за рубежа идеологем и догм, чуждых свободолюбивой ментальности кыргызского общества.

- Многое ли сделано за последнее время?

- Безусловно. К примеру, согласно данным «Глобального индекса терроризма 2012 года», подготовленного Институтом экономики и мира совместно с Университетом Мэриленда, Кыргызстан обгонял по степени опасности все республики СНГ! В Центральной Азии мы оказались в числе самых воинствующих, а в мировом перечне – между Боливией и Ливией. В рейтинге Global Peace Index Кыргызстан два года назад занимал 131 место из 158, представляясь наряду с Сомали, Афганистаном, Ираком  и прочими изгоями наименее миролюбивой на планете страной.

Однако все меняется. В глобальном рейтинге терроризма 2014 года Кыргызстан занял уже 112–е место из 160 стран, улучшив результат сразу на 20 позиций.

- Как можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в плане религиозных воззрений?

- В Кыргызстане сложился мультиконфессиональный микс. Несмотря на то, что значительная часть населения исторически исповедует постулаты ханафитского мазхаба суннитского ислама и нормы православного христианства, распространены и другие течения. 

Если в 1990 году в республике действовало 39 мечетей, то к 2014 году их число достигло 2362, плюс 81 исламское учебное заведение. Также зарегистрировано 68 мусульманских центров, фондов и объединений, занимающихся образовательной, просветительской, благотворительной деятельностью и строительством культовых объектов.

Продолжает расти и численность христианских организаций, количество которых к 2014 году достигло 378. Самой крупной является Бишкекская и Кыргызстанская епархия РПЦ Московского Патриархата. До 1991 года в республике существовало 29 приходов, в настоящее же время – 49. В 2012 году православие отметило 140-летие присутствия в Кыргызстане.

Но позиции Русской православной церкви активно теснят другие направления. В стране официально действуют 4 католических, 50 баптистских, 20 лютеранских, 56 пятидесятнических, 38 пресвитерианских и 43 харизматических миссий, а также 31 учреждение адвентистов седьмого дня, 41 - Свидетелей Иеговы, 18 других организаций, плюс 26 зарубежных протестантских миссий. В Госкомиссии по делам религий КР также прошли учетную регистрацию 1 еврейская община, 1 буддистская и 12 общин веры Бахаи.

Конечно, есть положительные стороны влияния религии на жизнь государства. Это укрепление устоев культуры, нравственно-ценностных ориентиров общества и личности, помощь в преодолении кризисов, оказание духовной поддержки гражданам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, меценатство, участие в миротворческо-примиренческих акциях, и в экономической деятельности, в создании новых рабочих мест, и т.д.

С другой стороны, отмечается и негатив. Например, большую озабоченность у сограждан и властей вызывает фактор прозелитизма. Число кыргызов, принявших протестантские и евангелические формы христианства, составляет от 20 до 30 тысяч человек, что существенно в масштабах небольшой страны. Переход в другую веру вызывает критику у мусульманского сообщества, приводит к конфликтам, даже нападениям на подобных неофитов. Кыргызов-христиан порой отказываются хоронить на мусульманских кладбищах и не принимают на христианских.

Согласно данным председателя Комитета по образованию, науке, культуре и спорту Жогорку Кенеша Каныбека Осмоналиева, 70-80% прозелитов - это молодежь до 30 лет, что  приводит не только к межконфессиональным противоречиям, но  и к внутрисемейным конфликтам. Отмечены попытки отказа родителей от детей, «предавших веру предков».

Еще одна проблема связана с тем, что госорганы не в состоянии проконтролировать деятельность многочисленных религиозных учебных заведений, промониторить тот уровень знаний, что дается в стенах подобных  заведений, то, насколько духовное образование соответствует общегосударственным стандартам. По отчетам казыятов, только 20% исламских священнослужителей имеют базовое религиозное образование, полученное в медресе и исламских институтах.

Другой аспект связан с тем, что, несмотря на продекларированную свободу совести и убеждений, власти Кыргызстана открыто заявляют о недопустимости пропаганды идей атеизма и агностицизма, что вызывает недоумение в научных кругах и среди светски настроенной общественности.

Ежегодно в государственных школах возникают проблемы, связанные с ношением хиджаба ученицами, преподавателями и персоналом. Эта тема становится предметом оживленных дискуссий, но в итоге никак не решается.

Не определена и оптимальная модель организации хаджа. Были использованы различные модели, но каждая из них обнаружила многочисленные проблемы и злоупотребления на всех этапах (выделение квот, процедуры формирования списков, оформления виз, стоимость услуг, отчетность по итогам хаджа и налогообложение).

Важное обстоятельство – несмотря на существующий в Кыргызстане официальный запрет по созданию партий на религиозной основе, некоторые  джамааты тесно взаимосвязаны с местными политическими группами, ведущими борьбу за умы электората, за расширение влияния, за экономические и иные ресурсы. Богословы активно привлекаются различными силами в ходе предвыборной гонки для обработки верующей части граждан, взамен получая финансы и покровительство, а также гарантии неприкосновенности.

Подобных моментов много, но при грамотном подходе все это решаемо.

- А что вы можете сказать о противодействии духовному экстремизму?

- По данным 10–го Главного управления МВД КР, только в 2014 году  в Кыргызстане  выявлено 15 фактов, связанных с деятельностью террористических группировок, занимающихся вербовкой, наемничеством и переправкой граждан Кыргызстана в зоны вооруженных конфликтов. Выявлено также 181 преступление экстремистской направленности. Задержаны 145 активных членов радикальных сообществ. Только в Ошской области на сегодняшний день выявлены 32 члена международных террор-организаций. Против этих лиц органы прокуратуры возбудили в общей сложности 29 уголовных дел. В ходе следствия силовики изъяли 13 единиц огнестрельного оружия и более 500 единиц боеприпасов.

Для повышения информированности населения МВД КР выпущено примерно 50 тысяч буклетов «Ислам против экстремизма». За прошедшие полгода это управление заблокировало 5 сайтов экстремистской направленности. А за прошлый год – 15 веб-ресурсов.  Кроме того, ГУ планирует выступить с инициативой о содержании осужденных за экстремизм отдельно от остального спецконтингента в местах лишения свободы, чтобы они не могли вести агитацию и пропаганду среди заключенных.

Госкомитет нацбезопасности КР усиливает работу против деятельности  религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами». По данным спецслужб, сейчас происходит перезагрузка вербовочно-пропагандистской деятельности международной сети «Хизб ут-Тахрир», ориентированной на идеологическую поддержку джихадистского движения в Сирии и Ираке, составной конструкцией которой является призыв к подчинению политики Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ).

Одним из стратегических планов РЭО «Хизб ут-Тахрир» в национальном сегменте является проникновение в среду просвещенной молодежи и создание в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях экстремистской сети. Оттуда в  последующем должны выходить наиболее убежденные последователи «Хизб ут-Тахрир», способные в перспективе  «осваивать» госорганы и быть проводниками  идеологии, суть которой заключается в антиконституционной идее  свержения  власти и построения халифата.

Помимо этого, наиболее опасным эксперты из Кыргызстана считают феномен такфиристско-джихадистского движения. В КР к ним отнесены 4 подрывных организации.  Это «Джамаат Кыргызстана «Жайшуль Махди» («Армия Мессии»), «Джунд аль-Халифат» («Солдаты Халифата»), «Ансоруллох»  и «Ат-Такфир аль-Хиджра» («Обвинение в неверии и уход»).  Решением Первомайского районного суда г. Бишкек от 24 октября 2012 года все они были включены в список организаций, чья деятельность на территории Кыргызской Республики запрещена. 

В частности, много параллелей в деятельности самодеятельной «Армии Мессии», возникшей в Кыргызстане и совершившей целый ряд тяжких преступлений (нападение на бишкекскую синагогу и попытку поджога здания;  разбой в отношении граждан США в Сокулукском районе, и угон их автомашины, которую затем нашли заминированной около здания ГУВД Бишкека с целью совершения подрыва; организацию взрыва около Дворца спорта в Бишкеке; расстрел 3 сотрудников милиции в 8-м микрорайоне Бишкека;  гибель бойца спецназа «Альфа» ГКНБ при спецоперации у села Арашан; убийство свидетеля А.Алферова, и т.д.), прослеживалось с деятельностью группировки «Джунд аль-Халифат» в Казахстане. У обеих организаций было много схожего в организационном плане, в методах агитации и идеологических постулатах. В обоих случаях мононациональный костяк подпольщиков составляли коренные граждане республик, достаточно молодые, без традиционного в подобных случаях присутствия арабских эмиссаров. Экспертов из КР это натолкнуло на мысль, что как  «Солдаты халифата», так и «Армия мессии» могут иметь общие корни происхождения, либо даже спонсироваться из единого источника. Известно, к примеру, что активисты обеих групп были последователями известного российского идеолога джихадизма Саида Бурятского (Александра Тихомирова). Ныне покойный проповедник Саид Бурятский имел личные встречи со своими единомышленниками из Казахстана. Так же на одном из видео-обращений лидер «Жайшуль Махди» Советбек Исламов напрямую обращается к Бурятскому, демонстрируя СВУ, спрятанное в его доме. 

Это позволило спецслужбам Кыргызстана включить «Солдат халифата» в официальный список запрещенных, как и в Казахстане, организаций.

- Какие еще аналогии отмечались?

- В Кыргызстане, после анализа событий 2011-2012 годов в Таразе, Актобе, Астане, поселках  Боралдай и Шубарши, Атырау, Алматы, других схожих фактов, всерьез опасались, что часть преследуемых радикалов попытается просочиться в Кыргызстан, пытаясь найти убежище. Частично эти риски оправдались – 16  мая 2013 года в Бишкеке сотрудниками ГУВД Чуйской области был задержан Саян Хайров, 1975 года рождения, уроженец Западно-Казахстанской области. Он был одним из лидеров подпольной группировки, виновной в трагедии 13 августа 2012 года в Иле-Алатауском национальном парке, неподалёку от Алматы, жертвами которой стали 12 человек, и совершившей еще ряд резонансных преступлений. 15 июля 2013 года С.Хайрова экстрадировали в РК и впоследствии осудили. Не исключено, что его подельник – Заурбек Ботабаев из Жамбыльской области – тоже может скрываться в Кыргызстане…

Такфиристы заинтересованы в наборе радикально настроенных верующих как в Кыргызстане, так и в Казахстане, и переправке их за рубеж для участия в деятельности ИГИЛ (ИГ).

- Сколько кыргызстанцев сейчас в составе ИГИЛ?

- Около 170 человек в возрасте от 18 до 35 лет и старше. Включая женщин, стремящихся выйти замуж за боевиков. Они были завербованы, в том числе с помощью соцсетей, затем переправлены в Сирию через пограничные районы Турции. Минимум 10 выходцев из КР уже считаются погибшими в ходе боестолкновений, а трое захвачены силами безопасности Сирии.

Осознавая эту угрозу, ГКНБ КР заявил в официальном сообщении 7 июля 2014 года, что спецслужбами предпринимаются все меры  по недопущению выезда граждан Кыргызстана в горячие точки.  Также ГКНБ предлагает внести поправки в Уголовный кодекс Кыргызстана по ужесточению наказания за участие в деятельности незаконных вооруженных формирований, по примеру Казахстана, России и Азербайджана.

Также отмечены факты, когда после получения необходимого боевого опыта в Сирии, граждане КР возвращались в республику с задачей развернуть здесь собственный джихад. Один из красноречивых примеров  датируется августом 2013 года, когда в преддверии XIII саммита ШОС в Бишкеке сотрудники ГКНБ обезвредили в Ошской области интернациональную  террор-группу, куда входили двое кыргызстанцев и один гражданин Казахстана. Они готовились к осуществлению в Кыргызстане серии терактов, для чего ими активно приобреталось оружие, взрывчатка, амуниция, средства связи…

- Что предпринимается политическим руководством Кыргызстана в этом плане?

- Многое. В частности, президент Алмазбек Атамбаев 17 ноября 2014 года подписал Указ «О Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы». Концепция призвана реализовать решения Совета обороны от 7 февраля  2014 года,  с учетом положений Национальной стратегии устойчивого развития КР на период  2013-2017 годы, направленной на  защиту прав человека, свободы совести и вероисповедания, совершенствовании системы госрегулирования и взаимодействия с религиозными организациями, дальнейшего укрепления  законности и общественной безопасности, а также принятия мер по сохранению культуры, языка и духовных ценностей народа Кыргызстана, обеспечению самобытности развития страны.

Стратегическая цель – усиление контроля со стороны властей в сфере религиозного развития, и налаживание плодотворных контактов с официальными умеренными конфессиями для совместного противодействия подрывным идеям.

То, что власти Кыргызстана стремятся к контролю и одновременно – к консесусу  с конструктивными религиозными организациями, свидетельствует о стремлении наладить толерантный диалог с умеренными исламскими группами, возможности просветительских диспутов с ними и открытом контроле их деятельности со стороны компетентных органов. Ведь излишне жесткие карательные меры лишь загоняют их в подполье и способствуют их радикализации, общему росту напряженности в Кыргызстана, что в перспективе чревато непредсказуемыми последствиями.

Уверен, что официальной Астане есть что почерпнуть из опыта Кыргызстана в плане обеспечения  религиозной безопасности, так как во многом мы находимся в едином политическом и духовном ландшафте. Багаж накопленных нашей республикой знаний  и практических мероприятий может оказаться весьма полезным для совместной деятельности двух братских республик, заинтересованных в общей стабильности, мире и процветании.

- Спасибо за откровенность!

- Удачи вам и всему мультинациональному и многоконфессиональному народу Казахстана!

Нағашыбай Барлыбаев: Қымызды шетелге экспорттауға тырыспаймыз
19 августа 2016
GONZO
просмотров: 2163
Бүгінгі "Сұхбат" айдарының кейіпкері - Солтүстік Қазақстан облысы«Арқалық» ШҚ басшысы Нағашыбай Барлыбаев. Ол пайдалы сусындар өнімін төмендетпей отырғанымен қоймай, оларды өндіруді еселеп арттырмақшы. Бұны palata.kz берген жарқын әңгімесінде айтады. - Нағашыбай Сабарұлы, менің білуімше,сіз қымызды көршілес жатқан қалаларға ғана емес, Ресей Федерациясына да жеткізе жүріп, өз өніміңізді өңірімізден шалғайда жатқан жерлерде сатып жүрсіз.  Соңғы экономикалық оқиғалар өндіріс көлеміне және кәсіпорныңыздың бағалық саясатына әсер еткен жоқ па?   - Біле-білсеңіз, еш әсерін тигізбеді. Шығарып жатқан қымызды Ресейге қалай сатып жүрсек, солай өткізіп жатырмыз. Әрине, бұл бұрын болмаған аса зор көлемдегі тауар жеткізу емес, жай ғана көтерме сауда. Әрине, көршіміздің өз қымыз өндірушілері баршылық, соның ішінде өнеркәсіптік көлемдегілер де, алайда, білуімше, олар жүзеге асыратын бие сүтін қайта өңдеу ресейліктердің ішкі қажеттілігін 10-15% да қанағаттандыра алмайды. - Яғни қазақстандық қымыз өндірушілерге қандай да бір бәсекелестікте болатындай Ресейде бұл орын толтырылмаған болды ма? Бұл жерде сапа жайлы емес, ашылып жатқан шекара, әрине, құлдырап кеткен рубль жағдайындағы баға жайын айтып отырмын. - Дұрыс айтасыз. Тіпті біздің елімізде де ресейлік нарықтарды бір сәтте толықтырарлық өнеркәсіп көлеміндегі қымыз өндірушілер соншалықты көп емес, өзіміздікін қамтамасыз етіп алсақ та жетеді. - Бір сөзбен айтқанда өсіп-дамитын өріс бар делік. Ал сұраныс жағына келер болсақ ше? - Қымызға деген сұраныс бұрын да болды, қазір де бар, болашақта да бола береді. Ал біз шығаратын өнім, жылқы шаруашылығы БҒЗИ мамандарымен бірге алғаш рет Қазақстанда дайындалған классикалық қымыз, «Тентек» таңбасымен және «Қызыл ой» таңбасымен шығатын қымыз өнімі жайлы айтар болсақ, онда дәл осы классикалық қымыз қалалықтарда көп танымал болып отыр. Бұл кездейсоқтық емес, себебі ол таза бие сүтінен, ұлттық дәстүрлер  мен рецептура бойынша жасалады. Петропавлда біздің қымыз дүкендерде, сонымен қатар барлық базарлар мен супермаркеттерде сатылады. Өніміміз Астана мен Көкшетау тұрғындарының, сонымен қатар шалғайдағы ресейлік қалалар – Сүргіт пен Краснодар қалаларының сұранысына ие. Жақында ғана 8 наурызға орай Көкшетаудан көлемді тапсырыс алдық, алайда ең алдымен солтүстік-қазақстандық нарықты қамтамасыз ету үшін бас тартуға тура келді. - «Арқалық» ШҚ өнеркәсіптік өндіріс қарлығашы деп кездейсоқ аталмаған, осы істі бастауда қоқыныш болған жоқ па? -  Әрине, адамдардың үнемі «қымызды осындай көлемде шығаруға бола ма екен?» және «ол қажет сапаға сәйкес келе ма?» деген сияқты сауалдар қоя отырып, өз өніміңе сақтықпен қарайтынын көргенде, бастапқы кезеңде қиын болғанын мойындаймын. Алайда қымызды дәл осы өнеркәсіптік көлемде  шығару өмірдегі мақсатым, ел тарихында қалдырғым келетін із боғандықтан, мен берілген жоқпын, оған өзім де өте қуаныштымын. Ал бүгінгі таңда өнімділігі тәулігіне 1000 литр қымыз шығару жөніндегі шағын-зауыт біздің шаруа қожалық мақтанышы болып отыр. «Халал» куәлігіне ие барлық өнімдеріміз республикалық және халықаралық көрмелерде жеңімпаз атануда. Сөйтіп, 2008 жылғы сәуір айында Алматы қаласында «Қызыл ой» қымызы мен «Тентек» қымыз өнімі «Қазақстанның азық-түлік нарығы-2008» 10 Мерейтойлық Халықаралық көрмесінде Ауыл шаруашылық министрі А.К.Күрішбаевтың қолы қойылған дипломдар мен алтын медальдарға иелік етті. 2008 жылдың тамыз айында өңірлік «Алтын сапа» байқауында шаруашылық Солтүстік Қазақстан облысы Әкімінің қолы қойылған дипломмен марапатталды. 2008 жылдың қазан айында «Арқалық» ШҚ «Ең үздік инновациялық жоба» байқауында екінші орынға ие болды. Осының барлығы шығарып отырған өніміміздің көпшілік көңілінен шықандығына көзімізді жеткізеді, осылайша, жыл өткен сайын өндіріс көлемін арттырып отыруға тура келуде. Міне, бүгінгі күнгі дағдарыс та бізге бөгет бола алмайды. Біз бұрынғы көлемдерді сол деңгейінде сақтап қана қоймаймыз, мысалы, өткен жылы жалпы сауын 36 мыңнан астам литрді құрапты, ал биылдың өзінде осы сатыдан асып, 50 мың литр деген нәтижеге жетуді жоспарлап отырмыз. - Яғни бір орында тұрып қалмайсыздар ғой… - Иә, бизнесте солай ғана жүру қажет – бастысы, өсу және даму. Жалпы алғанда, егер мүмкіндік болып жатса, онда бірнеше бағыттарда, әсіресе ауылдық бизнеске қатысты, дамыған дұрыс. Біліп отырғаныңыздай, біздің қызметіміздің негізгі түрлерінің бірі астық тұқымдастарды өсіру боып табылады. 1997 жылы «Арқалық» шаруа қожалығы өз қызметін осыдан бастаған еді. Ол үшін бізде қажет ауал шаруашылық техникасының бәрі бар, отандық та, шетелдік те: комбайндар, тракторлар, егістік кешендер және т.б. Ал егіншілік тек қана маусымдық сипатта болғандықтан, мал шаруашылығымен де айналысуды жөн көрдік. Сөйтіп, 2004 жылдан бері кәсіпорында қазақтың «Жабы» тұқымды жылқысын өсіру жөніндегі тұқымдық ферма жұмыс жасай бастады. Бұл өлшемдері мен тірі салмағы жағынан қазақтардағы ең ірі жылқы. 2007 жылы қымызды өнеркәсіптік өндірумен айналыса бастадық. Келешекте машиналық сауу типіне үйретілген аналық биелер санын 200 басқа жеткізуді жоспарлап отырмыз, ал жыл бойғы жайылымда ұстау – 500 басқа дейін. Қазірде қымыз өндіру үшін 100 биеден сауым аламыз, ал төрт жыл шамасы бұрын 40-50 бас қана болушы еді. Шаруа қожалығымыздың даму мысалында, қазіргі кезде, барлық ықтималы мемлекеттік кәсіпкерлікті дамыту және қолдау бағдарламаларын ескере отырғанда, бір орында тұрып, дамымай қалу кешірілмейтін дүние дегім келеді. - Өндірісті кез-келген түрде ұлғайтуды сапаға зиян келтірмей жасау керек дегенге келісесіз деп ойлаймын. - Әлбетте. Өзің өндіретін өнім сапасына зиян келмейтіндігіне сенімсіз болсаң, өндіріс көлемінің соңына түсудің қажеті жоқ. Ал біздің қымыздың пайдалылығының маңызды құрамдасы онда консерванттар мен басқа да жасанды қоспалардың жоқтығы болып табылады, себебі сусын алғашқы 7-10 күнде өзінің ең күшті емдік-ықпалды қасиеттерін сақтап тұрады. Сондықтан да фермамыздың басты басымды тұсы тұтынушыларға тікелей ұсынылатын жоғары сапа мен пайдалы қасиеттерді сақтауды қамтамасыз ететін консерванттар қосусыз және 7 тәуліктік табиғи сақтау мерзімімен табиғи классикалық қымыз өндіру болып табылады. Пайдалылық пен сапа – кәсіпорнымыздың басты екі мақсаты осы. Сондықтан да қымыз әзірлеудегі ең үздік халық дәстүрлерін сақтай отырып, барлық технологиялық нормалар мен қажет талаптарды сақтаумен өндірілген жоғары өнім сапасына кепілдік береміз. Сондықтан да біз қымыз пайдалылығы мен сапасына көңіл аудара отырып, әзірше өнімімізді зор көлемдерде шетелге экспорттауға тырыспаймыз.  - Осы сусынның пайдалы қасиеттеріне орала отырып, қымызды пайдаланудың тағы да бір жақсы идеясын ұсынғыңыз келетінін білемін. - Иә, солай болып отыр. Бірнеше жылдан бері қымыз-балшықпен емдеу орнын ұйымдастыру бойынша жобаны жүзеге асырғым келіп жүр. Шаруашылығымызға жақын жерде бірегей, өзінің емдік балшығымен танымал, күкіртті сутекке бай Мінкесер көлі бар. Өткен ғасырдың 30 жылдарының басында ғана Петропавлда балшықтың физикалық әдістерінің алғашқы қазақ өлкелік институты ашылған еді. Сол кездің өзінде ғалымдар көл балшығының қажетті бальнеологиялық қасиеттердің барлық түрлеріне ие екендігін және көбінесе ұзақ уақыттық терапияны талап ететін бірқатар науқастарды емдеу үшін пайдаланылуы мүмкін екендігін мойындаған еді. Іс жүзінде ол Ресейдің Ставрополь өлкесіндегі Тамбукан, Қорған облысындағы Медвежье, Новосібір облысындағы Горькое және Карачи сияқты көлдеріндегі, сонымен қатар Орта Азиядағы шипажай аймақтары және тіпті Израильдегі Өлі теңіз балшықтарына ұқсас. Осыны біле тұрып, біз өзімізге неліктен жеке қымыз-балшық емдік орнын ашпасқа деген сауал қойдық. Бір айта кететіні, бұл идеяға облыс әкімі қолдау көрсетіп, «Даму» қоры арқылы 20 миллион теңге алдық және 2009 жылы Петропавлда құрылысты бастап та кеттік. Қазірде СҚО Кәсіпкерлер палатасының көмегімен аппликация қолдану мақсатында материал – емдік балшықты алу жағынан балшықпен емдеу орны үшін лицензия алу жайлы мәселені шешуге тырысып жүрмін. Егер қолымыздан келіп жатса, бұл нағыз серпін болмақшы. Себебі ең жақын жатқан балшықпен емдеу орны облыс орталығынан 400 шақырым жердегі Қостанай қаласындағы «Сосновый бор» болып отыр, бірақ онда қымызбен емдемейді. Сондықтан да жоғары тиімділікті қымыз-балшық емдеу орнын ашу үшін бар күшімді салғым келеді және осы мәселеде палатаның қолдауына сенемін. - Қазақстанда алғаш болып үмітіңізді ақтап қана қоймай, қалың көпшіліктің көңілінен шыққан қымызды өнеркәсіптік көлемде өндіру жөніндегі инновациялық жобаға бастау салғаныңызды ескере отырып, осы жолғы істің де қолыңыздан келеріне күмәніміз жоқ. Сізге сәттілік пен шыдамдылық тілейміз! - Рахмет!
Дина Жоламан: У женского бокса в нашей стране большое будущее
22 июля 2016
Лаура ЕСЕНБАЕВА
просмотров: 2177
Женский бокс в Казахстане стал популярней после успеха девушек на чемпионате мира

Комментарии

NUNU NUNU
08 Дек 15:31 # ответить
Был сайт для двоих. Не ужились?
Meirbek Zhumabekov
08 Дек 19:00 # ответить
Это проблема очень актуально сейчас, не знаю что делает кнб, но видео о казахских детях в игил сильно шокировали меня.
Murat Smagulov
08 Дек 22:07 # ответить
Проблема радикализации граждан действительна актуальна на сегодняшний день не только в соседних государствах, но и на всей территории Центральной Азии. К тому же как отметил эксперт между нашими государствами много схожих моментов в плане культуры, традиций, ментальности и самобытности коренного населения. Подавляющее большинство жителей Казахстана и Кыргызстана на протяжении многих веков придерживались и следуют традиционного для Центральной Азии исламского вероисповедания, в частности ханафитского мазхаба и матуридитского вероучения. И оба государства стремятся максимально сохранить исторически закрепившуюся традиционную ментальность, и тем самым противостоять попыткам искусственных культурных и религиозных ломок, ревизии сознания и вероисповедания верующих слоев населения со стороны нетрадиционных и деструктивных течений.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2689 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2689', { type: 'blog', node_id: '2689', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });