Недавно в Forbes.kz появился анализ (http://forbes.kz/process/education/elitnoe_podrazdelenie/), где был составлен рейтинг лучших школ Алматы. Среди них выделились женский и мужской лицеи, которые, несмотря на низкую стоимость учебы, показывают наиболее лучшие результаты с точки зрения наград на международных интеллектуальных олимпиадах.
Лицеи действуют давно, еще с 1992 года. И надо отметить, что на фоне общего падения качества образования в общеобразовательных школах, лицеи помогли сохранить и приумножить интеллектуальный потенциал детей. Конечно, по итогам тестов отбирались лучшие из общеобразовательных школ, но в целом, это 1% из потока соответствующего года. Естественно, талантливых ребят на самом деле больше, но большая часть продолжала учиться в условиях образовательной школы, и если у них были успехи, то вопреки, а не благодаря всем тем условиям, которые были в школах.
К сожалению, часто звучат претензии в сторону лицеев, что они финансируются Турцией, что дети воспитываются так, что ставят интересы Турции выше, чем своей страны. На самом деле Турция была основным спонсором в 1990-е годы, когда население просто не имело средств платить деньги за обучение, и по мере роста доходов плата за обучение поднималась. Также государство, увидев успешный эффект от лицеев, около половины расходов взяло на себя. Турки также настаивали на том, чтобы росла доля местных кадров в преподавательском составе, и сейчас этот показатель превышает 90%. Но самое интересное то, что вся система внутрилицейского воспитания предполагает взращивание патриотизма именно к своей Родине, к Казахстану. У меня большое количество друзей и знакомых, которые отучились в лицеях (сам я не учился в лицее), но не знаю ни одного среди них, кто считает Турцию своей родиной.
У лицеев есть несколько факторов, которые обеспечили им успех. Во-первых, это хорошая организация учебы детей. Во-вторых, это подбор честных и квалифицированных преподавательских кадров. В-третьих, это объективный отбор детей путем тестирования и собеседования, несмотря на все попытки отдельных чиновников протолкнуть своего нерадивого сына. Даже если таковые попытки оказывались успешными, то это было лишь желанием лицея избежать прямого конфликта с чиновником, но сыну все равно приходилось подчиняться внутрилицейским правилам, и он тоже начинал хорошо учиться. В-третьих, это подбор самых сильных школьников, и это создавало атмосферу, что было не комильфо плохо учиться, при этом проживание детей в общежитиях делало детей дружными.
Но это все стандартные условия, которые можно создать и в обычной школе. Тогда как спецификой, которая имеется только у лицеев, является раздельное обучение мальчиков и девочек. Скорее всего, это тоже играет свою роль. В лицеи дети поступают после окончания 6-го или 8-го класса в школе – это период, когда подростки демонстрируют повышенный интерес к противоположному полу, из-за чего может начать «хромать» учеба даже у тех, кто еще вчера тянул на «отлично». Согласно некоторым исследованиям (Россия, Великобритания, Австралия) было выявлено, что степень обученности и качество знаний учащихся при раздельном обучении были на 20% выше, чем при смешанном, а также отмечается ряд других плюсов, связанных с психоэмоциональным здоровьем детей.
Возможно, имеет смысл изучить этот опыт подробнее, потому что лицеев мало, а детей много, и мне лично хотелось бы в будущем своих детей отдать именно в школы с раздельным обучением. Необязательно с первого класса, но после восьмого класса, думаю, имеет смысл поэкспериментировать с раздельным обучением.