Что такое Оскар? По сути, тусовка среди американских профессионалов, не более. Однако, в отличие от прочих фестивалей, Оскар чествует картины, известные простым зрителям. Высоколобые критики предпочитают Канны, однако нам понятнее Оскар. Несмотря на очередной политкорректный ширпотреб, широко представленный в этот году.
Фильм: "12 лет рабства"

Полотно Стива Маккуина о афроамериканце, вышедшем погулять и попавшем в рабство на 12 лет. По сути, название и есть полноценное описание картины. Никаких перипетий и развязок. Много белых плантаторов, чьи психологические портреты гораздо объемнее образов рабов, которые в силу политкорректности вышли одинаково плоскими.
Не лучшая картина режиссера, года и вообще жанра.
Режиссер: Стив Маккуин
Стив Маккуин обладает суровым качеством - он чернокожий режиссер, не снимавший о проблемах чернокожих в Америке. По крайней мере, до этого дня. Любит пытки, истязания, низменные инстинкты, сублимирует на экран зависимость от пороков.
Почему номинировали:
Потому что единственный чернокожий режиссер-интеллектуал после Спайка Ли снял байопик про рабство.
Прогнозы:
Оскар за лучший фильм. И все. Ну, возможно что-то по техническим категориям.
Фильм: "Гравитация"

Картина, которую как-то нечестно распиарал Камерон (один из продюсеров) назвав ее самой лучшей про космос, вызывает сомнения по части жанра - явно не реализм, но с претензией на научфантастику. Нарушения здравого смысла (вроде того, что все спутники собраны на одной линии), конечно не приговор фильму. Однако именно реализм помог зрителю сопереживать в такой заурядной по драматизму картине, как "Аполлон-13. "Гравитация" не менее заурядна, однако там нет и здравого смысла.
В общем, полно гегов, Баллок и эквилибристики в состоянии невесомости - остальное фентези.
Режиссер: Альфонса Куарон.
Удивительный прогресс со времен "И твою маму тоже" - причем больше похожий на регресс.
Мексиканская лента про подростков, путешествующих с тридцатилетней женщиной, заявленная как эротическое комедийное роуд-муви, превращающееся в драму о взрослении - сколько там было Годара, сколько остроумия, изобретательности.
От прежних находок в "Гравитации" осталась лишь формалистская манера - длинные планы, созданные не при помощи операторского искусства, как это было у Тарковского, а при помощи компьютера. Монтажные склейки, затертые цифрой вызывают эффект присутствия, головокружения, аттракциона. У Тарковского эта метода вызывала иные чувства.
Почему номинировали:
Потому что амбициозный проект серьезных воротил и студии. Сандра Баллок получала Оскар, Клуни получал, а вот Куарон нет. Его готовили для триумфа Куарона, не последнего человека в голливудской индустрии.
Прогноз:
Оскар за режиссуру.
Возможно, также за оператора, и за спецэффекты. И иные технические свойства.
Кстати, музыка в фильме - лучшее из всего, что есть. Симфония звуков радиочастот и металла. Тоже Оскар!
Фильм: "Далласский клуб покупателей"

Картина из того же социально-политического разряда, что "12 лет рабства".
Герой Макконахи, узнавший, что болен СПИДом, и ему осталось 30 дней, меняет свою жизнь. Непримиримый гомофоб становится защитником гея в исполнении Джареда Лето, борется с фармацевтическим заговором, попутно становится драгдилером, богатеет, и т.д.
Американская мечта исполняется, даже несмотря на абсолютно безысходную тематику - в этом и плюс картины и минус. Однако, сюжет удивляет, что несомненно хорошо.
Почему номинировали:
За саму тему, и за то, что проект означает перегрузку в карьерах и Макконахи и Лето. Курс на "интеллектуализацию".
Прогноз:
Оскар за лучшую мужскую роль Мэттью Макконахи. Единственная картина, где все крепится на герое.
Фильм: "Жасмин"

Вуди Ален беспрестанно ищет свое эго вне Вуди Алена - тот герой постарел, и никто, ни Бардем, ни Уилсон не могут его заменить даже в одной картине.
Пришел черед Кейт Бланшет.
Рефлексия и неврастения режиссера хорошо передалась и героине Бланшет, чья трагедия неприспособленности к жизни, не соответствия меж реальностью и ее запросами - иронично и просто раскрывается в течении всего фильма.
Режиссер: Вуди Ален
Виртуоза скетчей когда-то обвиняли в неумении сочинять драмы - он научился (Энни Холл). Затем его обвиняли в словесности, и неумении работать с изображением - он учился и этому (Манхэттен). Кажется, будто кредо биографии Алена - это удивлять зрителя. Теперь он разрушает стереотип о поверхностности, вспомогательной функции многих его героинь.
Почему номинировали:
Потому что не могут не номинировать. Ален практически не делает плохого кино. Причем даже его неудачное кино на фоне всего современного конвейера - удача.
Прогноз:
Оскар за женскую роль Кейт Бланшет. Как и Макконахи, она держит всю картину - абсолютно заслуженная нарада.
Фильм: "Великая красота"

Масштабная и кичевая инверсия "Сладкой жизни" Феллини. Только без Мастрояни и самого Феллини.
Те же самые танцы, роскошь, итальянская богема. Но выхолощенность и рафинированность убивают любое проявление жизни, к которой аппелировал классик.
Паоло Соррентино тоже почти классик, однако нет своей манеры, как у Феллини, и это кино так и останется кулуарным триумфом - европейским, теперь и оскаровским.
Почему номинировали:
Паоло Соррентино пятикратный участник Канн. О чем-то говорит? Пора бы и номинировать.
Прогноз:
Оскар за лучший иностранный фильм.
Резюме:
Так уж вышло, что все герои этого года - проигравшие. Льюин Дэвис неудачный музыкант, чья Одиссея не начинается - его не берут даже в матросы.
Волк с Уолл-Стрит Ди Каприо удачлив - но его удачи ничто в сравнении с победами того же Авиатора.
Капитан Филлипс свою войну проигрывает, потому что не победа это и вовсе.
Типичные герои-аутсайдеры Пейна в "Небраске" - далеки от выигрыша.
И даже аферисты, канонично побеждающие в голлливудском финале, в этом году подводят.
Может, это просто совпадение с последними поражениями Америки на всех фронтах, а может, и рефлексия их общества, на ослабление экономики, на потерю контроля в арабском регионе, на утечки Сноудена.
Однако, мы констатируем факт - американцы чувствуют разочарование и это не может не отражаться в кинематографе.