Недавно один мой знакомый, находящийся, как и большинство моих знакомых, в ультразвуковом восторге от «Легенды №17», все-таки посетовал на одну вещь. «Мне не хватило какого-то общего, всеохватного плана СССР, чтобы было видно, что за хоккеистов болел весь Союз, а не только Москва» - сказал он. «Видишь ли, мой знакомый» - ответил я. – «Это тебе не хватило, а им хватило. И забудь про СССР. Теперь есть Россия, Украина, Прибалтика, Узбекистан и …». Тут я хотел добавить «Казахстан», но не добавил. Потому что Казахстана, по-моему, нет.
Не перестаю удивляться стройности и всепоглощающей мощи американской пропагандисткой машины. Вроде бы умные, а следовательно, умеющие критически мыслить люди, освоившись на территории США, превращаются в гуманоидов, мозговые нейроны которых начинают двигаться только в одну сторону. Еще вчера, скептически настроенные по отношению к выкрутасам этого мира, они перестают видеть что-либо, кроме сияющего нимба демократии над Вашингтоном, и не приемлют никакой критики в адрес любой значимой американской институции или инициативы.
Это смешно. Примерно так же, как смешна «Операция «Арго» с иранскими орками и рыцарями-янки. Но идеологическая махина не может быть тонкой и искусной просто в силу собственных размеров – она не удивляет изяществом, а подавляет объемом.
Пропаганда наиболее весома на территории Штатов, но благодаря масс-культу давно вышла за ее пределы. Кто и как борется с ней?
Франция, как и положено стране с цивилизационным статусом культуры, давно проработала комплекс мер, которые столь же эффективны, сколь многочисленны -от дней французского кино и дегустации божоле во всех странах дипломатического представительства, до системы поддержки кинематографа, практически паразитирующего на голливудских фильмах.
Турция, не в силах противостоять США в более-менее открытой борьбе, и на конкурирующих рынках, обрабатывает «нишевые» государства. В том числе – Казахстан. Во-первых, путем спонсирования казахо-турецких лицеев и университетов, выпускающих протурецки настроенную молодежь, которая потом осознанно или даже бессознательно становится корпусом влияния турецкой культуры. Во-вторых, это бесчисленные сериалы, которые оккупировали весь эфир Казахстана – в аулах ничего, кроме них, и не смотрят.
Россия. В 2009 году Минкульт РФ принял решение о возрождении величия отечественного кинематографа, в первую очередь – путем создания блокбастеров голливудского типа, но с российской идеологией. Что-то провалилось, что-то сработало, но в целом будет глупо не признать, что концепция верна. Мы можем смеяться над «Адмиралом», или восхищаться «Высоцким», однако это все, включая «Легенду» и «Сталинград» - звенья одной идеологической цепи, важность проработки которой в Москве очень хорошо понимают. Россия создает своих новых героев, Россия воспитывает generation next .
Узбекистан. Печально, но экономически провальный, политически утопичный Узбекистан делает нас идеологически по всем фронтам. Я был в Париже в 2008 году, и удивился обилию объявлений о днях узбекской культуры во Франции. К слову, прошли они блестяще. В отличие от дней культуры казахской, на открытие которых переводчиков собирали из числа студентов, не уведомив заранее, и не заплатив ни копейки. Полный провал.
Кто бывал в Бухаре и Самарканде, знает, как узбеки чтят свою историю, в каком великолепном состоянии содержат культурные и исторические объекты. И узбеки смотрят свое кино. «Узбекфильм» решает судьбу любого запуска, независимо от источника финансирования, и не могу сказать, что очень плохо – например, «Паризод» Аюба Шахоббидинова очень даже ничего себе.
А американские фильмы идут в одном кинотеатре в Ташкенте.
Что этому может противопоставить Казахстан? Ничего, кроме одного «Жаужурек Мын Бала». Мы существуем на карте мира территориально, но идеологически нас нет. Мы ежечасно и ежеминутно просираем собственную нацию – пока я пишу эти строки, а вы их читаете, в ауле смотрят сотую серию турецкого сериала; в Интернете читают российские сайты; а в кино жуют поп-корн под американский фильм.
И именно поэтому мы не чувствуем себя единой нацией.
И какая, на хрен, это Независимость?