misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 65 гостей

Читать кино

4728 3
с нами с 26 марта 2013

Есть такой список у Фредерика Бегбедера (Бёгбёдера, если хотите) - «Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей». Занятная такая вещь, рекомендуемая. Что-то вроде банальных рейтингов «50 лучших книг, которые вы обязаны прочитать, прежде чем умрете», только в виртуозном исполнении. Это как экранизация Шекспира — все зависит не от темы, а от автора интерпретации. 

Ну вот и я, вдохновленный первоклассными образцами, решил сделать свою опись книг для начинающих киноманов. Надеюсь, она окажется полезной. Во всяком случае, почти у каждого хорошего режиссера наступает момент, когда книги ему удаются лучше, чем фильмы, а каждый синефил однажды понимает, что надо читать, дабы лучше смотреть.
 
1. Георгий Данелия, «Чито-грито», «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна».
 
Великолепная, легкая автобиографическая проза от классика советского кинематографа, прочитать которую следует не только интересующимся кино, но и вообще всем, кто знает, что книги надо читать. Очень сочный, искрящийся язык — книжки затягивают сразу и бесповоротно, и вы можете даже забыть, что  надо бы сходить покушать и выполнить иные потребности. Для киноманов очень интересными будут воспоминания Данелии о тех или иных режиссерских находках в фильмах, которые получались от безысходности или невозможности выполнить начальный замысел, а потом приобретали совсем иное звучание.
 
Ну вот, например: «В Ярославле снимали выноску окна к сцене “Афоня просыпается в комнате Кати” (фильм “Афоня”).. Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой...
 
— Пусть эта телега проедет, — сказал он.
 
Сняли лошадь...
 
...Через год “Афоню” показывали в Лос-Анджелесе в большом кинотеатре. Рядом со мной сидел классик американского и мирового кино, тбилисский армянин Рубен Мамулян. Когда на экране появилась лошадь с бочкой, раздались аплодисменты. После просмотра я его спросил:
 
— Рубен, а почему аплодировали, когда появилась лошадь?
 
Он усмехнулся:
 
— Не думай, что американцы такие тупые, как пишут ваши газеты. Что тут понимать? Он спрашивает: “Ты замуж за меня пойдешь?” И сразу — лошадь с повозкой. Замужем за ним она и будет, как эта лошадь. Я угадал?
 
И я опять не стал уточнять. Кому интересны лишние подробности?»
 
И так будет все время, пока вы читаете книги Данелии. 
 
 
2.   Дмитрий Долинин, «Киноизображение для чайников».
 
По-большому счету, книга рассчитана на людей, интересующихся кинематографов на профессиональном уровне (несмотря на свое обескураживающее название). Но полезна она будет вообще всем, кто кино смотрит. Или кто хочет снять — по-моему, скоро эти аудитории количественно сравняются. Оператор и  режиссер Долинин на пальцах объясняет, как важен на площадке свет, почему вечернее освещение более загадочное, а полуденное — открыточное, с нулевой информацией, и как снимать, к примеру, по ночам. Много внимания в книге уделено композиции кадра — ну а авторский разбор картины Репина «Не ждали» вообще разорвет вам все шаблоны восприятия. Можно даже почувствовать себя экспертом по пространственной живописи и оператором, познавшим тайны бытия. 
Правда, это быстро пройдет.
 
 
3. Александр Митта, «Кино между адом и раем».
 
Популярное пособие для начинающих сценаристов. После того, как вы прочтете таких методичек, рассчитанных на массовую аудиторию, штук пять, то поймете, что работа Митты слегка грубовата и не всегда точна. Но для начала — самое то. 
 
Автор введет вас за ручку в мир под названием «драматургия», и на простых образцах объяснит ее понятийный аппарат. Надо только быть осторожным и иметь ввиду, что Александр Наумович — ярый приверженец трехактной системы драматургии, у него каждая история, независимо от протяженности, должна укладываться в три части. 
 
Это примерно так (мой пример): «Он встал утром, а постели мертвая девушка (завязка, начало первого акта, причем акта не в том смысле, о котором вы подумали). Он побежал в полицию, они приехали, а девушки нет, и они уехали (конец первого акта). Он проводил их, и вернулся в спальню, а там две девушки, причем живые, и одна из них взяла его за руку, и подвела к окну, он выпрыгнул (конец второго акта). Его повезли в реанимацию, он был на грани, но выжил, его откачали. Он вернулся домой, а в доме те девушки, которые его не замечают,  даже если он кричит, а на календаре время — на год вперед. (конец)». 
 
Надо сказать, что три акта, которые увековечил, если мне не изменяет память, еще Аристотель — не есть аксиома. Например, голливудский «сценарный гуру» Роберт Макки считает, что их может быть и пять, ну и вообще принято считать, что голливудская система пятиактная. Так что попробуйте развить историю еще на два акта. 
 
Да-да, а кто тут обещал легкую жизнь? 
 
 
4. Федерико Феллини «Я вспоминаю».
 
Вообще у Феллини несколько книг, но надо сказать, что многие из них пересекаются по контенту, и более того, «Делать фильм» мне показалась откровенно скучной и вторичной.
 
«Я вспоминаю», написанная Шарлоттой Чандлер, самое то. Здесь есть и итальянская легкость, и огромный оптимизм, и незамутненный, чистый вкус к жизни, которым великий режиссер делится с немыслимой щедростью. Это такой итальянский Данелия, только сексуально одаренный, и любящий при случае об этом напомнить. Особенно меня впечатлила сцена знакомства с Марчелло Мастроянни, когда актер, еще не знавший Феллини, с умным видом попросил сценарий. В папке была стопка чистой бумаги, а вверху — рисунок Федерико. «На первой странице я нарисовал человека, которого ему предстояло сыграть, — каким я его видел. Он был один в лодке посреди океана, член его свисал до самого дна, а вокруг плавали обворожительные сирены». Мастроянни, понимая, что режиссер ждет его реакции, поднимает голову и кивает: «Мне понравилась роль, я согласен». 
 
Книга вся такая радужная, светлая, красивая. И лишь в одной главе ошарашивает навалившаяся грусть — там, где Феллини рассказывает о том, почему у них с Джульеттой Мазиной не было детей. И в этом небольшом по объему отрывке, за кружевами нежных слов, явно, словно кровь через салфетку, проступает огромная человеческая трагедия. 
 
 
5. Сидни Люмет, «Как делается кино».
 
Режиссер американский, поэтому книга технологичная, о чем и сразу дает знать  название. Она и начинается таким вот предисловием: «Однажды я спросил Акиру Куросаву, почему в фильме "Ран" он построил кадр именно таким образом. Он ответил, что если бы камеру установили на дюйм левее, в поле зрения попал бы завод "Сони", а на дюйм правее - был бы виден аэропорт: ни тот ни другой объект не вписывались в атмосферу XVI века, воссозданную в фильме».
 
Книга будет очень полезна тем, кто интересуется историей Голливуда и технологией производства кино. Люмет подробно рассказывает, где и какой объектив использовал, с какой высоты снимал, какой ракурс подбирал, и почему продюсерский гнет иногда хорошо, а иногда плохо. В этом смысле Люмет близок к Кончачаловскому, но Андрея Сергеевича все-таки мучают какие-то вопрос бытия, а Люмета мучает только производственная выучка и проблемы технического воплощения своих идей (в верности идей он не сомневается). 
 
Для начинающих режиссеров — самое оно.
 
Сомневаться еще придется не раз. 
 
3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13995
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12826
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx