Мастер меча Миямото Мусаси, живший в начале периода Эдо (1603-1868), участвовал более чем в 60 смертельных поединках, но ни разу не был побеждён. Написанная на склоне лет «Книга Пяти колец» считается выдающимся трудом по теории воинского искусства. Каким же был этот воин в реальной жизни?
«Книга Пяти колец» Миямото Мусаси (1584-1645) и роман Ёсикавы Эйдзи «Миямото Мусаси» были переведены на многие языки, этот мастер меча широко известен как в Японии, так и за рубежом. Однако образ ронина и фехтовальщика, выжившего в бесчисленных поединках, который мы видим в романах, фильмах и комиксах-манга, является художественным вымыслом, он сформировался на основе биографии Миямото, написанной через 130 лет после его смерти (Речь идёт о сочинении «Нитэнки» (1776), которое написал Тоёта Кагэхидэ. При анализе выясняется, что эта книга скорее художественная, наполненная рассказами и легендами.)). Я же представлю вам реального Миямото, каким он видится после научных исследований, а также расскажу об основных его идеях, нашедших выражение в его «Книге Пяти колец».
Самурай периода перехода к мирной жизни в 1600-х годах
Миямото Мусаси ещё в молодости написал теорию искусства боя на мечах, впоследствии дважды её перерабатывал и в последние годы жизни создал «Книгу Пяти колец». После него остались два послания к феодалам-даймё, несколько десятков выполненных тушью монохромных картин в жанре суйбокуга, для которых подтверждено его авторство, сделанный им деревянный меч, гарды меча (цуба) и некоторые другие вещи. Его приёмные сыновья и ученики оставили записи, сохранились документы княжеств, с которыми была связана его деятельность, и объединив все эти сведения, можно составить практически полную картину его жизни.
Мусаси родился в 1584 и умер в 1645 году. Таким образом, он родился тогда, когда бои в разных регионах страны уже отгремели, а страна была объединена, и умер в период укрепления власти сёгуната Токугава. Можно выделить четыре периода в его жизни, которые были тесно связаны с быстрыми изменениями, происходившими в японском обществе:
Ⅰ. Период обучения до 20 лет. Время объединения японского общества и становления общественного порядка Нового времени.
Ⅱ. Период странствий и обретения воинского мастерства с переезда в столицу (Киото) в 21 год до 29 лет. После битвы при Сэкигахара рождается сёгунат Токугава, но сохраняются трения с представителями прежней власти.
Ⅲ. С 30 до 59 лет гостит у разных даймё, изучая различные стороны военной теории. В этот период его приёмный сын Иори получает должность министра (каро) при даймё. Осакская кампания положила конец битвам, окончательно установилась система власти сёгунского правительства бакуфу.
Ⅳ. После 60 лет Мусаси подводит итоги жизни и пишет «Книгу Пяти колец». К власти приходят сёгуны и даймё нового поколения, не знавшие войн.
Портрет Миямото Мусаси (Художественный музей преф. Кумамото, автор неизвестен)
Жизнь, посвящённая поиску «Пути самурая»
Миямото Мусаси в «Книге Пяти колец» называет себя «воином-буси, родившимся в земле Харима». Согласно материалам, оставленным его приёмным сыном Иори, Мусаси родился в самурайском семействе, жившем в земле Харима, неподалёку от замка Химэдзи, но поскольку семья оказалась среди проигравших в ходе объединения страны, Мусаси воспитывался как приёмный сын Миямото Мунисая в Окаяме. Живя в доме Мунисая, которому сёгун Муромати даровал почётное имя «Единственного в Поднебесной» (Тэнка мусо), Мусаси с детства изучал искусство меча, и в 13 лет впервые участвовал в серьёзном поединке, победив известного воина.
После битвы при Сэкигахара в 1600 году в 21 год он направляется в Киото, где побеждает знатоков воинского искусства. В 24 года Мусаси написал трактат по искусству меча «Зерцало Пути воина» (Хэйдокё) в 28 свитках, получил прозвище «Лучшего в Поднебесной» (Тэнкаити) и основал школу Эммёрю. Потом он путешествовал по всей стране, практикуясь в воинских искусствах, и до 29 лет провёл более 60 поединков с риском для жизни, которые все закончились его победой. Последний из поединков он провёл со знаменитым Кодзиро, и то, что он якобы опоздал к условленному времени – вымысел, они в одно время прибыли на безлюдный остров, Кодзиро использовал меч длиной более 3 сяку (более 115 см), а Мусаси свалил его деревянным мечом ещё большей длины.
Как пишет Мусаси в «Книге Пяти колец», после 30 лет он искал более глубокой истины, а около 50 лет обрёл Путь. Изучая события этого периода, мы видим записи, в которых говорится, что в 1615 году, когда ему исполнилось 34 года, он участвовал в Летней Осакской кампании на стороне рода Токугава под началом крупного даймё. Через два года он гостит у правителей княжества Химэдзи, которые жили в замке Химэдзи. Он находится там в качестве гостя, а не вассала, сохраняя свободу, и учит наследника правителя искусству меча. В это время он разрабатывает теорию искусства боя на мечах, и тогда же начинает рисовать монохромные картины в жанре суйбокуга, «картины водой и тушью».
Миямото Мусаси, «Японский сорокопут на сухой ветке» (Кобоку мэйгэки дзу) (Мемориальный музей Кубосо г. Идзуми). Бумага, тушь. В «Книге Пяти колец» он описывает занятия живописью и другими искусствами как один из способов совершенствования в воинском искусстве
Девять лет спустя наследник правителя умирает от болезни, Миямото Мусаси отправляет своего приёмного сына Иори на службу к правителю соседнего княжества Акаси, которому в своё время помог выстроить призамковый город, и сам поселяется в этом княжестве в качестве гостя. Через пять лет, когда Иори исполняется 20, он становится министром (каро) при правителе, и вероятно, такому возвышению немало способствовали заслуги его приёмного отца, Мусаси. На следующий год правителям Акаси вместо их земель дали в управление Кокура на Кюсю, и Мусаси переезжает на новое место вместе с ними. Ещё через пять лет, когда вспыхнуло крупное Симабарское восстание, все княжества Кюсю были отправлены на его подавление, и Иори возглавил армию княжества Кокура, а потом стал главным министром княжества.
В 1640 году 59-летний Мусаси становится гостем княжества Кумамото на Кюсю. В следующем году он представляет правителю список правил боя на мечах из 35 пунктов, но спустя месяц правитель умирает. Через два года Мусаси приступает к написанию «Книги Пяти колец», предназначенной для молодого правителя и его министров, и завершает её через полтора года, за неделю до своей смерти. «Книга Пяти колец» описывает жизнь воина, суть которой составляет обретение мастерства в искусстве меча, чему Мусаси посвятил все свои силы.