misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 103 гостя
Блоги
1093
с нами с 14 ноября 2012

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Действительно, человек зависит от окружающей среды. Особенно от «ближнего круга» — семьи и друзей. Наши мудрецы подчеркивают, как важно выбирать в друзья и учителя хороших и праведных людей: «Создай себе наставника, приобрети себе товарища» — эту мишну из «Пиркей Авот» мы уже разбирали в свое время. Наверное, у каждого народа есть поговорка, аналогичная общеизвестной: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Но что делать, если влияние «ближнего круга» оказывается негативным? Как переломить ситуацию? Наша сегодняшняя мишна дает исчерпывающий ответ: «Уходи в то место, где есть Тора, не говори, что она придет за тобой сама или что товарищи помогут ее обрести; и на собственное разумение не полагайся».

Здесь у нас сразу три мысли, три рекомендации, но центральная из них самая первая: «Уходи туда, где есть Тора». Обратите внимание, в оригинале сказано не просто «иди», но «хеве голе»: буквально «будь изгнанником». В этой фразе заложен глубокий смысл: надо прежде всего отрешиться от всего привычного, от дома, от комфорта — и отправиться искать высшие жизненные принципы, «искать Тору». Такая постановка вопроса отсылает нас к первым словам, которые Б‑г сказал нашему первому праотцу: «Изыди!» — то есть уйди из своей страны, иди в новую страну по пути, который указывает Г‑сподь.

Когда человек остается дома, в привычной среде, он сохраняет все привычки детства и юности, в том числе неправильные: инерцию трудно преодолеть. Дома всегда найдутся те, кто помнит его ребенком и относится к нему (повинуясь той же инерции) как к ребенку; да и самому человеку в этой ситуации трудно смотреть на себя как на взрослого. Наконец, дома, в окружении своих, человеку свойственно думать, что обязательно кто‑то решит его проблемы за него — или, по крайней мере, поможет их решить. Хочешь стать по‑настоящему взрослым — иди из дома учиться в другое место. Как сказано в Талмуде, «це улмад», «выходи и учись».

Понятно, что мишна не призывает молодого человека из Москвы, например, непременно ехать учиться в Петербург. Речь о другом: человек должен всегда стремиться туда, где лучше духовно. От дворовой или школьной компании — к ученым, к праведникам. Это и есть «место Торы».

Кстати, автор мишны, рабби Неорай (его настоящее имя Эльазар бен Арах) испытал это на собственном опыте. Он был одним из самых блестящих учеников рабби Акивы. Однажды он приехал в город, откуда была родом его жена, и обнаружил, что там целебная вода, доброе вино и все блага жизни. Он решил перебраться туда на постоянное жительство. Конечно, сразу позвал к себе близких друзей, когда же те не приехали, заскучал и начал подумывать о возвращении в Явне — центр учености тех времен. Но жена и ее родственники воспротивились: «Как так, ты же лучший знаток Торы, пусть они идут за тобой!..» Короче, когда наш знаток Торы все‑таки вернулся в Явне, он сразу понял, сколько всего позабыл: пришлось стараться изо всех сил, чтобы наверстать упущенное.

И здесь мы переходим ко второй мысли нашей мишны: ни семья, ни товарищи, какими бы хорошими они ни были, не помогут тебе «обрести Тору». Иначе не может быть: ведь человек дружит с равными себе, с теми, кто находится примерно на его уровне. А чтобы «обрести Тору», надо постоянно учиться, постоянно расти. Если ты остался на том же уровне, на каком был год назад, значит, год прожит зря.

Но как согласовать со всем этим заключительную часть мишны: «На собственное разумение не полагайся»? Если надо оторваться от теплого дома, если друзья не помогут, что еще остается, как не собственное разумение?

Впрочем, противоречие тут кажущееся. Завершающая часть мишны отсылает нас к святым книгам, а именно к книге «Мишлей», своду мудрости царя Шломо. А там сказано: «Уповай на Б‑га всем сердцем и не полагайся на свое разумение».

«Уповай на Б‑га» — это цель, ради которой человек «уходит в то место, где есть Тора»: мы учимся мудрости ради праведной жизни, ради того, чтобы улучшать окружающий мир. Тот, кто служит Г‑споду, верно исполняет Его волю, по определению не может поступать неправильно. Но «уповай на Б‑га» — это еще и средство достижения этой цели: надо учиться у тех, кто выше тебя, равняться на тех, кто выше тебя. Именно в этом главный урок мишны. 

Источник

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13999
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12830
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx