Артур сказал, что хочет быть американцем. Ему 10 лет. Скажете, несмышленыш, но так ли уж совсем? А что, если в нем говорит не просто детская наивность, но подсознательное стремление быть частью чего-то большего, в котором далеко не все взрослые могут себе признаться? Да, сейчас он мало знает об истории своей страны, и, похоже, место, где должны храниться эти знания, заняты новой серией Tony Hawk, американской серией игр, так увлекающей наших детей. И я не уверена, что это проблема.
За ужином я спросила, дочитал ли он Гекльберри Финна. В ответ тишина.
- Чего молчишь? Может, по-казахски спросить? – добавляю шутливо.
Смотрю, заулыбался.
- А что? – спрашиваю. – Ты же сам говорил, что ты казах.
- А хотел бы быть американцем!
Признаться, я слегка опешила. Но, пораскинув мозгами, поняла, что все закономерно. Его любимая музыкальная группа – Three Days Grace. Его кумир – Tony Hawk. Он вырос на Никелодеоне, а теперь его заставляют читать Марка Твена. Почему бы и не Америка?
И все же, решила спросить.
- Почему Америка?
Артур сначала пожал плечами, а чуть позже сказал: "А что казахи изобрели, кроме юрты?". Повторюсь, это была реплика, а не вопрос.
Мама принялась рассказывать ему о богатой, по ее мнению, казахской культуре и истории, о великих умах, о бесстрашных батырах… Попутно выдвинула мне обвинение, что, дескать, это всё мои обличительные выпады повлияли на сознание ребенка: "никакого уважения к своей стране!". Возможно, она была права. Но меня в тот момент волновало не столько его безразличие (скорее оно, чем неуважение) к стране, сколько иллюзорное представление о месте, где он никогда не бывал. Я осознала своей среднесрочной целью отучить мальчика от предрассудков, пока они не вытеснили собой желание познавать.
Через минуту я уже держала в руках миллеровский роман, особенно запомнившийся мне антиамериканскими пассажами.
- Хочешь знать, что писал об Америке один известный писатель? – спросила я Артура. - Он, кстати, был американцем, а хотел бы быть французом, - добавила, надеясь завоевать его внимание.
Артур кивнул, и я принялась декламировать отрывок из недетского романа, пытаясь объяснить своему 10-летнему братишке то ли геополитическое устройство мира, то ли простые истины, которым, впрочем, учит не книга, но сама жизнь.
"… И все же нет такого народа на свете, которому было бы так неуютно дома, как американцам. В самой атмосфере здесь носится дух унылого помешательства. (…) Если бы только мир мог заглянуть в сердце Америки и увидеть, что происходит в ее семьях! (…) Для мира будет в тысячу раз лучше, если он перестанет надеяться на Америку и верить в нее (…) Печально сознавать, что страна, имеющая такие огромные возможности, так мало сумела воспользоваться ими. (…)". И прочее, на два небольших абзаца.
Дочитав, я спросила Артура, понял ли он что-нибудь?
- Неа.