misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 75 гостей
Блоги
59096
с нами с 14 ноября 2012

Парни из стали: как приручить кинопрокат?

Сначала Минкульт перенёс показы фильма «Приключения Паддингтона-2». Потом отозвал прокатное удостоверение у ленты «Смерть Сталина». Сразу появилось много версий событий: от очевидных цензурных до совсем конспирологических (что таким образом конкуренты топят прокатную компанию «Вольга»). Факт остаётся фактом: государство, а вместе с ним общественность в лице публичных фигур и активистов пытаются управлять прокатом и регулировать то, что показывают в кинотеатрах. Не в первый раз в истории. Но никогда ничего хорошего из таких попыток не выходило.

Всё народное

Самая очевидная аналогия — СССР. В Стране Советов не было частной собственности: всё было государственным. Общим, то есть ничьим. И прокат, и производство фильмов регулировались одной структурой, Госкино.

После завершения работы над картиной и всех цензурных формальностей фильму назначалась категория. В зависимости от неё печаталось то или иное число копий картины — и она выпускалась в прокат. Это правило обычно упоминается в связи с отечественными фильмами, но на зарубежное кино оно тоже распространялось.

Зарубежные фильмы покупались редко. Покупка была обусловлена, в первую очередь, политическими мотивами. Пока во Франции и Италии были сильны коммунистические партии и вообще левые движения — крутили «Фантомаса» и «Укрощение строптивого». Этим же объясняется популярность, например, индийского кино.

Кадр: “Фантомас”, 1964, реж. Андре Юнебель / Gaumont

 

Такая административная система работала до поры до времени. И весьма относительно. Первое, что убило советскую систему проката, — дефицит. То, чего не было в открытой продаже,, ценилось выше всего. Обувь, одежда, колбаса, билеты в БДТ и театр на Таганке. Иностранное кино — тоже дефицит. Для широкого проката покупали немногое: основной массив французских, итальянских и американских картин был доступен только избранным. Их можно было увидеть на закрытых показах для членов Союза кинематографистов и в отдельных залах, недоступных широкой аудитории. Здесь крутили всё — вплоть до «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини. Кстати, фильмы совершенно необязательно покупали официально: спрос рождает предложение, сплошь и рядом это были пиратские копии, переснятые на фестивалях. В университетском кинотеатре города Тарту, например, студенты могли увидеть чёрно-белую версию «Фотоувеличения» Антониони. Попросту — экранку: кто-то поставил камеру в зале на фестивальном показе, снял на плёнку Шосткинского химкомбината — и дальше копия пошла гулять по кинотеатрам.

Во-вторых, чёткую субординацию, конечно, прихлопнуло появление видео. Магнитофоны привозили из-за границы вместе с парой-тройкой фильмов. Кассеты стали гулять по рукам внутри страны. На них — запретные плоды: «Последнее танго в Париже», боевики, «Эммануэль».

В итоге прокат просто обнулился. Ходить в кино стало незачем. Обычно это явление связывают с «лихими девяностыми» — распродажа таможенного конфиската в фойе окраинного кинозала стала частью поэтики времени, — но начался процесс раньше. На короткое время публика в кино вернулась во второй половине восьмидесятых, когда на экраны выплеснули поток ранее скрытого, запрещённого и неизвестного. А потом всё кончилось. Именно благодаря тому, что регулировать прокат и при этом сохранять его прибыльность невозможно. Зрители уйдут в другие места — на закрытые сеансы и домой, к видикам. А просмотр патриотических лент Юрия Озерова и Михалкова-Верещагина-Златопольского оставят редким меланхоликам, которым плевать, что в кинотеатре смотреть. Лишь бы целоваться не мешали.

Блюстители нравственности

Другой пример, куда более любопытный, — Америка. Там прокат пыталось регулировать не правительство, а общественность. В 1930 году ассоциация производителей и прокатчиков фильмов приняла соглашение, оставшееся в истории под названием Кодекс Хейса. Если совсем грубо — они договорились, что не показывают целый ряд образов и действий на экране. Например, не выводят в качестве отрицательных персонажей священников любых конфессий. Самый известный пример — анекдотический: если в кадре появляется супружеская спальня, то мы должны видеть не одну двуспальную кровать, а две односпальные. Причём стоящие на расстоянии не менее трёх метров друг от друга. Нельзя показывать преступления так, чтобы они вызывали симпатию зрителя. Естественно, никакой обнажённой натуры, никаких убийств, никакой крови — только высокая духовность и скрепы. Ничего странного нет в том, что в последние несколько лет минкультовские чиновники и президент по очереди говорят о необходимости «своего кодекса Хейса». И забывают о том, чем дело кончилось. Примерно тем же, что и в СССР.

С одной стороны, этот кодекс совершенно не мешал расцвету американского кино. Ни Хичкок, ни Селзник, ни Кларк Гейбл от этих запретов не страдали. В эпоху действия кодекса вышли и «Унесённые ветром», и «Это случилось однажды ночью», и комедии братьев Маркс.

 

Кадр: “Психо”, 1960, реж. Альфред Хичкок / Paramount Pictures

С другой, киноиндустрия всё-таки похожа на индейца-собирателя. Она питается подножным кормом. Актуальными фигурами литературы и музыки, современностью в самом широком смысле. Кодекс Хейса кинематограф этой пищи лишил. Студии проморгали или попросту не смогли себе позволить работать со множеством тем и образов. Многие книги тоже остались без воплощения на экране. В тридцатые на студиях работали и Фолкнер, и Хэмингуэй, и Стейнбек. В пятидесятые никому в голову не приходило привлечь к созданию фильмов актуальных писателей — именно по причине их возмутительности. Где кодекс, а где «Нагие и мёртвые» Нормана Мейлера? Какая «Лолита», когда поцелуи на экране нельзя показывать? Правила этики вступили в очень жёсткую конфронтацию с самим духом времени.

Наконец запреты сработали против самих себя. Запрет на демонстрацию обнажённой натуры только увеличил интерес к «Презрению» Годара, в котором можно лицезреть задницу Бриджит Бардо. Нельзя показывать кровь и насилие — тем привлекательнее спагетти-вестерны. В итоге Голливуд времён кодекса Хейса сожрал сам себя. Потерял зрителей и разрушил ту систему, благодаря которой функционировал.

Дух дышит, где хочет

Эти два примера — государственного и общественного регулирования проката — вполне ярко иллюстрируют простую и очевидную, в общем, мысль. Дух дышит, где хочет. Тут дело даже не в творчестве: любая попытка регулировать бизнес, устанавливать общие правила, вводить плановую экономику заканчивается коллапсом. Тем более в кинопрокатном деле. Тут по определению должны цвести сто цветов — иначе зрители из кино уйдут.

Конечно, жалко кинопрокатную компанию «Вольга», которая потерпела серьёзные убытки в связи с тем, что у неё слетело сразу два релиза. Жалко и зрителей в самом широком смысле. Они не получили два отличных фильма в важнейших сегментах: детское кино и комедия. Но ничего, наверстают. «Паддингтон» выйдет на экран позже, «Смерть Сталина» уже гуляет вовсю по сети и наверняка даже что-то соберёт в онлайн-кинотеатрах (пусть и сильно меньше, чем могла бы собрать в реальных залах). Но бесследно это не пройдёт: потеряет от попыток «кошмарить бизнес» кинопрокат как институт. Ну и государство. Ни СССР, ни Америка тридцатых до наших дней не доползли, крякнули. Потому что слишком верили в своё могущество и в то, что могут управлять всем на свете. Даже тем, что по природе своей неуправляемое и живое.

Источник

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13999
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12830
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx