Все люди тратят деньги по разному – для одних важнее норковая шуба, другим ботокс, третьим банкет на 1000 человек. Но есть люди-пилигримы, для которых превыше всего впечатления из разных концов света. Я отношусь к этой категории. Путешествия для меня это опыт, знания, которые черпаю от разных людей и их традиций. Искренне радуюсь любой поездке, будь то Каскелен или Португалия и думаю по этой причине в каждом путешествии со мной случаются настоящие чудеса. Не всегда, правда, они счастливые, скажем не случилось у меня отношений с приторным Стамбулом, лживым Таиландом и Китаем, но это ведь это же опыт.
Первая моя самостоятельная поездка была в Москву , как провинциальная Фрося Бурлакова остановилась тогда у дальних родственников, которые не скрывали своего недовольства моим краткосрочным визитом. Расстроенная таким неожиданным для нас южан «гостеприимством», в слезах отправилась гулять по Белокаменной. В ГУМе меня неожиданно окликнул парень:
-Полина, как вы устроились у своей бабушки?
Я опешила, оказалось, что это мой земляк из Талдыкоргана , летел вместе со мной в самолете и видел, как меня встретила бабушка в аэропорту. Мы разговорились, я пожаловалась на свое неуютное размещение, в итоге оказалась в компании казахстанцев, где меня приютили, накормили и обогрели. Тогда серые тона моей первой поездки перекрасились в оранжево-солнечные.
Такое же гостеприимство я встретила и в холодной Шотландии. Там на пустой трассе из Эдинбурга у нас внезапно сломалась машина. Пришлось идти до ближайшей усадьбы за помощью. В одиноком доме, куда мы постучали, жила пожилая семейная пара. Мужчина тут же отправился помогать с починкой автомобиля, а женщина напоила чаем, усадила рассматривать их семейные альбомы, расспрашивать о нашем далеком Казахстане. Я провела с ней трогательные три часа, за которые мы узнали друг о друге кажется все.
В Шри-Ланке я попала в хижину местного жителя Васанты. Мужчина с женой и двумя детьми жил прямо под пальмами. Их дом снесло цунами, а на новый накопить пока не удалось, пришлось сооружать что-то вроде шалаша. Но это не лишило Васанту, владеющего несколькими языками, в том числе и русским, отпимизма.
-Счастье – это просто жить! – приговаривал он и жарил для нас на костре каких-то безумно вкусных морских гадов. В тот день я объелась в доме бедняка до боли в животе.
А хозяин гостевого домика с маленького болгарского острова Новый Несебр Николай научил меня ценить вино. Каждый день абсолютно бесплатно он устраивал нам дегустацию своих вин.
-А как же печень? – все переживала я.
-Вино – это лекарство, его надо в аптеках продавать, оно сосуды чистит, - настойчиво наливал Николай.
В Грузии я эти навыки только оттачивала на празднике молодого вина, куда привел нас самый красивый грузин в мире - Важа. Ресторатор Димитрий угощал «за счет заведения» арбузами и влюбил на всю жизнь в песни Нино Катамадзе. На празднике какой-то фамилии я так танцевала, что парень – ровесник моего сына- вызвал свою родню, потому что решил жениться на мне.
Красивые и высокие мужчины в Сербии тоже все порывались оставить меня у себя, но запомнила я женщину в поселке Малые Кошмары с говорящим именем Хризантема. Она много лет выращивала сотни хризантем в своих теплицах.
В Испании с подругами мы увидели небесной красоты испанца и вслух начали его обсуждать:
-Я бы увезла этого мачо домой! – восхитилась Наталья.
-Да ты его не прокомишь! - предположила Елена.
-Я буду днем и ночью работать!
-Девушки, а вы откуда? – поинтересовался на чистом русском языке высокий и статный Владан. Оказалось он никакой не испанец, а серб.
Когда я рассказывала эту историю в Сербии, местные мужчины смеялись: -Как ты могла спутать испанца с сербом? Они же все низкорослые. Точно так же я познакомилась в Милане с итальянцем, который оказался поляком. Он угощал меня борщом и рассказывал о своей родине.
Кто бы мог подумать, что через пар месяцев я окажусь в Польше и навсегда влюблюсь в нее тоже. Кстати, там я впервые сфотографировалась со своим однофамильцем. Это в Казахстане моя фамилия редкая, а там каждый второй Шиманский.
Польшу открывали для меня разные люди – Радослав, Анждей, Инка, Доминика. Последняя очень похожа на героиню фильма «Любовь с акцентом». Я, конечно, пересказала Доминике, о чем это кино.
В этом году в Фейсбуке увидела, что она дважды съездила в Грузию, надеюсь так же удачно все сложилось, как и у героини.
Вспоминаю Алихан из придорожного кафе по дороге на кыргызский Иссык-Куль. Буквально на пустыре они всей семьей воздвигли свое кафе и украсили его различными фигурками. Проехать мимо этого диковинного ресторанчика просто невозможно.
-Даже не верится, что тут когда-то были кушары, а теперь у нас такое яркое кафе. Не надо ничего боятся в жизни, главное работать и все получится, - убеждала она.
В Литве экскурсовод Дана рассказала мне секрет чистоты на улицах Вильнюса:
-Как-то я увидела парней, щелкающих семечки, подошла и протянула им ладони, чтобы они туда скидывали щелуху. Парни извинились и тут же выбросили семечки.
Этот метод я практикую теперь дома, и тоже всегда срабатывает. Недавно в Испании решила пройти по королевской тропе по отвесной скале. Апогеем этого безумия стал висячий мост над пропастью в 200 метров глубиной. У меня было началась настоящая паника, но мне протянул руки местный инструктор и сказал:
-Доверься мне! Лучшее средство победить страх – это войти в него!
Я доверилась и прошла, глядя все эти 20 метров ему в глаза. Испанцы они такие бесстрашные. Как-то в Андалусии я пережила землетрясение магнитудой 6,6 баллов. Но на улицы никто кроме меня и моих близких никто так и не выскочил, соседи только успокаивали с балкона:
-Don t worry!
Потом и знакомый Хавьер, выслушав мои причитания, а том, как страшно кровати катались по комнате, сказал:
-Ты жива и это самое главное, зачем вспоминать былое? Умереть можно везде, даже поскользнувшись на корке банана в благополучном Амстердаме, поэтому надо радоваться каждому дню жизни.
Но самый важный урок я уяснила для себя дома. Как-то в пору моей работы в новостях телеканала КТК, мы приехали снимать поселок между Сарыозеком и Талдыкорганом. Местные чиновники пытались нам показать что-то в стиле «Хабара», а нам хотелось «ктковской» грязи. Нашли, конечно, сняли каких-то вечно недовольных бездельников и довольные засобирались домой. Время было уже позднее, до Алматы надо было пилить километров двести. Но чиновники позвали нас поужинать, заранее накрыли стол в местном кафе. Садиться за стол с теми, кого потом вынужден будешь критиковать, было неудобно и мы отказались. Потом в темноте трижды не могли выбраться на трассу, дорога упорно приводила нас обратно к оставленному ресторану. Сначала мистика смешила, а потом начала пугать. На четвертому круге мы вошли в кафе, извинились, попили , приготовленный для нас чай:
-Никогда не отказывайте хозяевам в приглашении за стол. Тем более перед дальней дорогой. Получите «Ак жол» и дорога откроется, - сказал тогда местный аким.
Так я и делаю всегда, и дороги мне открываются.