misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Степан Ковалев01:51 10 мотивирующих цитат Абая этом плане (интересно чтобы ответил Абай на рабты Энгельса и Маркса )... ведь вроде они как раз В одно время жили ... неушто Абай не читал Маркса (или попросту -не восприянл всерьез ?!- А ведь Мы и наши Прадеды Комунизму отдали 75лет вроде)...Интересно конечно чтоб он сейчас сказал (уже обернувшись на опыт СОВКА ...) - Я могу лиш предположить ... Но Егобы весже это както да Озадачило ..." вероятнее подумалбы - А МОЖЕТ И ВПРАВДУ - В Обмене БУСАМИ есть чтото негативное и порочное (рас ШЯС ВСЯ Экономика мировая Зависить -Он НЕ СУШЕСТВУЮШЕГО ресурса (т е Трансизного ресурса -Который еше и обеспечавается "МАЛО ЧЕМ "- вошем -Я думаю (точнее предполагаю ) что Абай и не мог представить даже -как Будет Вобше работать Мировая экономика сейчас (что такие- будут взаимо расчеты, И Взаимо зависимости )
С нами
Сейчас online
А также 187 гостей
Блоги
2566 6
с нами с 18 декабря 2015

Наша кривая реальность

Мы все думаем, что мы демократичны, либеральны, непредвзяты, справедливы и в целом чудесно полноценны в нашем текущем проявлении себя и осознанном восприятии реальности. Мне жаль вас разочаровывать, но есть несколько когнитивных искажений, благодаря которым наше суждение и восприятие реальности (а значит и принимаемые нами решения) становятся далеко не такими объективными и рациональными, как мы привыкли считать.

Будучи мусульманкой в платке вот уже несколько лет и слыша однотипные вопросы, реплики и претензии, я всем отвечаю, объясняю, твержу одни и те же прописные истины. Мне не надоело, нет, я буду объяснять столько, сколько потребуется. Меня больше удивляет ограниченная стандартность стереотипных предубеждений у взрослых образованных людей. Иногда в дискуссии о платке я могу с 90% точностью предсказать следующую фразу собеседника. Это говорит о том, что, к сожалению, у нас нет разнообразия или креатива в мышлении, как нет и критического восприятия информации, круглосуточно впихиваемой в наши головы со всех сторон. Мы все стремимся куда-то в будущее, в тридцатку развитых стран, и ставим перед собой глобальные цели, но мыслим так же, как мыслили десять, двадцать и даже пятьдесят лет назад. Наши основные парадигмы восприятия информации остались такими же. Если человек хоть чем-то отличается от большинства, то его тут же публично "затаптывают", кидаясь в него категоричными утверждениями. Поэтому я решила структурировать основные предрассудки и предубеждения и проиллюстрировать их на разных примерах - женщины-мусульманки, ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) и ВИЧ-инфицированного мужчины.

Итак, приступим - 1) Эвристический аффект: мы очень часто не замечаем, что наше отношение к определенным вещам или людям формируется на основе определенных эмоциональных впечатлений. Они постоянно накапливаются и впоследствии в значительной степени влияют на наше окончательное суждение по тому или иному объекту. Эту взаимосвязь психологи называют "эвристическим аффектом". В основном он вступает в действие, когда происходит оценка риска или выгод от принятия того или иного решения. При этом, само решение будет зависеть как от текущего эмоционального состояния человека, так и от того, какие чувства (позитивные или негативные) возникают у него, например, при виде мусульманки в платке, ребенка с РАС или ВИЧ-инфицированного. В качестве примера - недавно я пришла на одно мероприятие и села за столик, где рядом со мной было еще одно свободное место, почти все остальные места были уже заняты. В этом зале я была единственной мусульманкой в платке. И несмотря на отсутствие свободных мест, никто не захотел сесть рядом со мной. Ко мне подошли и попросили стул, подвинулись-потеснились и нашли место где-то сзади, но не сели рядом со мной. Это происходит везде и постоянно - на родительских собраниях в школе, на общих собраниях на работе, при любом скоплении людей. И это же самое происходит и с ребенком с РАС, и с ВИЧ-инфицированным человеком. В нас прочно сидит стереотип, что если держаться от "таких" людей подальше, игнорировать их, не разговаривать с ними, то к нам это не будет иметь отношения, мы не сможем этим заразиться, с нами это никогда не произойдет.

2) фундаментальная ошибка аттрибуции - она происходит, когда люди связывают поведение человека в определенной ситуации с чертами его характера или убеждениями. Например, если мусульманка в платке случайно ошибется в магазине, расплачиваясь за покупки, то в большинстве случаев услышит: "ц-ц-ц, даже посчитать правильно не можешь!!! еще и платок нацепила!!! правильно, вдаритесь в религию, и образование вам не нужно". В случае ошибки ребенка с РАС люди будут склонны в целом недооценивать его способности, потому что "он умственно отсталый, что с него взять?". В случае с ВИЧ-инфицированным, могут сказать: "Все мозги наркотой насквозь пропитались наверно, даже считать разучился". Таким образом, незаметно происходит увязка двух совершенно разных аспектов, и не все могут сообразить, что теплое не всегда означает мягкое.

3) предвзятость подтверждения - это тенденция выискивать информацию, которая подтверждает наши уже существующие убеждения. То есть, сначала мы формируем мнение (зачастую основываясь только на эмоциях), а потом выискиваем доказательства, чтобы его подкрепить, вместо того, чтобы поступить наоборот - изначально изучить достоверные факты и составить по ним свое мнение. В данном случае, можно сказать, что прочитав несколько статей в интернете о том, что все мусульманки - террористки, большинство людей не будут изучать кто такие мусульманки и кто такие террористы. В беседе со мной они будут швыряться аргументами из этих и других статей (коих сегодня, к сожалению, очень много) и доказывать, что мусульманки в платке = террористки. То же самое можно сказать о ВИЧ-инфицированном человеке - он однозначно гомосексуалист или наркоман, третьего не дано. "Вот недавно писали, что в Караганде высокий уровень ВИЧ-инфицированности, это потому, что там много наркоманов." Ребенок с РАС обязательно должен сидеть дома со слюной капающей изо рта, собрав глаза в кучку, и не нужно ему никакой школы и социализации. Потому что "ВКонтакте" мамы рассказывали, что рядом с сыном подруги в классе сидел такой мальчик-аутист; весь год просидел, уставившись в одну точку стеклянными глазами, только место за партой зря занимал.

4) предвзятость консерватизма - в данном случае люди верят той традиционной/консервативной информации, которая была представлена в обществе намного раньше. Например, в течение нескольких десятилетий нам говорили, что казашки никогда не были мусульманками и не носили платок... И это несмотря на историю Золотой Орды, а потом и Казахского ханства, когда ислам был объявлен официальной религией государства, а также несмотря на Абая, Шакарима и прочих видных исторических личностей. ВИЧ и аутизм сравнительно новые понятия для нашего общества, поэтому примеры этого вида предвзятости по ним мы увидим через некоторое время.

5) Эффект страуса - мы все знаем, что в момент страха страусы засовывают голову в землю. Такая тенденция есть и у людей. Особенно, когда несправедливость, творящаяся перед ними, никак напрямую их не затрагивает. Например, если мусульманку на улице будут незаслуженно и грубо критиковать совершенно незнакомые люди, пытаясь стянуть с нее платок, то большинство людей просто пройдет мимо, сделав вид, что ничего необычного не происходит. Такая же реакция будет у людей на необычное поведение ребенка с РАС, вряд ли кто-то подойдет к маме и спросит чем он может помочь. Но обязательно уведет своего ребенка из песочницы и помоет руки с мылом два раза, на всякий случай, мало ли что... Про ВИЧ-инфицированного человека даже писать не стоит, ибо однозначно надо держаться подальше, чтобы не дай Бог не заразиться.

6) эффект первого впечатления - происходит, когда кто-то создает сильное первое впечатление, и оно закрепляется надолго, а в дальнейшем происходит обесценивание последующих усилий человека. Например, жила-была Айгуль, ходила себе на дискотеки, дружила с парнями, а тут раз и ислам приняла. И вся из себя "правильная" стала. Ну какая из нее мусульманка? 
Жил-был Сережа, у него диагностировали ВИЧ. Ну какой из него волонтер? Что он вообще может в этой жизни, все равно скоро помирать? Зачем с людьми общается, неужели хочет других заразить?
Родился Санжар, через некоторое время стало понятно, что у него аутизм. Ну зачем с ним дальше заниматься? Какой смысл? Все равно нормальным человеком уже не станет. Только деньги и время зря терять.

7) эффект стадности/группового давления - это тенденция когда люди делают то, что делает большинство. То есть, создается определенное шаблонное мышление, где люди принимают первую вброшенную идею, как единственно правильную, вместо того, чтобы критически осмыслить ее и найти какие-то альтернативы. Думаю, что этот пункт в пояснениях не нуждается: платки - запретить, аутистам - сидеть по домам, а ВИЧ-инфицированных - вообще закрыть в резервации.

8) слепое пятно - когда человек считает, что у него нет никаких предрассудков и предубеждений, но видит их в других. В пример можно привести демократичных, либеральных, образованных людей, которые обвиняют мусульман, "живущих по книге, написанной полторы тысячи лет назад" в отсталости и косности мышления, ибо религия - это опиум. В пример также можно привести высокообразованных родителей и руководство школы, которые заставили ребенка с РАС уйти из школы. В пример также можно привести руководство компаний, которые отказываются принимать ВИЧ-инфицированных людей на работу.

Здесь перечислено только несколько основных видов предрассудков, которые прочно укоренились в сознании людей и с которыми лично мне пришлось столкнуться, как мусульманке в платке. Из длительного общения с мамами "особенных" детей, я знаю, что они сталкиваются с тем же. Мне очень неприятно было читать ту статью о мальчике-аутисте и еще больнее было осознавать, что наше общество опускается все ниже, становясь все более ограниченным в своих суждениях и отказывая в праве на полноценную жизнь тем, кто хоть как-то отличается от "большинства". 
Ведь если мы, как страна, стремимся к инновационному развитию, то мы должны сделать ставку на человеческий капитал с развитой креативностью, разносторонним образованием, высоким уровнем эмпатии и эмоционального интеллекта. Все это нереально получить в нынешних условиях. Нельзя "обрубить" в неудобных местах личность и потом требовать от нее творчества и свежих идей. Нельзя задавать жесткие рамки и надеяться на полет мысли и изобретения. У нас в стране вообще сложно с индивидуализмом. Если учить английский, то всей страной. Если получать образование, то обязательно в университетах Лиги Плюща, на худой конец просто в Европе или Штатах, но по какой-нибудь топовой специальности. Если работать, то в крупных иностранных или нацкомпаниях, остальное не комильфо. Личность глушится стадным ропотом, и взрослое население страны живет в страхе не быть "как все". Это естественно, это определенная стадия развития, но не стоит на ней задерживаться. Нужно обязательно расти дальше, верить в себя. Любой рост подразумевает трудности и болезненные процессы. И я предлагаю один из них: задумайтесь о себе и о своих взглядах. Я буду очень рада, если вы просто пройдете по пунктам и проверите свое отношение к обозначенным группам людей, а может быть осознаете свою предвзятость, если у вас таковая есть. А заодно подумаете где и как еще вы незаметно обкрадываете свою жизнь, ограничивая ее ненужными и навязанными вам предрассудками и стереотипами.

Взятие Вашингтона
17 июня 2018
GONZO
просмотров: 89
В 1812 году, почти одновременно с вторжением Наполеона в Россию, началась ещё одна война на другом краю земли
Вот почему Варум бросила мужа ради известного певца
17 июня 2018
GONZO
просмотров: 234
Детали, которые собьют вас с ног

Комментарии

kz_pride
02 Сент 02:29 # ответить
по поводу третьего пункта. я тоже пришел к такому выводу и мне интересно ваше мнение (как мусульманки) к некоторым вопросам. была ли эволюция людей (из более примитивных животных)? делает ли гомосексуальность человека плохим(грешным)? запрещены ли(харам) проценты с депозитов в банке?

на мой взгляд чем сам ответ тут более важным является то как отвечает человек. на вопрос об эволюции верующий человек ответит что эволюции человека не было, а теперь я найду факты чтобы доказать это (вместо того чтобы изучить факты и потом сделать выводы). что вы думаете по этому поводу?

такое мышление присуще не только мусульманам, но я привел эти примеры потому что эти вопросы касающиеся религии были важны для меня в одно время.
Iman Kuanyshkyzy   →  kz_pride
02 Сент 19:56 # ответить
kz_pride, здесь не так важно, что я думаю, как что вы думаете. цель ведь не в том, чтобы друг другу что-то доказывать, обычно для (психологически здорового) человека гораздо важнее докопаться до того, что он считает истиной. мусульмане отвечают на эти вопросы именно так, потому что для них истина - это Коран, для вас истиной может быть что-то другое. главное, в этом отношении - не брать газетные статьи и другие легковесные источники информации для формирования своего мнения, а действительно вдумчиво изучать вопрос. Ошибаться не страшно, страшно не хотеть учиться и развиваться.
kz_pride   →  Iman Kuanyshkyzy
02 Сент 22:49 # ответить
Iman Kuanyshkyzy, вы говорите красиво и я согласен со многими вашими утверждениями. готовы ли вы сами дейстововать по этим принципам? если бы за одним из столов сидел гей и рядом с ним было свободное место, то подсели ли бы вы к нему(возможно со своими детьми)?
Iman Kuanyshkyzy   →  kz_pride
03 Сент 23:54 # ответить
kz_pride, нет, не села бы рядом по той простой причине, что мусульманка не может садиться рядом с мужчиной не-махрамом. Замечу, любым мужчиной - безотносительно гей он или гетеросексуал. И если вы знакомы с исламом, то вы знаете о том кто такой махрам для женщины. Ваш вопрос эмоционально окрашен и Вы переходите на мою личность, пытаясь что-то доказать, забывая, что нигде в статье не декларируется, что я или кто-то другой ангел. Здесь перечислены основные виды стереотипов, которые усложняют жизнь в первую очередь самому человеку. И каждый может делать выводы относительно самого себя, но не кого-то другого.
kz_pride   →  Iman Kuanyshkyzy
04 Сент 00:23 # ответить
Iman Kuanyshkyzy, прошу прощения, я был не прав.
Ramir Mir
02 Сент 06:40 # ответить
Зачем все эти термины: аттрибуция, эвристический эффект?

На кого расссчитано ваше эссе?

На специалистов или на неспециалистов?

Если применяете термин, то сразу давайте его расшифровку.

Думайте о людях.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3731 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3731', { type: 'blog', node_id: '3731', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });