Журнал "Почему я горжусь, что я казах", № 6
Он родился после пятерых дочерей своего отца и рос любимцем всех. И так как вскоре его мать скончалась, мальчика баловали все. Даже строгая бабушка Кызтумас. Мальчик рос упрямым. Однажды он быстро вошел домой с улицы и увидев как бабушка сбивает масло попросил:
«Апа, дайте масла!»
«Подожди, мой миленький, немного, – сказала бабушка. – Сначала очищу его, и посолить надо».
«Не, я хочу сейчас!» – заупрямился мальчик.
«Вот ведь какой!» – рассердившаяся женщина вышла из дома.
Мальчик пододвинул маслобойку и начал жадно есть неочищенное масло. Скоро его начало тошнить и он слег в постель с высоким жаром в теле. И еле как вытерпел семь дней, пока лежал дома и не мог играть с сверстниками.
Бауржан рос смышленным, в школе учился хорошо. К тому же он был шустрым, и рос хорошо развитым физически. Когда бегали наперегонки он всегда приходил первым. Поэтому одноклассники прозвали его Шаңтимес. В буквальном смысле это означает недоступный пыли. Так звали легендарного скакуна, который мчался так быстро, что даже пыль, не касался копыт.
Когда он вырос его призвали в армию. Он стал офицером кавалерии.
В 1941 году фашистская Германия напала на его родину СССР. В самом начале войны фашисты бросили на советских солдат 51 дивизию, в том числе 13 танковых и 7 моторизованных.
Когда до Москвы было по прямой всего лишь тридцать километров, Бауржан Момышулы разрезал ножом карту по линии, где кончался тыловой район полка. Протянул полкарты адьютанту и приказал: «Сжечь! Нам не понадобится карта далее Крюкова». Так Крюково стало первой точкой наступления Советской Армии. В армии генерала Рокоссовского он был единственным старшим лейтенантом командовавшим полком.
Он 205 раз участвовал в боях. 5 раз выходил с солдатами и орудиями из окружения. О нем несколько раз докладывали что он погиб. Во время войны Бауржан Момышулы написал 37 дневников. Три из них были утеряны, и найдены среди трофеев которые были отбиты у фашистов.
Его подвиги принесли ему большую известность. О нем во время войны была написана книга «Волоколамское шоссе». Когда писатель решив написать о нем книгу попросил его рассказать как он воюет, в блиндаже резко сверкнула лезвие его сабли. – Условимся, – сказал Бауржан, – Вы обязаны написать правду. Готовую книгу принесете мне. Я прочту первую главу, и если скажу: «Плохо, наврано! Кладите на стол левую руку». Раз! Левая рука долой! «Кладите на стол правую руку». Раз! Правая рука долой! Согласны? Писатель ответил: -Согласен!
1943 году в журнале «Знамя» была опубликована книга писателя Александра Бека «Волоколамское шоссе», которая мгновенно стала любимой миллионов.
Потом книга будет переведена на многие иностранные языки. В военной Академии Финляндии по этой книге будут вести отдельный предмет, зачитываться многие известные личности, в том числе легендарный кубинский коменданте Фидель Кастро. Но это будет потом.
А на войне, как на войне. Однажды когда командовал полком, он был ранен и потерял сознание. Очнулся он в медпункте.
«Куда меня?» – спросил он, явно чувствуя что нестерпимым огнем горит спина».
«Пуля застряла около самого позвоночника. Вынуждены немедленно отправить вас в госпиталь. Необходима операция» – ответил фельдшер озабоченно.
«А что у тебя нет скальпеля?» – спросил раненый от боли скрипя зубами.
«Нет».
«Ну хоть лезвие какое-нибудь есть?»
«Есть, но...»
«Обрабатывай его спиртом и режь, где застряла пуля. Режь сейчас же!»
«Но это невозможно...»
«Приказываю! Не выполнишь – застрелю!» – закричал Бауржан Момышулы.
Что оставалось делать фельдшеру? Приступил к исполнению приказа. А Бауржан Момышулы сжал от боли рукоять пистолета так, что казалось, она вот-вот треснет.
«Все, товарищ капитан, – произнес наконец с облегчением фельдшер, и положил перед раненым извлеченную пулю».
После перевязки, несмотря на слабость, Бауржан Момышулы все же добрался до передовой, и в горячке боя, позабыл про боль. Рана понемногу сама собой так и зажила. Итак проходили день за днем, месяц за месяцем...
В 1944 году после прохождения курсов усовершенствования в Высшей военной академии Бауржан Момышулы прибыл в распоряжение Военного совета 1-го Прибалтийского фронта, командующим которого был генерал армии Иван Христофорович Баграмян. В штабе должны были утвердить полковника Б.Момышулы командиром дивизий. В это время в штабе фронта находились маршалы Георгий Константинович Жуков и Александр Михайлович Василевский.
Услышав имя полковника Жуков наморщил лоб и переспросил: «Как вы назвали полковника? Кажется я что-то слышал о нем».
«Так точно, товарищ маршал. Полковник – герой книги о панфиловцах» – ответил офицер доложивший о Б.Момышулы.
«Вижу что полковник, – сказал Жуков, поднимаясь из-за стола. – Я полагал, что полковник – герой войны, а он оказывается, герой книги?
«Товарищ маршал, разрешите ответить», – обратился Бауржан Момышулы к Жукову.
«Разрешаю».
«У меня и в мыслях не было стать героем книги, товарищ маршал. Сначала война, а потом лишь – «Война и мир». Но сейчас наша литература шагает рядом с войной. И я полагаю, что скоро, хотите вы этого или нет, и вы станете героями книг», – сказал полковник Бауржан Момышулы и посмотрел на Жукова, и на всех кто находился в штабе.
Жуков, как будто говоря: «Ты посмотри-ка», покачал головой.
А маршал Василевский обратился к Бауржану Момышулы: «Полковник, подойдите поближе к карте. Мы проводим одну операцию. Враг находится вот в этом месте. Силой он превосходит нас. Зато у нас есть резервный корпус. Но он на довольно приличном расстоянии от нас. Речь идет именно об этом корпусе. Взвесьте обстановку и доложите свое мнение». Маршал явно решил проэкзаменовать полковника.
Бауржан Момышулы некоторое время размышлял над картой, а затем повернуля к маршалу:
«Разрешите доложить?»
«Докладывайте товарищ полковник».
«По моему, с этим корпусом ничего не выйдет. Далеко, много снегу, дорога тяжелая. Зря потревожим корпус. Вместо этого...»
И тут по взгляду присутствующих Бауржан Момышулы понял, что его соображения не совпали с их мыслями. Но как говорят казахи «Айтылған сөз-атылған оқ – сказанное слово что выпущенная стрела». Полковник все же развил свою мысль о том, что можно обойтись маневрами близлежащих дивизий без помощи столь отдаленного корпуса.
На прощанье Г.Жуков спросил извиняющимся голосом: «Ты не обиделся на меня». И получил достойный ответ: «Полковник не должен обижаться на маршала». На что маршал Жуков рассмеялся от души и хлопнул полковника по дружески по плечу. Б.Момышулы был утвержден командиром дивизии.
В годы войны Бауржан Момышулы был выдвинут на присуждение звания Героя Советского Союза. Но несмотря на то что он действительно сражался храбро ему не было присвоено это высокое звание. После войны известные личности Казахстана написали письмо на имя первого руководителя СССР и снова получили отказ.
Больше всего Бауржан Момышулы не мог терпеть несправедливость. Многим начальникам не нравилось его прямота. На что он говорил: «Я казах, а у нас, за словом в карман не лезут».
После войны он занялся писательской деятельностью. Свою первую книгу «Наша семья» он написал за 15 дней. Из под его пра вышли и другие аписал немало художественных произведений. При жизни тираж его книг превысил 1 миллиона экземпляров. Его ставшие крылатыми слова записывались солдатами еще со времен войны. Их цитируют до сих пор. Например: «Отан үшін отқа түс – күймейсің. За родину иди в огонь – не сгоришь», «Тәртіпке бағынған ел құл болмайды – Страну знающую что такое дисциплина – минует рабство» и многие другие. Бауржан Момышулв играл на рояле, хорошо рисовал. Знал иностранные языки. В 1967 году при жизни, о нем был снят художественный художественный фильм.
Он уважал и придерживался обычаев своего народа. У казахов по усопшему через год проводят поминальный ас – тризну. После войны в Москве он дал поминальный ас в память своего боевого друга Серебрякова Ивана Ивановича – гвардии полковника, командира 8 гвардейской стрелковой дивизий.
Однажды он сказал: – Война помогла выдвинуть своих национальных полководцев – Жуков, Баграмян, Ковпак... Казахский народ выдвинул меня. Я готов был возглавить Военное Министерство с гражданской ответственностью. Я готов был вдохнуть в мои вооруженные силы нравственную воинственность, накопленную и растерянную моим народом на дорогах кочевий и особенно в эпоху оседлой жизни.
Бауржан Момышулы был мечтателем, и жил будущим своей родины. Он был примером для многих, младшим, ровесникам и даже для старших. Он был действительно легендарной личностью. Мальчик родившийся 8 декабря 1981 года, миллионный житель города Алматы был назван в его честь – Бауржан.
Он был героем и в мирное время. Потому что совершал поступки на которые другие не могли пойти. Однажды Бауржану Момышулы выделили новую квартиру. У входа в только что отстроенный дом, он обратил внимание на плачущую женщину.
Чем вы опечалены? – спросил он.
Женщина рассказала, что власти обещали выделить ей квартиру, но когда подошло время ей отказали. – Ту квартиру, которую должны были дать мне, соединили с трехкомнатной квартирой и отдали какому-то полковнику. Мой сын тоже воевал, но он погиб на войне, и был рядовым солдатом, что я могу сделать?
Лицо Бауржана Момышулы стало суровым как перед предстоящим боем с фашистами. – Не огорчайтесь, – сказал он женщине, – вы получите свою квартиру. Так он отказался от новой квартиры ради матери рядового солдата. Мать солдата – мать Родины, объяснил он свой поступок.
Когда женщине рассказали что тот, с кем она говорила был Бауржан Момышулы она заплакала и сказала: «Я читала о нем, и представляла себе его именно таким. Значит я не ошиблась». Таким был самый легендарный батыр Бауржан Момышулы.
Вот ПОЧЕМУ Я ГОРЖУСЬ, ЧТО Я КАЗАХ.
Бердалы ОСПАН.
Использованы:Бауыржан Момышұлы. «Ұшқан ұя».; «Әзілхан Нуршайық. Ақиқат және аңыз.; Азильхан Нуршаик. «Истина и легенда», Александр Бек. «Волоколамское шоссе».; Дмитрий Снегин. «Открытый всем - Арысым еді-ау, Бауыржан», статьи из газет и журналов.