В мире существует около шести тысяч языков. Человечество говорит примерно на трех тысячах. Есть языки мертвые, например, латинский. Есть международные — английский, испанский, русский и прочие. Одни языки звучат мягко и красиво, к примеру, французский, другие грубо и жестко — японский, немецкий. Но есть в мире один универсальный язык — язык силы… Его понимает любой житель планеты, а вот говорить на нем могут далеко не все...
Там, где не действует сила закона, начинает действовать закон силы
Помните, в школьные годы в каждом классе мальчишки постоянно выясняли, кто «первый атаман», кто держит «первую шишку» и так далее? Проще говоря, мы всегда четко знали, кто в классе самый сильный и может всем надавать по шее, если будет надо или если просто захочет. Порой бывало так, что «первого атамана» вызывали на бой, дабы оспорить его пальму первенства. Кончалось это по-разному, чаще всего самый сильный отстаивал свой титул, но бывало и так, что терял его. Так мы все учились говорить на универсальном языке — языке силы…
Народ больше всего ценит силу
Иоганн Вольфганг Гёте
В далеком 2005 году еще в родном Костанае я ехал с мамой на дачу. Внезапно, «Волга» ехавшая по полосе встречного движения развернулась прямо передо мной. Мне пришлось резко затормозить, чтобы избежать столкновения. Я по натуре человек очень горячий и простить такое свинство на дороге не могу. Я быстро набрал скорость, обогнал «Волгу», подрезал и прижал к обочине. Из машины вышел мужчина лет сорока, мне тогда был двадцать один год. Я сходу стал объяснять ему, что его маневр едва не спровоцировал аварию и что со мной в машине моя мама, которая ему в матери годится. Мужчина меня слушать не стал, вместо этого полились мощные оскорбления и угрозы, приправляемые отборными матерными оборотами. Мощный прямой удар левой в лицо и следом боковой правой быстро утихомирили мужчину и вместо матов посыпались предложения успокоиться и все нормально обсудить. Так и поступили.
Год 2009. Костанай. Я стоял в очереди в поликлинике за результатами флюорографии. Как это обычно бывает, есть такие товарищи, для которых ожидание в живой очереди не комильфо. Один такой паренек из категории «четких пацанчиков», включив функцию «танк» решил проигнорировать всех ожидающих и пройти без очереди. Возмутились только я и женщина средних лет. Я схватил наглеца за руку и сильно отбросил назад от двери. Я стал объяснять парню, что есть определенные социальные конвенции, которые предписывают вести себя уважительно по отношению к другим в подобных общественных местах. Но «реальный пацан» изложил свою точку зрения, которая звучала примерно так: «Да мне как-то фиолетово на эти «ваши» нормы поведения. Совершал я акт дефекации на них, да с высокой колокольни». После этого заявления он снова попытался взять штурмом кабинет флюорографии, но прямой проникающий удар в солнечное сплетение заставил его передумать и присесть на корточки отдышаться. Далее я подробно рассказал ему о той самой социальной конвенции, которая обязывает соблюдать очередность в поликлиниках, кассах и прочих местах скопления заинтересованных в чем-либо граждан. Контраргументов у парнишки не нашлось и он любезно согласился с моими доводами.
Год 2012. Алматы. Презентация книги, какой-то дамы из высшего общества, которая по сути, не писательница вовсе, но каким-то чудом написала большую книгу о чем-то. Я пошел на эту светскую вечеринку нехотя, меня вообще туда «прихватили» для компании. Вечер был таким, каким должно быть подобное мероприятие: много пафоса, бесплатные напитки, фуршет и много сладких речей о главной героине капустника. И вроде ничего не предвещало конфликта, но какому-то мужчине лет тридцати (ну как мужчине, особи мужского пола) не понравился мой внешний вид — джинсы, футболка и кроссовки. Он подошел ко мне и стал сокрушаться о том, что я не уважаю виновницу торжества, не уважаю людей, которые к ней пришли и так далее. Мои, скажем так, оправдания о том, что я сразу с работы пришел на мероприятие и, что у меня вообще нет подходящей одежды (а у меня реально был тогда скудный гардероб), прошли мимо его ушей. Дальше он стал рассуждать о том, что все журналисты в нашей стране непрофессионалы, люди без вкуса и вообще каждый второй — быдло. Пощечина средней силы остановила гневные тирады в адрес всех журналистов страны и мой оппонент поспешил удалиться. Вернулся он через минуты три-четыре с охранником заведения, в котором проходила эта самая презентация. Он яростно требовал, чтобы секьюрити выпроводил меня вон и вообще выдворил из страны. Охранник попытался объяснить, что у него нет для этого весомых причин. Тогда неугомонный блюститель дресс-кода стал сокрушаться уже о том, что и секьюрити сплошь и рядом безмозглые качки. Вот тут уже ему намекнули, что дальнейшие рассуждения о компетенции и интеллектуальных способностях сотрудников службы безопасности могут для него плохо кончиться. На этой ноте хранитель традиций стиля ретировался окончательно.
Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда и ум без силы.
Максим Горький
Итак, три ситуации, три человека разного возраста из разных социальных прослоек. Но всех их объединяет одно — сила, которая была применена к ним, чтобы устранить конфликт. Скажу честно, в подобных ситуациях я до последнего избегаю применения физической силы. Так меня воспитали родители, так учил меня мой сэнсэй, когда в юности я занимался карате. Но, увы, есть такие люди, которые понимают только силу, никакие другие аргументы не производят на них должного эффекта. Да что там, сам я многое осознал в этой жизни, получая тумаков. Физическая сила — действительно универсальный язык, говорить на котором может далеко не каждый, но понимают его абсолютно все. Большинство борцов, боксеров и других людей, занимающихся боевыми искусствами, владеют этим языком мастерски. Увы, как правило, большая их часть владеют только им.
Сила в правильных и благородных руках — это инструмент добра и справедливости. Вспомните навскидку любой голливудский боевик, где протагонист, встречая плохих парней, очень четко объясняет на языке силы, что так жить нельзя, что нужно меняться. Но есть и оборотная сторона — когда сила в руках негодяев, это уже элемент разрушения и притеснения слабых. Яркий пример использования силы во зло и ради личной выгоды — басня И.А. Крылова «Волк и ягненок». Помните первую строчку: «У сильного всегда бессильный виноват»?
Мы живем в цивилизованном мире, где любые спорные и конфликтные ситуации можно решить без шума, без пыли. Именно поэтому я считаю ужасным то, что все больше людей с каждым днем понимают только лишь язык грубой физической силы. Оттого я совершенствуюсь в этом плане, постоянно изучая новые «речевые обороты» и пополняя свой «словарный запас» в спортзале.