На «31 канале» в очередной раз показывают российский телесериал «Кухня» с популярным актером Дмитрием Нагиевым в главной роли. Но насколько безопасна такая «Кухня» для казахстанского телезрителя?
В телесериале «Кухня» есть колоритный персонаж посудомойщицы Айнуры, которая по-русски говорит с акцентом и временами выражается по-кыргызски. Труд посудомойщицы очень тяжел и важен для любого ресторана в любой стране. Оклад посудомойщицы Айнуры в сериале «Кухня» составляет 25,000 рублей, что неплохо даже для Москвы. Так почему посудомойщицей обязательно должна быть кыргызка Айнура? Почему она в кадре обязательно должна изъясняться на ломанном русском языке? А как же Чингиз Айтматов – классик русской литературы? Хотя и его в России упрекают за «искусственный» русский язык.
В российском сериале «Одинокие сердца», снятом украинской кинокомпанией в 2013 году, заезженный штамп дворника-таджика открыто перерос в политическую плоскость. В этом сериале дворник-таджик более 3 секунд демонстрирует якобы свою семейную фотографию, на которой изображены члены семьи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Украинские создатели сериала принесли Казахстану свои извинения и объяснили, что это была просто техническая накладка. Только вот автором сценария указан Аркадий Инин, известный кинодраматург и юморист. Нельзя утверждать, но «ошибка» с семейной фотографией Нурсултана Назарбаева могла быть «приколом» маститого юмориста.
Чтобы найти именно эту фотографию, нужно набрать в гугл «семейная фотография Назарбаева», и она сразу выйдет на первом месте. Первоисточник – сайт американского «Радио Азаттык» со статьей от июня 2013 года. Не узнать, чья семья изображена на этой фотографии, не получится. При поиске в гугл «таджикская семья» семейное фото президента Назарбаева не найти: поисковик выдаст фото именно таджикских семей, которые вполне сойдут для 2-3 секунд в кадре.
Кино-образы очень четко откладываются в подсознание зрителя, формируя затем его стереотипы и модели поведения. Как-то все продуманно получается. Шеф-повар в сериале «Кухне» – русский Витя, злоупотребляющий алкоголем, посудомойщица – простодушная кыргызка Айнура. Кондитер-француз Луи – почему-то непременно жеманный гей. Поставщик продуктов – деловитый кавказец. Хозяин же ресторана Дмитрий Нагиев по происхождению иранец.
Главный герой «Кухни» - молодой повар Макс, приехавший из Воронежа покорять Москву. В ночном клубе Макс завязывает мимолетную интрижку с девушкой Викой. Потом Макс устраивается поваром во французский ресторан «Claude Monet» и узнает, что Вика – арт-директор этого ресторана. Собственно, с этого и начинаются все приключения молодого повара Макса. И здесь ключевой темой выступает слепое подчинение Макса воле Учителя, то есть шеф-повара Вити.
Шеф-повар Витя может всячески издеваться над своими поварами, а они должны все терпеть и подчиняться. В этом заключается методика воспитания Ученика, коим является Макс. Ученик Макс должен пройти все стадии унижений со стороны Шефа и других более опытных поваров-мастеров. Начинается такое воспитание с того, что Макса отправляют отклеивать этикетки с бананов.
Макс недоуменно спрашивает: «Зачем я должен отклеивать этикетки с бананов?» Шеф объясняет: «Для сохранения баланса в природе. Ведь где-то такой же, как ты, наклеивает эти этикетки». И в этом ответе кроется определенная мудрость. В природе и в человеческом обществе все должно быть сбалансировано. Если кто-то работает, кто-то отдыхает. Если кто-то управляет, кто-то подчиняется. Все должно быть сбалансировано.
Самым любопытным в сериале «Кухня» является отчетливое применение Шефом внешнего, скрытого управления поведением. Такое управление поведением человека заключается в том, что ему никто ничего не приказывает делать, а он сам делает то, что нужно управляющему субъекту. Приведем в пример следующую сценку. Макс обидел повара Федю тем, что заявил, что тот не умеет готовить. Шеф сказал Феде: «Подожди, он сам к тебе подойдет». Шеф организовал дело так, что у Макса случилась «запара», он не сумел справиться с большим потоком заказов и сам подошел к Феде, чтобы попросить прощения и помощи.
Таким образом, внешнее управление поведением заключается в том, что объекту создают определенные обстоятельства и условия, а также окружают его определенным информационным полем. Это выражается в том, что вокруг объекта разыгрывают специальные сценки, подбрасывают ему определенную информацию, создают ему определенные условия жизни. Шеф не приказал Максу подойти к Феде и попросить у него прощения. Шеф просто создал такие условия, что Макс сам по собственной воле это сделал.
Кстати, метод внешнего управления досконально раскрыт в российском же телесериале «Короли игры», который является франшизой популярного латиноамериканского сериала. Главные герои этого сериала решают проблемы своих клиентов как раз таки методами внешнего управления. Они создают вокруг целевых объектов нужные условия и обстоятельства и вынуждают их действовать определенным образом, фактически манипулируя ими.
Таким образом, мы видим, что российский телесериал «Кухня» - не просто талантливое кино с талантливыми актерами. «Кухня» густо нашпигована тайной «кухней» спецслужб и глубокими философскими смыслами. В этом смысле «Кухня» - чрезвычайно насыщенный духовный фильм, который имеет смысл внимательно просмотреть не один раз. По сути, это такой кино-учебник по подготовке и воспитанию кадров.
Казахстанский же «31 канал» - тоже непростой телеканал. Его генеральным директором является Багдат Коджахметов, в свое время проработавший в пресс-службе МВД Казахстана. Когда-то «31 канал» принадлежал Арманжану Байтасову и был очень популярен. Потом его купил некий влиятельный человек. Потом в 2007 году «31 канал» вроде бы был продан российскому «СТС». А вот в числе акционеров «СТС» значились оффшорные инвестиционные фонды «Baring Vostok», которые также инвестировали и в казахстанский «Каспи банк».
Так почему на казахстанском «31 канале» по несколько раз прокручивают российские сериалы вроде «Кухни»? Ведь есть возможность «крутить» казахстанские телесериалы. Были же сериалы «Гейзер», «Нархоз» и «Городские легенды». Почему не дать дорогу отечественному кино-продукту?
А дело в том, что в России производство фильмов и сериалов уже давно находится под контролем спецслужб. Даже вполне возможно, что некоторые российские актеры с ними сотрудничают. Актер Алексей Панин вообще как-то заявил, что он любимый актер Владимира Путина, поэтому его никто не тронет. В советское время известные актеры и актрисы сотрудничали с КГБ. Кроме того, само кино – это «мягкая сила», которая может оказывать воздействие не слабее традиционной силы.
Приведем в этой связи цитату с одного анонимного блога. «Еще со времен Древнего Рима было хорошо усвоено правило, гласящее о том, что всякое общество, проявляющее стремление к обеспечению своей стабильности, нуждается в хлебе и зрелищах. Но если дела с обеспечением общества хлебом насущным в условиях России второй половины 90-х годов стали худо-бедно налаживаться, то вопрос, связанный с обеспечением зрелищ оказался гораздо более проблематичным.
Старое советское и более позднее романтично-перестроечное искусство перестали быть актуальным и вызывать какой-либо интерес. Западная кино-продукция в большинстве случаев оказывалась мало понятной и не очень интересной для широких масс российского населения, жившего в совершенно иных условиях и неожиданно для себя осознавших суровость реалий капиталистического образа жизни.
В общем и целом в головах целого ряда предпринимателей из числа выходцев из клана представителей органов госбезопасности стали рождаться мысли о целесообразности заняться съемками (с последующей организацией коммерческого проката и показов по ТВ) художественных фильмов, так или иначе связанных с жизнью современной России».
Вспомним про образ посудомойщицы-кыргызки Айнуры из телесериала «Кухня». Случайно ли был создан такой персонаж? Так же «случайно», как в руках дворника-таджика из сериала «Одинокие сердца» оказалась семейная фотография Нурсултана Назарбаева?