misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 55 гостей

Каково быть художником в современном Казахстане

с нами с 2 мая 2013

Когда читаешь о художниках прошлого, обнаруживаешь любопытную деталь в их биографии, одну маленькую историю, связанную с их первой выставкой работ. Кому-то "Завтрак на траве" не понравится, кто-то намеренно идет на эпатаж, шокируя публику. Эти истории хороши тем, что в некоторой степени проливают свет на ментальные и психологические особенности общества или отдельных его членов в тот или иной период исторического времени. Недавно я презентовал свою выставку. Что могу сказать по этому поводу.

История первая

Удивительное началось задолго до открытия выставки. Я просто как-то зарекнулся в фейсбуке о том, что таковая готовится. Несколько, человек постучались в личку и стали убеждать меня, что лучше воздержаться от этой затеи, ибо по религии запрещено изображать живые существа, а меня читают много молодых людей и такой поступок с моей стороны может сбить у них ориентиры. Еще несколько человек говорили примерно то же самое при личной встрече. Наводящие вопросы выявили, что некоторые из них также были против памятников, балета и кино. В какой-то момент я решил обратиться к знакомому здравомыслящему теологу. Он ответил, что да, есть такой запрет, но нужно понимать, какое было общество во времена его возникновения и как развивалось человечество в дальнейшем. По его словам, во-первых, во времена пророка люди действительно изображали себе подобных и имели привычку поклоняться им, как идолам. Во-вторых, в средние века, когда художники изучили пропорции человека (рекомендую к чтению "Меня зовут Красный" Орхана Памука), они начали изображать его совершенным и реалистичным, что дало основания некоторым художникам приравнять себя к Творцу. Как сказал знакомый теолог, современные художники не преследуют таких целей, поэтому нельзя отбрасывать четырнадцать веков после зарождения религии, в течение которых развивалось человечество и мысль. Так что, ничего плохого. Разумеется, он просил воздержаться от напсания ню, непристойных сцен и т.д. Но в любом случае его ответ показался мне здравым и взвешенным.

История вторая

Среди двадцати выставленных работ, написанных маслом, был представлен диптих на тему жизни и смерти. Надо сказать, что это одна из основополагающих тем в искусстве. В европейской живописи распространены два сюжета - "Поцелуй украдкой" (или "Украденный поцелуй") и "Девушка и смерть". В сущности, они достаточно самостоятельны. На каждый я написал свою интерпретацию: "Украденный поцелуй" (2007) в теплых тонах, а "Поцелуй смерти" (2008) - в холодных. На первой работе изображена спящая девушка и и молодой человек, который собирается ее поцеловать. На второй - спящая девушка и череп над ней. Для работ позировали три отдельных человека.

Я имею такую привычку, что когда договариваюсь с кем-то, сразу раскрываю им сюжет, предупреждаю их, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений. В случае с "Поцелуем смерти" все было также. Девушка, не будем называть ее имени, она была с одного потока на факультете, семь лет назад дала согласие быть изображенной с черепом. Многим девушкам, надо сказать, вообще любопытно пробовать себя в новой ипостаси. После того, как работа была готова, я показалсь ей картину. Она ей не понравилась. Это вещь субъективная - мне, например, не нравится почти весь Пикассо, но это не имеет никакого значения.

За семь лет мы практически не контактировали, да и знакомство наше состоялось только благодаря необходимости написать ту картину. Но в преддверии выставки я написал ей и сообщил о готовящемся мероприятии. Она не пришла, но ответила спустя несколько недель. Вновь напомнила о том, что работа ей не нравится, что она пропитана негативом, пожурила, что рисовать спящих людей вместе с черепом нельзя. Ей казалось, что я желал зла, когда писал работу, сообщила, что недавно умерла ее мама и в этом винила меня в том числе. Поначалу я все списал на возможное стрессовое состояние, пытался поддержать словами, утешить, но чем дальше шел разговор, тем больше непредсказуемым он становился. Она попросила отдать ей работу для уничтожения. Мои слова о том, что я заранее ставил ее в известность о том, каким будет сюжет, она категорически отказалась признавать. Я писал, что никогда зла ей не желал - бесполезно. Она вбила себе в голову, что "символически картина описывает ее жизнь в сопровождении смерти" (кстати, психолог по образованию), что, мол, свой страх я решил спроецировать (или как это называют психологи?) на нее, а картина - отражение моего бессознательного. Кульминацией этого абсурда стало то, что она изрекла слова проклятия в мой адрес, чтобы смерть ходила рядом со мной. Этого уже нельзя было терпеть. Я не суеверный, но при этих словах у меня мурашки по коже поползли. Видит бог, черных замыслов у меня никогда не было, у всех людей один итог и нельзя его связывать с тем, что когда-то была написана картина при обоюдном согласии. К тому же, несмотря на то, что образ писался с нее, это не был портрет, и схожести стопроцентной искать было неуместно. 

Короче, не буду тебя, читатель, дальше утомлять, скажу лишь одно - картину я ей отдал. Не потому, что испугался ее бреда (хотя было очень неприятно такое слышать, я имею ввиду проклятие), верю, что плохие пожелания человека ударят прежде всего по нему самому и в десятикратном размере. Просто не хотелось усугублять состояние психики человека, который сам нуждается в психологе. Кстати, слова свои она забрала обратно.

Все-таки, жаль, что не все наши психологи знают о том, что фрейдовские Эрос и Танатос - это также распространенный сюжет в живописи. Им, кажется, также нужно преподавать основы искусствоведения. Пусть ей будет спокойно. А мы же будем писать другие картины, пока не иссякнет источник на Парнасе. Да пребудет с нами сила! © 

Фотографии с открытия выставки можете увидеть тут: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.472047769603197.1073741854.153136324827678&type=1

Статья на Тенгринюс: http://tengrinews.kz/picture_art/kazahstanskiy-politolog-i-bloger-predstavil-debyutnuyu-vyistavku-v-almatyi-267073/

25 вечно актуальных цитат Уильяма Шекспира
10 декабря 2019
GONZO
просмотров: 64
Уильям Шекспир заслуженно считается самым великим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира
Как оставаться востребованным всю жизнь
10 декабря 2019
GONZO
просмотров: 72
В глазах работодателя ценность любого специалиста, от вчерашнего студента до генерального директора, сводится к сумме двух его характеристик....

Комментарии

berik serikov
01 Февр 13:23 # ответить
Среди нас довольно много людей,непросто слишком эмоциональных,а элементарно нуждающихся в беотлагательной психиатрической помощи шизофреников,параноиков.Вы правильно сделали,что отдали ей эту картину с черепом.
NUNU NUNU
03 Февр 17:03 # ответить
Бахытжан, здравствуйте. Хотел написать вам личное письмо, но не нашел на сайте электронного адреса.
Бақытжан Бұқарбай   →  NUNU NUNU
03 Февр 21:20 # ответить
NUNU NUNU, Добрый вечер! teriskakpai@gmail.com
NUNU NUNU   →  Бақытжан Бұқарбай
04 Февр 14:34 # ответить
Бахытжан Бухарбаев, отправил вам письмо. Получили?
NUNU NUNU   →  NUNU NUNU
06 Февр 10:25 # ответить
NUNU NUNU, направил вам еще одно письмо. Пожалуйста, ответьте.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2768 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2768', { type: 'blog', node_id: '2768', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });