misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 545 гостей

Каково быть художником в современном Казахстане

с нами с 2 мая 2013

Когда читаешь о художниках прошлого, обнаруживаешь любопытную деталь в их биографии, одну маленькую историю, связанную с их первой выставкой работ. Кому-то "Завтрак на траве" не понравится, кто-то намеренно идет на эпатаж, шокируя публику. Эти истории хороши тем, что в некоторой степени проливают свет на ментальные и психологические особенности общества или отдельных его членов в тот или иной период исторического времени. Недавно я презентовал свою выставку. Что могу сказать по этому поводу.

История первая

Удивительное началось задолго до открытия выставки. Я просто как-то зарекнулся в фейсбуке о том, что таковая готовится. Несколько, человек постучались в личку и стали убеждать меня, что лучше воздержаться от этой затеи, ибо по религии запрещено изображать живые существа, а меня читают много молодых людей и такой поступок с моей стороны может сбить у них ориентиры. Еще несколько человек говорили примерно то же самое при личной встрече. Наводящие вопросы выявили, что некоторые из них также были против памятников, балета и кино. В какой-то момент я решил обратиться к знакомому здравомыслящему теологу. Он ответил, что да, есть такой запрет, но нужно понимать, какое было общество во времена его возникновения и как развивалось человечество в дальнейшем. По его словам, во-первых, во времена пророка люди действительно изображали себе подобных и имели привычку поклоняться им, как идолам. Во-вторых, в средние века, когда художники изучили пропорции человека (рекомендую к чтению "Меня зовут Красный" Орхана Памука), они начали изображать его совершенным и реалистичным, что дало основания некоторым художникам приравнять себя к Творцу. Как сказал знакомый теолог, современные художники не преследуют таких целей, поэтому нельзя отбрасывать четырнадцать веков после зарождения религии, в течение которых развивалось человечество и мысль. Так что, ничего плохого. Разумеется, он просил воздержаться от напсания ню, непристойных сцен и т.д. Но в любом случае его ответ показался мне здравым и взвешенным.

История вторая

Среди двадцати выставленных работ, написанных маслом, был представлен диптих на тему жизни и смерти. Надо сказать, что это одна из основополагающих тем в искусстве. В европейской живописи распространены два сюжета - "Поцелуй украдкой" (или "Украденный поцелуй") и "Девушка и смерть". В сущности, они достаточно самостоятельны. На каждый я написал свою интерпретацию: "Украденный поцелуй" (2007) в теплых тонах, а "Поцелуй смерти" (2008) - в холодных. На первой работе изображена спящая девушка и и молодой человек, который собирается ее поцеловать. На второй - спящая девушка и череп над ней. Для работ позировали три отдельных человека.

Я имею такую привычку, что когда договариваюсь с кем-то, сразу раскрываю им сюжет, предупреждаю их, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений. В случае с "Поцелуем смерти" все было также. Девушка, не будем называть ее имени, она была с одного потока на факультете, семь лет назад дала согласие быть изображенной с черепом. Многим девушкам, надо сказать, вообще любопытно пробовать себя в новой ипостаси. После того, как работа была готова, я показалсь ей картину. Она ей не понравилась. Это вещь субъективная - мне, например, не нравится почти весь Пикассо, но это не имеет никакого значения.

За семь лет мы практически не контактировали, да и знакомство наше состоялось только благодаря необходимости написать ту картину. Но в преддверии выставки я написал ей и сообщил о готовящемся мероприятии. Она не пришла, но ответила спустя несколько недель. Вновь напомнила о том, что работа ей не нравится, что она пропитана негативом, пожурила, что рисовать спящих людей вместе с черепом нельзя. Ей казалось, что я желал зла, когда писал работу, сообщила, что недавно умерла ее мама и в этом винила меня в том числе. Поначалу я все списал на возможное стрессовое состояние, пытался поддержать словами, утешить, но чем дальше шел разговор, тем больше непредсказуемым он становился. Она попросила отдать ей работу для уничтожения. Мои слова о том, что я заранее ставил ее в известность о том, каким будет сюжет, она категорически отказалась признавать. Я писал, что никогда зла ей не желал - бесполезно. Она вбила себе в голову, что "символически картина описывает ее жизнь в сопровождении смерти" (кстати, психолог по образованию), что, мол, свой страх я решил спроецировать (или как это называют психологи?) на нее, а картина - отражение моего бессознательного. Кульминацией этого абсурда стало то, что она изрекла слова проклятия в мой адрес, чтобы смерть ходила рядом со мной. Этого уже нельзя было терпеть. Я не суеверный, но при этих словах у меня мурашки по коже поползли. Видит бог, черных замыслов у меня никогда не было, у всех людей один итог и нельзя его связывать с тем, что когда-то была написана картина при обоюдном согласии. К тому же, несмотря на то, что образ писался с нее, это не был портрет, и схожести стопроцентной искать было неуместно. 

Короче, не буду тебя, читатель, дальше утомлять, скажу лишь одно - картину я ей отдал. Не потому, что испугался ее бреда (хотя было очень неприятно такое слышать, я имею ввиду проклятие), верю, что плохие пожелания человека ударят прежде всего по нему самому и в десятикратном размере. Просто не хотелось усугублять состояние психики человека, который сам нуждается в психологе. Кстати, слова свои она забрала обратно.

Все-таки, жаль, что не все наши психологи знают о том, что фрейдовские Эрос и Танатос - это также распространенный сюжет в живописи. Им, кажется, также нужно преподавать основы искусствоведения. Пусть ей будет спокойно. А мы же будем писать другие картины, пока не иссякнет источник на Парнасе. Да пребудет с нами сила! © 

Фотографии с открытия выставки можете увидеть тут: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.472047769603197.1073741854.153136324827678&type=1

Статья на Тенгринюс: http://tengrinews.kz/picture_art/kazahstanskiy-politolog-i-bloger-predstavil-debyutnuyu-vyistavku-v-almatyi-267073/

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13995
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12826
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx