Зима. Бесконечная казахская степь, покрытая таким же бесконечным слоем снега. Богом забытая маленькая деревушка, название которой не помнят, наверное, и сами жители этой деревушки, которая является квинтэссенцией, метафорическим символом реального положения страны на тот момент. И на фоне этой суровой казахской реальности возникает маленькая, полупрозрачная, мерцающая фигура хрупкой и измученной жизненными перипетиями женщины. Это героиня картины Амира Каракулова «Не плачь» выстраданная и созданная в 2002 году. Она, главная героиня картины, именуется Майрой, которая является по своей профессии, а может быть и по Божественному призванию, оперной певицей. Если сказать точнее, бывшей оперной певицей, приехавшей на лечение и отдых от оперных арии и закулисных рефлексии к своим родственникам. А их, собственно, родственников, всего лишь две. Бабушка и сын двоюродной сестры. И если так подумать, все эти три субъекта являются маргиналами общества: ребенок, пожилая женщина, и «раненая» женщина. Каждый из них несет на себе тяжелое бремя своего класса. Но это детали. Главное вот что: любое произведение искусства (а эта картина, безусловно, является произведением искусства) состоит из нескольких уровней, нескольких структурных, композиционных, художественных «этажей», так сказать, каждый из которых ведет нас к более глубокому пониманию произведение и сближение к истине. И, смотря эту картину, я увидел и выстроил три уровня, каждая из которых глубже предыдущей. И сейчас я попробую анатомировать все уровни. Уровень первый. Социальный. Эта самая очевидная прослойка картины. Многие зрители, увидев картину и в первую очередь, заметив только социальную составляющую и социальный контекст, наверное, подумали при себе, что эта плохая картина, мягко говоря. А я скажу таким людям, что они плохие зрители и вряд ли станут режиссерами в будущем, потому что не могут зреть глубже и тоньше. Я считаю, что социальные элементы в этой картине абсолютно уместны, и даже могу сказать почему. Так как это первый уровень и самая очевидная прослойка, функция «социальщины» тут очевидна: это приманка. Приманка для обычных, рядовых зрителей. Нас, зрителей двадцать первого века, нужно чем-то сильно шокировать, что нас привлекло бы, затормозила, что бы мы уселись в свои кресла и смотрели энное произведение. И роль этой функции здесь несет социальный уровень. В чем заключается «социальщина»: бедная, бедная девушка, старая, старая бабушка, больной, больной ребенок. Всё. Все социальные рычаги давления на человеческое сознание и слезовыжимательный аппарат, который расположен в нашей черепушке можно воздействовать всего лишь этими тремя социальными статусами. Вспомним сюжет: Майра приходит в аптеку, там все дорого, покупает продовольственные продукты, все дорого, больницы не помогают, а если и помогают то по блату и только родственникам и знакомым, в деревушке постоянно отключают свет. Больному ребенку невозможно помочь никак: ни деньгами, ни трудом. Даже продажа собственных оперных платьев не приносит пользы: потому что некому покупать, ни у кого нет денег. Все плохо, все разваливается. Социальные условия чудовищные. Непонятно как люди живут. И живут ли они или выживают? И помимо этого возникает множество других не менее важных вопросов: почему никто не помогает этим бедным людям, куда смотрит государство, где наше здравоохранение, куда все смотрят, где деньги, почему все так плохо. Это вечные вопросы, особенно для нас, поэтому не стоит утруждаться в искании ответов на эти наши «проклятые» вопросы. Но, в общем, смысл и основная цель, функция этого уровня понятный: это приманка для следующего уровня. А он таков: уровень второй. Общественно-политический. Это как уровень социальный, только помасштабнее, поглубже. Если мы посмотрим назад в корни истории, то обязательно заметим: маленькие социальные штрихи и куски общества это последствии глобальных, общественно-политических течении в государстве. Так и здесь. Все плохо, потому что страна еле-еле встает с колен. Новорожденному плохо, потому что он только что родился. Если социальный уровень показал положения дел в рамках одной деревни, то общественно-политический уровень показывает положение дел во всей тогдашней стране через призму маленькой семьи и маленькой деревушки. Это доказывает явное мастерство режиссера, если он показывает положение страны действиями только трех человек. А положение тогдашнее глубоко удручающе. В провинции, в маленьких деревушках тем более. Через маленькие детали можно заметить государственные тенденции: постоянное отсутствие света доказывает некомпетентность тогдашних депутатов, впрочем, сегодняшних тоже. Этот уровень можно понять, даже, увидев любой кадр этой картины: посмотрите на стиль, который выбрал Каракулов. Постоянно непостоянная, дрожащая, неуверенная в себе камера. Камера трясется, дрожит, плавает, падает, прыгает. Смотрите: это же наша страна. Казахстан дрожит, падает, страна неуверенна в себе, стесняется Запада своими обычаями и своим лицом, страна непостоянная, подвешенная, страна плавает, прыгает, как и картина Каракулова. И что очень важно: Казахстан никогда не стоит ровно. Ровно и спокойно. Никогда. Впрочем, тоже, как и творение Каракулова. Теперь мы определили смысл и второго уровня: с помощью маленькой семьи и с помощью формы и стиля картины показать тогдашнее общественно-политическое положение страны. Понятно. А теперь мы резко возвышаемся над этим всем, над этим все земным. Потому что мы переходим в третий круг нашего анализа. И так, последний и очень важный уровень. Уровень третий. Метафорический. А важный он, потому что талант Амира Каракулова в этом, метафорическом уровне, раскрылся в полную силу. Картина «Не плачь» это – притча. Притча: вот основное структурное, художественное ядро этого произведение. Амир Каракулов рассказал нам в иносказательном стиле историю человечества. А если точнее библейский мотив, а если еще более точно, то он показал всего лишь тремя героями и одной деревушкой общечеловеческий и гуманистический посыл, который встречается и в Библии, и в Коране, а именно милосердие, и помощь ближнему. Вот, вот что главное в этой картине. Он, режиссер, минималистическими средствами выражения и с помощью скудного кинематографического арсенала высказал очень глубокую философскую мысль. Майра это ни много, ни мало Иисус Христос. Она жертвует всем: и деньгами, и своими платьями ради спасения этого мальчика, который ей даже не сын. Она даже жертвует своим голосом. Врачи ведь сказали ей не петь пока. Но она поет, и как поет. Как ангел. И мы понимаем: она поет в последний раз. Потому что после такого напряжение голосовых связок, она не именуемо идет к гибели и к окончательной потере голоса. И она понимает, что после того как она споет этому бедному мальчику, она больше никогда, никогда не будет петь. Но сейчас она поет. И этим своим поступком уподобляется ангелу. Живому ангелу на этой бренной, бренной земле. И в конце она взлетает над землей, над своими земными проблемами, над социальными, общественно-политическими проблемами и улетает на небеса, где она будет порхать как бабочка, как мадам Баттерфляй. Амир Каракулов в первом, социальном уровне средний режиссер, во втором, общественно-политическом уровне хороший режиссер, но в третьем, метафорическом уровне он гений. Вот все мои мысли и раздумья на счет картины «Не плачь» Амира Каракулова.
P.S.
А казахская степь все еще бесконечная и ее все еще покрывает бесконечный слой снега. Состояние маленьких деревушек расположенных по всему Казахстану все так же. Все так же плохо. А над этим всем летает ангел Майра и жалеет нас, нас, бедных, бедных людей.