
Бомбилы – единственный народ, который иногда мне напоминает о том, что я впустую потратил шесть лет, обучаясь на политолога, когда для этого достаточно было всего лишь просто сесть за баранку и ехать калымить. Мало того, что многие из них чересчур общительные, так порой складывается впечатление, что они лучше отдельных политиков ведают о том, как нужно обустраивать страну. Разумеется, я не могу судить обо всех, многие частники делают это от безысходности, но иногда некоторые из них заставляют меня думать о том, что они таксуют, потому что лень не позволяет им заниматься другим делом. Когда я недавно посетил Кокшетау, один местный житель признался, что 20 процентов населения города состоит на госслужбе, 40 - работает в полиции, остальные жители просто «таксуют». Однажды даже сам Президент написал в своей статье, что «не все безработные стремятся работать. К сожалению, психология такова, что человек лучше будет «таксовать» у базара, чем пойдет за новой квалификацией».
За свою жизнь я выслушал тысячи истории от частных извозчиков. Как правило, в девяти случаях из десяти мы с вами выслушивали одни и те же байки, которые гуляют из одного салона в другой. Но встречались и те, которые не были лишены оригинальности. Сегодня я хочу пересказать вам пять истории разных лет, которые запомнились лично мне. Мне почему-то кажется, что вы будете читать их впервые.
1. Бомбила – майор милиции в отставке
Усатый мужчина худого телосложения примерно пятидесяти лет. Первые пять минут внимательно следил за дорогой, пребывая в молчании. Впереди возникла фигура голосовавшего парня худощавого телосложения в балахоне. «Рэпер», - подумал я про себя. «Наркоман», - подправил меня бомбила. «Откуда догадались?» - спросил я у него. «Я многих таких переловил на своем веку», - произнес он, даже не посмотрев в мою сторону. Бомбила рассказал, что работал в милиции, начиная еще с советского времени.
«В девяностые произошел развал. Наркоманов стало больше, в том числе и из нормальных семей. Ребята, которых я знал и с которыми вместе работал, сами стали похожи на преступников. Мы ловили наркоманов. Но сослуживцы делали как, запирали их надолго, да так, что у них начиналась ломка и в таком состоянии они готовы были подписать любую бумагу. Многие милиционеры в те годы обзавелись квартирами, иные по несколько, потому что за одну только дозу наркоманы переоформляли свои квартиры на них. Моя совесть не позволила промышлять этим делом, я дослужился до майора, к тому времени у меня была своя квартира, за выслугу лет дали еще одну в городе, и я вышел на пенсию. Сейчас в одной живу сам, другую сдаю в аренду, на жизнь хватает. Есть небольшая пенсия. В свободное время «таксую». Те, с которыми я служил, сейчас очень богаты, у них несколько коттеджей. Меня звали обратно, но я знаю, что рано или поздно предстану перед Аллахом».
2. Извоз в условиях «развода»
Еду я как-то в такси и водитель мне рассказывает:
«Однажды я вышел «таксовать» на ночь. Остановила девушка, договорились о цене, я ее забрал. Она села на заднее сиденье. Едем по ночной пустынной улице, я то и дело поглядываю на нее время от времени через зеркало. Мне показалось что-то недоброе в ее глазах, будто помышляла дурное. Как только я довез ее до нужного места, она сразу протянула мне деньги и быстро вышла из машины. Предчувствие потянуло меня назад: в полутьме я стал нащупывать поверхность заднего сиденья. Чутье не подвело – прямо в углу лежал подброшенный пакетик с травкой. Достал его и выкинул в окно. Еду дальше по той же улице, как через пятьсот метров ко мне пристроился полицейский патруль и скомандовал остановиться. Я оставался в салоне, ко мне подошли двое полицейских. «Командир, то, что ты ищешь в салоне, не найдешь у меня», - сказал я, глядя ему в упор. «Хитрый, однако», - пробурчал он и поплелся обратно к себе в машину».
3. Зарплата как у сельского акима
- Вот скажи, на*** мне работать на государство или на какого-нибудь ох***шего начальника, а? – продолжал мне выносить мозг очередной бомбила, несмотря на то, что я игнорировал его с самого начала беседы.
- Я сам себе начальник, встаю когда хочу, выхожу «таксовать», когда хочу. Главное, кормлю же семью.
- Сколько вы зарабатываете в месяц? – врываюсь я в его монолог своим вопросом.
- Выхожу я вечером на работу, «таксую» до двух-трех часов ночи, чистыми выходит десять тысяч тенге (разговор состоялся где-то в середине 2000-х), еду домой, отсыпаюсь до обеда. Ну, в месяц где-то триста тысяч накручиваю. Ну скажи, какой начальник предложит мне такие деньги?!
- Не верится мне, что можно заработать триста тысяч чистыми в месяц.
- А вот это уже надо уметь, «таксую-то» я уже четырнадцать лет, стаж немалый, - не без гордости произнес он эти слова. – Знаешь, почему остальные таксисты не могут заработать такие деньги? Потому что мозгов у них нет. К примеру, я выезжаю из одного конца города к центру. Ловит девушка и просит довезти ее туда за двести тенге. Другие таксисты не согласятся, мало им, а я не отказываю. А знаешь почему? Потому что в пути я заберу еще пару человек за те деньги, которые они мне предложат. Надо думать стратегически!
4. Возьми авто в кредит и иди «таксовать»
В тот день мой автомобиль находился на СТО. Поймал попутку, Шевроле Круз, пробег не больше двух тысяч. В салоне еще не испарился запах нового авто.
- Поздравляю, ты стал вторым клиентом! – восторженно обратился ко мне водитель сорока двух лет, едва он тронулся, как только захлопнулась дверь с моей стороны. Мне даже показалось, что я попал на какое-то телешоу. Оглянулся по сторонам, камер не было.
- Недавно взял машину, с салона, в масле! Оформил кредит в банке, встала в двадцать тысяч долларов, буду возвращать, не торопясь, в течение трех лет, - продолжал он хвастаться приобретением.
На этом словоблудие не закончилось, дальше бомбила перешел на нравоучения:
- Вот ты, молодой, сколько тебе лет? Двадцать шесть? У тебя есть машина?
- Нет, - соврал я, потому что когда-то в одной умной книжке прочитал, что отрицательный ответ при отсутствии желания продолжать разговор призван его прервать. Не помогло.
- А знаешь, почему ее у тебя нет? Потому что ты не хочешь работать! Молодежь сейчас пошла такая, не хочет работать. Оформи кредит в банке, возьми машину и езжай «таксовать». Хотите всего и сразу, х** вам!
«Вообще-то у меня есть работа, я работаю даже не для себя, в первую очередь, а ради науки и блага нашей страны». Мне показалось, что мой ответ должен был застать бомбилу врасплох, но чуть позже выяснилось, что ответ я прокрутил только у себя в голове, поскольку не было возможности вставить его в тираду водителя. Он оказался глубоко эмоциональным.
- Возьми машину в кредит, иди «таксовать», - в десятый раз он повторял одно и то же. – Лентяй. Ты, конечно, не обижайся, но это так. Я старше тебя, я могу с тобой так разговаривать, я же не матерю тебя по матери.
Я был спасен тем, что мы подъехали к нужному месту. Водителю не удалось вовлечь меня в свою систему ценностей, но возможно нашлись ребята, которые после такой зажигательной речи пошли оформлять кредит в банке.
5. Как монополизировать рынок трусов по 71 тенге за единицу
Однажды в разгар финансового кризиса я был удивлен тому, что три недешевые машины (не Нексии и не Лады) остановились подряд, реагируя на мое голосование. Первым двум было не по пути, третий согласился довезти меня за пятьсот тенге. Мужчина сорока пяти лет назвался бизнесменом, дела которого в последнее время шли не важно, и поэтому он не брезговал любыми деньгами.
- Сколько тебе лет? Да, вам сейчас трудно втиснуться в бизнес, потому что все ниши заняты. Вот я в твоем возрасте в девяностые вместе с друзьями начинал бизнес. Мы были тогда примерно твоего возраста сейчас, тогда было легко, куда не сунься, везде не освоено. Но им повезло больше, чем мне, потому что жилка у них была. Один мой друг сейчас помимо нескольких бизнесов владеет пятнадцатью квартирами в Алматы. Он покупал недвижимость на заработанные деньги. Тогда трехкомнатная на Фурманова-Гоголя стоила четыре тысячи долларов. Он скупал их и советовал мне поступать также. А я то че, дурак, жадничал, когда были деньги и не верил, что квартиры подорожают. Были возможности купить такую квартиру, но мне цены казались дорогими и я купил в микрашах трехкомнатную за три тысячи. А сейчас сравни теперешние цены там и на Фурманова-Гоголя. Другой мой друг начал возить с Китая нижнее белье. Весь город, по сути, закупается у него. Все алматинцы носят трусы, привезенные им. Китайские трусы в городе продают за тысячу тенге, а ведь все продавцы покупают у него всего за семьдесят одну тенге. Он монополизировал рынок и не отдаст его уже никому. У еще одного знакомого бизнес связан с производством напитков. Мой тебе совет, не пей эти соки вообще, там сплошная химия. Да, вам, молодежь, сейчас сложно вести бизнес...
Была еще одна история, когда один таксист достал меня настолько, что всю дорогу говорил я, и настолько преуспел в этом, что, проехав через весь город, он отказался у меня брать деньги за проезд. Но это уже совсем другая история.
P.S.
Кстати, картина вверху - одна из старых работ для разминки рук. Идея написать таксистов пришла в голову случайно, когда, проходя мимо базара, я увидел троих бомбил, которые, то ли от скуки, то ли от усталости, присели втроем на задке автомобиля одного из них. Увиденная сценка показалась мне занимательной и в следующий раз я вернулся на базар с фотоаппаратом, нашел тех таксистов и с превеликом трудом уговорил их воспроизвести сидение втроем. Вопрос одного из них, произнесенный со всей серьезностью "А нас за это не посадят?" до сих пор вводит меня в ступор.
Жаль, правда, что холст оказался не самый лучший, и поэтому цвета легли не совсем так, как мне хотелось.
"Таксисты", холст, масло, 60х80 см, 2010 год.