misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 126 гостей

Мона Лиза

2897 4
с нами с 26 марта 2013
Совсем недавно, столкнувшись где-нибудь с живописным шедевром, мне приходилось одобрительно мычать и причмокивать, выражая тем самым свое согласие с величием картины. Иногда я мог позволить себе сказать что-то вроде «Какая перспектива!» или «Какие полутона!», чтобы потом снова заткнуться, ибо было очевидно, что я в искусстве разбираюсь так же, как в полинезийских тараканах. Потом, благодаря удивительному искусствоведу Ольге Владимировне Батуриной, курс лекций которой я имел счастье посетить, передо мной открылся поистине удивительный мир искусства (простите, что выражаюсь штампами, но кажется, это единственная и проверенная форма для выражения искренних чувств). Не то, чтобы я стал знатоком, но кое-что понял. А со знанием бывает так: как только ты его получишь, хочется поделиться им с другими. Поэтому я хочу рассказать вам о шедеврах мировой живописи, и о том, как на них смотреть.
 
Мона Лиза.
 
 
Шедевр из шедевров. Главная картина человечества. Уникальное произведение искусства, растиражированное до такой степени, что уже мозолит глаз. «Джоконду» хотели застраховать на 1 миллиард долларов, но не застраховали, сочтя сумму недостаточной. При этом полотно, на фоне, скажем четырехметровых холстов неоклассицистов совершенно незаметное, и в масштабном соотношении больше всего похоже на фотокарточку. 
Что же в нем такого великого?
 
Великого в ней —  эпоха, и ее главный выразитель в лице Леонардо Да Винчи. Инженер, ученый, изобретатель, живописец, и на дуде игрец. Это было время универсумов - людей, которым надо было и можно было делать все, поскольку принятой сейчас специализации тогда не существовало, человечество только прокладывало торные дорожки познания, и еще не знало, что единый оптимизм неизбежно выльется в раздробленное декаденство. Возрождение провозгласило главным существом во Вселенной человека, и художники старались запечатлеть все его с Божьей помощью воплощенное совершенство. 
 
Шли разными путями. Ботиччели намеренно уходил в пластику — если бы увидели в жизни женщин с такими же покатыми плечами, и руками в два метра длиной, как на его картинах, то сочли бы, что конец света уже настал. Но Ботичелли не волновало анатомическое сходство, он искал гармонию, ему важно было вписать человеческое тело в контекст картины, а следовательно и Вселенной, так, чтобы оно слилось с ней, оставшись центральным (тут я прервусь, потому что по Ботичелли будет отдельный текст).
Микеланджело в манере более всего напоминает Прометея. Даже удивительно, как в такое набожное время появлялись такие антропоцентричные произведения. Причем свою позицию Микеланджело не скрывал, и сказал однажды: «Если бы у меня был такой же инструментарий, как у Бога, я бы создал этот мир не хуже». История не предоставила шансов проверить эту теорию. 
 
Да Винчи если с кем и боролся, то с клиентами и собственными замыслами — точнее, они с ним. Самым привычным для гения было получить предоплату от заказчика, начать писать картину, потом остыть к ней, и не доделать, между тем как деньги уже были потрачены. Возможно, у вас есть такие же наклонности, но прежде, чем давать им ход, убедитесь, что вы Леонардо Да Винчи. 
 
Именно поэтому у гения Возрождения так мало картин — всего около 30, а у Рембрандта, например, только автопортретов 90. 
 
Самый распространенный штамп о «Джоконде» - с кого художник ее писал. Некую пикантность таким исследованиям придает тот факт, что у Леонардо никогда не было женщин, а однажды он даже был судим за содомию, но оправдан. Так кто же ему позировал, а?? Может Мона Лиза — это вообще мужик?
 
Между тем, с кого писал Да Винчи портрет, и были ли у него женщины — совершенно не важно, так как у гения были все женщины мира, и он их всех отобразил. Ибо он написал «Мону Лизу». И она, разумеется, женщина, поскольку, во-первых, она Мадонна (что очевидно); а во-вторых, Леонардо был первоклассным анатомом, и прекрасно знал, что в женщине гораздо больше загадочного, чем в мужчине, даже на биологическом уровне. 
Леонардо считается изобретателем техники «сфумато» - легкой, но различимой дымки на холсте, которая не размывает контуры, как у импрессионистов, но придает полотну особую, я бы сказал, кинематографическую глубину. В «Моне Лизе» замысел и техника встретились, чтобы создать один из самых идеальных союзов на Земле. 
 
Во время Леонардо типичный портрет писался в двух глубинных плокостях: сидящий на переднем плане человек в беседке с двумя колоннами по краям, и райские кущи на заднем плане. Да Винчи тоже написал неизбежные колонны, но со временем их случайно обрезали, и от столбов остались только уже едва различимые артефакты. Судьба вмешалась в работу гения, и подняла ее на новый уровень — лишившись графических огранок, картина вырвалась за пределы собственного времени. Если, например, у Рафаэля фоновый пейзаж на портретах Мадонн носит явные признаки человеческого участия (мосты, замки), то Леонардо дистанцируется от конкретной эпохи. Такой пейзаж, как в «Джоконде», мог быть до Сотворения, а мог быть сразу после него. Он мог бы существовать и после Апокалипсиса, и тогда Джоконда превращается в лик нового времени, ницшеанского Сверхчеловека. 
 
Она, Мона Лиза, была всегда. И всегда будет. Она все видела, и всех простила. Она мать, дочь, сестра и возлюбленная. Она знает все тайны Мироздания, и именно поэтому ее улыбка нам кажется такой загадочной: даже тот, кто не в курсе истории создания картины и эпохи Ренессанса, осознает, что разгадав тайну улыбки Джоконды, он поймет смысл жизни.
И именно поэтому никто и никогда ее не разгадает.
 
P.S. Как-то в одной газете я прочитал интервью казахстанского художника. Он всю жизнь мечтал посмотреть на «Мону Лизу», и вот наконец ему удалось попасть в Лувр. Там он был разочарован, и в сказал журналисту, что в картине нет ничего особенного, и он сам может таких нарисовать штук 10. 
 
10 вредных привычек, которые мы напрасно считаем полезными
18 октября 2019
GONZO
просмотров: 45
Оказывается, ходит слишком много легенд о пользе тех или иных привычек
Модель Беллу Хадид назвали самой красивой женщиной на земле
18 октября 2019
GONZO
просмотров: 48
Пластический хирург рассчитал «золотое сечение лиц знаменитостей»

Комментарии

Мольдер Айдаш
05 Июль 17:14 # ответить
Подруга рассказывала, как она расплакалась, когда увидела настоящую Мону Лизу.
saniya_oshak
05 Июль 20:10 # ответить
А у меня всегда паранойя: вдруг в Лувре висит ненастоящая Мона Лиза, а настоящую спрятали в бункере :(
Сергей Алексеенок   →  saniya_oshak
06 Июль 08:22 # ответить
saniya_oshak, настоящая Мона Лиза в голове))) Все остальное копии, даже та, что сейчас висит в бункере))
StrekozaG
06 Июль 18:28 # ответить
спасибо, Толеген!
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_1165 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_1165', { type: 'blog', node_id: '1165', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });