misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 223 гостя
Блоги
641
с нами с 14 ноября 2012

«Я любил читать детективы, пока не начал их писать».

выходу новой книги Бориса Акунина «Просто Маса» Букмейт провел прямой эфир с писателем ВКонтакте, где он ответил на вопросы читателей. Мы выбрали самые интересные ответы — о том, какой на самом деле задумывалась серия романов об Эрасте Фандорине, чем плох «Доктор Живаго» и чем хорош разумный эгоизм, зачем изучать писателей и их самоубийства и почему лучшими правителями России были женщины.

О писательских инструментах

Я начинал в 1997 году, но компьютер у меня тогда уже был, под 386 Norton Commander — это что-то такое синенькое. Был у меня и игольчатый принтер, который больше стрекотал, чем печатал. Что изменилось — сам процесс работы с материалами. Как раз в 1997 году я подключился к интернету, Рунет был совсем убогий, да и в мире было не так много ресурсов. Сейчас я с помощью интернета могу найти 99% всего, что мне нужно. Если не бесплатно, то в платном контенте: журналы, архивы, библиотеки.

Я гораздо реже стал пользоваться помощью специалистов, которые по моему заданию ходили в архивы и подбирали материалы. А когда-то, очень хорошо помню, я ходил туда сам — и истекал слезами, потому что у меня аллергия на книжную пыль. На айпэде в дороге работать не могу — мне надо, чтобы клавиатура кликала. Голосом не работаю. Интернет бы только всегда был.

О писательских ритуалах

Никаких ритуалов у меня, кроме утренней чашки кофе, нет. Но есть правило: я рассматриваю писательство исключительно как удовольствие (Федор Михайлович со мной бы точно не согласился). И поэтому, когда я чувствую, что перестал получать удовольствие, я останавливаюсь и ни строчки больше не пишу. Но не ухожу в запой — есть и такое ноу-хау, которым пользуются некоторые мои знакомые, — а вместо этого перемещаюсь в другое место, беру книгу, над которой работаю параллельно и по которой соскучился, и продолжаю работать уже с ней. Такой у меня постоянный производственный цикл.

О темах для начинающих писателей

Начинающим писателям я бы дал совет писать о том, что им по-настоящему интересно и что их заводит, а не ждать каких-то социальных заказов извне. Никогда по социальному заказу ничего путного не напишешь. Я-то, когда первоначально про это думал [про серию об Эрасте Фандорине], не собирался писать романы сам — я хотел быть, что ли, организатором процесса: приобщить к делу своих друзей, талантливых литераторов, а самому быть чем-то вроде режиссера. Но получилось иначе: я сам этим всем увлекся.

Если говорить о темах — мне, например, кажется очень интересной и недоработанной тема, к которой чуть-чуть прикоснулся Виктор Пелевин много лет назад, когда написал замечательную новеллу «Принц Госплана». Про клерка, который играет в компьютерные игры и как бы живет в них. Было бы интересно написать про молодого парня, проводящего наиболее интересную часть жизни в компьютерных играх, которые он путает с реальностью: он существует скорее там, чем здесь.

Однажды я услышал поразительную историю от знакомого психиатра, я даже вставил ее потом в измененном виде в один из своих романов. История была о пациенте, который каждую ночь во сне видел продолжающийся сон. В этом сне он был солдатом армии Ганнибала, который идет на Рим. Он сообщал про эту армию Ганнибала такие подробности, которых никто знать не мог; говорил, как потом выяснилось, на древнекарфагенском языке, который только сейчас стал частично известен. Самое интересное в его жизни происходило там, когда он шел на Рим с Ганнибалом, а не здесь, где он был человеком вполне тривиальной профессии. Вот этот стык разных миров и жизнь между ними кажутся мне беллетристически очень перспективной идеей.

О писателях и самоубийствах

Главный философский вопрос, который перед всеми нами стоит, — стоит ли жизнь того, чтобы прожить ее до конца, несмотря на все пакости, которые она нам так часто преподносит? Или нет смысла смотреть это кино, и поэтому каждый год сотни тысяч людей в мире как бы говорят: «Давайте, показывайте следующее кино, а я ухожу». Я написал книжку, исследующую феномен самоубийства на примере писателей. Потому что писатель, в отличие от всех других, описывает все, что с ним происходит. Если писатель покончил с собой, можете не сомневаться: он обязательно объяснит, почему это сделал. И красиво объяснит, и понятно. Это такая муха дрозофила, на которой можно изучать все человечество.

Исследование о природе самоубийства, где писатели взяты лишь как пример Homo Sapiens, «наиболее удобный для изучения»

Писатель и самоубийство

 

Я в этой теме пытался разобраться — прежде всего, чтобы понять, выход ли это. Это допустимый выход, когда человек добровольно уходит из жизни, или это какое-то шулерство? Нечестная игра? Поступок малодушного человека? Чтобы получить ответ, пришлось написать целую книжку. Я для себя ответ как бы сформулировал и с тех пор отношусь к этой теме как ко всем другим: ну да, бывает и такое. Но что точно недопустимо — самоубийство по слабости. Это преступление.

О сказках

Вот только вчера читал сказки Шарля Перро. Я сейчас пишу сборник сказок — это, видимо, какие-то первые симптомы впадения в детство и деменции, но мне доставляет большое удовольствие. Я изучаю механизм сказок разных культур и народов, и собираюсь написать собственные сказки народов мира — такие, какими они должны быть на самом деле, о чем народы мира без меня не подозревали.

О детективах

Я любил читать детективы до тех пор, пока не начал их писать. Я вообще перестал читать художественную литературу, потому что это в моей профессии вредно. Но если все же говорить о детективах, для меня есть две основные партии: партия Агаты Кристи и партия Конан Дойла. Партия Агаты Кристи построена на мастерстве сюжета — никогда не угадаешь, кто убийца; главная задача здесь — удивить читателя. Партия Конан Дойла построена на атмосферности, на том, чтобы ты попадал в некий мир и существовал в нем. Я, конечно же, за партию Конан Дойла, я стараюсь писать именно такие детективы — с той корыстной целью, чтобы люди могли их перечитывать потом, даже зная, кто убийца.

Сборник с одной особенностью: каждый рассказ в нем посвящен одному из классиков детективного жанра

Нефритовые четки

 

В этом смысле я больше всего люблю детективы Роберта ван Гулика про судью Ди, действие которых происходит в Китае времен династии Тан [VII–X вв. до н. э.]. По части детективной фабулы они довольно неказисты — совсем не Агата Кристи. Но, когда их читаешь, попадаешь в очень гармоничный, безусловно утопический, выдуманный мир идеального Древнего Китая, где все устроено по-конфуциански, по справедливости, в соответствии с внутренней гармонией. Это ощущение порядка, противостоящего хаосу, доставляет лично мне большое удовольствие. Вообще, ведь смысл детектива или, например, викторианского детектива — это противопоставление упорядоченного мира твердых правил дикому, стихийному миру зла, которого все мы — ну или по крайней мере большинство из нас — боимся.

О переоцененной классике

Когда речь идет о художественной литературе, любые оценки субъективны, более того — как только они перестают быть субъективными, они утрачивают всякий смысл. Потому что чтение художественной литературы — я не беру сейчас несчастных школьников — дело необязательное, мы делаем это для собственного удовольствия. Хорошая книга — это то, что лично мне, здесь и сейчас дает что-то важное. Если эту книгу ценят все, но мне она ничего не дала — для меня это плохая книга.

Я, например, не люблю и считаю сильно переоцененным роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. С моей точки зрения, это очень вязкое, нескладное и неумное произведение. Если бы не ореол страдания, который его окружает — потому что из-за этого романа Пастернака затравили, — если бы не Нобелевская премия, которую ему дали (опять-таки в значительной степени чтобы вставить шпильку советской власти), думаю, не было бы у этого романа той ауры, которая его окружает.

О лучших правителях России

Самыми удачными правителями в истории России были женщины: Елизавета и Екатерина II. Елизавета — потому что она была ленива, ничего не делала, окружила себя такими же, в общем, ленивыми министрами, которые ни во что не вмешивались и не мешали людям жить. И без зоркого взгляда строгой власти Россия как-то зашевелилась, ее население увеличилось за это время чуть ли не вдвое, развились города, ремесла, торговля.

Первый том из исторической нон-фикшн-серии Бориса Акунина

Часть Европы. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия

 

К «Истории...» Акунина прилагается серия художественных книг про людей с родинкой на лбу. Каждая из них относится к определенной эпохе и описывает историю некоего рода. Первая книга в серии — «Огненный перст»

Огненный перст (сборник)

 

Екатерина Великая, с одной стороны, тоже любила пожить в свое удовольствие. Но с другой — она ввела в российскую политическую практику очень правильную новацию: она показала, что управление при помощи пряника эффективнее, чем при помощи кнута. Она не столько карала, сколько поощряла. Не наказывала тех, кем была недовольна, а просто отдаляла их от себя. И возникло представление о власти как о каком-то сияющем солнце: чем ближе к нему находишься, тем теплее и светлее. Чиновники и генералы старались не потому, что боялись — как они боялись Петра I, — а потому, что хотели, чтобы государыня-матушка их наградила и приласкала. Это первый в российской истории опыт использования мягкой силы, которая оказалась весьма эффективна.

О герое, которого сейчас не хватает

Сейчас, да и во все времена, не хватает литературного героя, который знал бы ответы на все трудные вопросы жизни. Чтобы он был не занудным китайско-японским гуру с бородкой, таким скучным старичком, — а нормальным живым человеком, который бы излучал внутреннюю уверенность и знание, вселял бы в читателя мужество и оптимизм, делал бы человека не слабее, а сильнее.

Я, например, очень люблю роман Чернышевского «Что делать?». Думаю, сейчас его в школе уже не проходят, а в мои времена проходили. Там замечательные молодые нигилисты 60-х годов XIX века, новые русские люди, которые излучают уверенность, энергию, силу, называют себя разумными эгоистами. Разумный эгоист — это человек, которому бывает хорошо, только когда всем вокруг хорошо. Он говорит: «Я делаю это не из любви к человечеству — я делаю это из эгоизма, чтобы мне было хорошо». Это очень правильная мотивация. Потому что, когда человек говорит: «Мне ничего не надо, я все делаю ради других», становится немножко боязно. А если человеку хорошо, когда всем вокруг хорошо, он старается ради себя, и мне такая постановка вопроса нравится.

О том, стоит ли японцам читать роман «Просто Маса»

В первую очередь роман написан, конечно, для читателей неяпонских. Там довольно много всяких шуток по поводу японцев, их привычек, национального характера. А нации, по моему опыту, делятся на те, которые любят обижаться и которые обижаться не любят. Японцы, так же как и русские, обижаться любят. И если усматривают какую-то насмешку, пускай даже добрую, им это обычно не нравится, я с этим уже сталкивался. Из наций, которые вообще никогда не обижаются — потому что им в голову не приходит, что кто-то может над ними смеяться, — например, какие-нибудь англичане или французы. Они вообще не понимают, когда над ними шутят, или смеются вместе с вами. Завидное качество.

О том, почему Маса не остался в России

Если бы вы оказались примерно в 1920 году в России, да еще с деникинской стороны, на которую несется красная конница Буденного, думаю, вы бы тоже поспешили скорее уплыть на пароходе и не возвращаться лет 70, пока все более-менее не устаканится. Вот почему Маса не остался в России. И, кроме того, у него были связаны с Россией всякие трагические воспоминания — об этом роман «Не прощаюсь».

Последний роман из фандоринской серии, где действие происходит в разгар Гражданской войны в России

Не прощаюсь

 

О продолжении романа «Просто Маса»

Я человек планового хозяйства, мыслю большими проектами, под тяжестью которых потом сам начинаю сгибаться. А роман «Просто Маса» мне захотелось написать потому, что я соскучился по Японии, где давно не был. Мне захотелось окунуться в этот океан, развлечься. Так что этот роман вообще появился безо всякого плана — и планов на продолжение у меня пока нет. Захочется — может быть, напишу.

О вере во взаимную любовь

Понимаете, вера — это категория, не подразумевающая опыта. Поэтому люди верят в Бога, в рай, в ад. Они или верят, или не верят — доказательств у них нет. Здесь же речь идет не о вере, а об опыте. Поэтому я точно могу сказать, что любовь есть, не сомневайтесь. Не все, правда, умеют любить: кого-то не так научили, кто-то путает любовь с другими похожими магнитами — будь то самолюбие, сексуальное влечение или еще что-то подобное. Любовь намного богаче и интереснее. У меня есть толстый нудный роман, посвященный теоретическому изучению природы любви, называется «Другая жизнь». Кто всерьез интересуется любовью, прочитайте — там прямо все по полочкам разложено.

О псевдонимах

Псевдоним — тот или другой — нужен мне, чтобы писать по-другому, в другой системе координат. Одно дело, когда я пишу как Борис Акунин, и другое дело, когда я пишу как Чхартишвили, под своим настоящим именем. У меня еще были другие псевдонимы, где я тоже писал по-разному — это очень освежает. Похоже на то, что актер выходит на сцену в ином гриме, в ином костюме, в иной пьесе — и становится другим человеком, хотя внутренне это все тот же, например, Данила Козловский. В реальной же жизни мои имена путают постоянно. Я привык и на все откликаюсь, хоть на Бориса Шалвовича — не проблема.

О том, может ли книга изменить жизнь человека

Безусловно, может. С думающим человеком такое часто происходит, а уж с глупым — тем более. Потому что глупый человек выберет в качестве жизненного образца какую-нибудь бяку или же прочтет нормальную книжку, но вычитает из нее то, чего в ней нет, извратит и побежит совсем не в ту сторону. Книга и литература вообще — вещь, с одной стороны, лучшая на свете, с другой — очень опасная. Она как огонь: может и согреть, и обжечь. Я к печатному слову отношусь серьезно. Мой любимый японский писатель Юкио Мисима говорил, что литература — это яд, но давайте не забывать о том, что яд — это просто очень сильное химическое средство, которое в правильной дозе может и спасти жизнь, и вылечить. Впрочем, что писателя спрашивать о том, может ли книга изменить жизнь человека? Ему хочется верить, что может.

О другой профессии

Если бы я сейчас был молодым человеком и думал, какой творческой работой заняться, скорее всего, я бы стал программистом, а не писателем. Придумывал бы программы, которые бы делали жизнь интереснее и помогали людям не тратить свое время на ерунду.

Источник

3 eвpeйcкиx aнeкдoтa o тoм, кaк нaдo oтнocитьcя к дeньгaм
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 13998
Англичане говорят: "Если ты такой умный, покажи мне свои деньги". Скрытый сарказм подразумевает, что не всегда интеллект приносит материальные плоды. Можно быть человеком умным и образованным, но жить от зарплаты до зарплаты.   А у евреев своя мудрость:   Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.   Почему? Потому, что деньги могут быть украдены, могут обесцениться или вложены в пирамиду или долгострой. А знания и опыт всегда с тобой, с их помощью ты всегда сможешь заработать еще.   Но заработать - это половина дела. Нужно еще уметь контролировать свои траты, сберегать деньги и преумножать их.   Чем русский подход к деньгам отличается от еврейского? Наши люди могут потратить все, до копейки, любят пускать пыль в глаза, хотели бы получать больше, но презирают тех, кто живет на нетрудовые доходы. Считается, что в нашей стране копить деньги - это утопия. Либо их "сожрет" инфляция, либо отберет государство.   Евреи же наслаждаются своими накоплениями. И чем их больше, тем сильнее, могущественнее личность.   Три стадии бедности у евреев:   1. Нет денег.   2. Совсем нет денег.   3. Придется менять доллары.   Наш народ во многом живет и надеется "на авось". Что попадется хорошая жена, что на работе заметят и станут платить больше. Евреи не признают иллюзии и стараются многое спрогнозировать и запланировать. Они не позволяют детям валять дурака и лениться, выбирают им достойные профессии и программируют на будущий успех.   У евреев, действительно, есть чему поучиться.   Они легко генерируют идеи, стараются придумать варианты, как заработать деньги. Людей с таким мышлением в России называют нелицеприятными словами, самое меньше из которых "спекулянт" и "барыга".     Наши люди любят говорить: "Как нам платят, так мы и работаем". В этой фразе - усталая смиренность. Но специалисту, который не горит своим делом, которым сложно управлять, потому что он обижен на жизнь, никто платить хорошо не будет.   Евреи умеют видеть преимущества даже там, где их быть не может:   Еврейский мальчик говорит своему деду: - Дедушка, у меня только что на улице отобрали все деньги! - Ничего, внучек. Они вернут в семь раз больше! - Почему? - Сейчас они это отметят. Затем затеют пьяную драку. Набьют друг другу морды, повыбивают зубы... Ну а потом придут их вставлять ко мне.   Жен стараются выбирать таких, чтобы их имущество не разбазарили. А женщины, в свою очередь, весьма требовательны к мужчинам. За непризнанного гения или свободного художника никто не пойдет замуж. Зачем по своей воле обрекать себя на нищету?   Еврейки говорят: "Мужчина без денег - это подруга". Вы никогда не услышите из их уст фразу про рай в шалаше. Рай - это Мальдивы и Бали, но не конструкция из веток и палок.     Ну и еще немного юмора о том, что мыслить нужно уметь нестандартно:   - Изя, представляешь, я в выходные предложил директору парка отдыха идею одну. Естественно, не просто так, а за 10% от прибыли. Суть такая: посетитель парка должен сделать фото в комнате кривых зеркал и выложить его на сайт парка отдыха. Тот, кто наберёт наибольшее количество лайков, получит два билета на концерт Киркорова. - И каков, Абрам, результат? - Количество посетителей парка втрое превысило обычное! Денег срубил прилично! И никаких затрат! - Хм... Ну два билета на концерт Киркорова прилично стоят! - А кто тебе сказал, что я их покупал? Я их взял с Киркорова за рекламу концерта.       По материалам - Мадам Хельга Источник
Жecткиe и беcкoмпpoмиccныe цитaты Фaзиля Иcкaндepa
12 мая 2022
GONZO
просмотров: 12829
Они нaучaт paзбиpaтьcя в людяx