misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 89 гостей
Блоги
193
с нами с 14 ноября 2012

Дракон изнутри и снаружи

Давно не было столько разговоров о космонавтике, как в последние майские выходные! Одним из главных героев обсуждений стал Crew Dragon — пилотируемый космический корабль компании SpaceX. Чем же он так хорош и был ли для NASA смысл менять места на привычных «союзах» в пользу новичка?

«Никогда не смейся над живым драконом!» ©«Хоббит, или Туда и обратно».

А стоила ли игра свеч? Был ли смысл разрабатывать Crew Dragon — и что он может такого, чего не может исправно работающий вот уже более полувека «Союз»?

И не нужно кивать на возраст — космический корабль «Союз» так же, как и ракета, регулярно модернизируется. В настоящее время используется уже шестая, как предполагается последняя, версия космического корабля — «Союз-МС».

Геометрия

Crew Dragon создали на основе грузового корабля Dragon, и они похожи друг на друга. Сверху находится возвращаемая герметичная капсула, снизу — негерметичный грузовой отсек. Высота вертикально стоящего корабля — 8,1 метра, почти три этажа. К слову, российский «Союз» не сильно ниже — 7,9 метра, но это во многом из-за вынесенного отдельно приборно-агрегатного отсека, в то время как у «Дракона» он интегрирован в сам корабль.

Дракон изнутри и снаружи: чем хорош и плох американский Crew Dragon

(Фото: SpaceX)

Однако против геометрии не попрёшь. «Союзы», созданные в размерности ракеты, сильно уступают в диаметре корабля (2,7 против 3,66 метра у Crew Dragon). Казалось бы, меньше метра, однако у «Союза» площадь в самой широкой части — 5,7 кв. метра, а у Crew Dragon — 10,5. 

Вот такая бессердечная геометрия.

В результате у Crew Dragon герметичный отсек имеет 11 кубических метров полезного объёма, которых хватает на четверых астронавтов и туалет за шторкой (его пока не показывали, обещают продемонстрировать после приземления). У «Союза» объём по внутренним герметичным обводам обитаемого отсека (спасательной капсулы) — 3,85 куб. метра, а свободный объём всего 2,5 куба. Увы, этого едва хватает для размещения трёх космонавтов и летящих с ними 300 килограммов багажа.

Внутри корабля Союз МС-13

Внутри корабля «Союз МС-13» (фото: Олег Скрипочка / «Роскосмос»)

Ещё у «Союза» есть четыре кубических метра полезного объёма в бытовом отсеке, где устанавливается туалет, а во время полёта космонавты могут переодеться. Но этого всё равно мало: когда китайцы скопировали «Союз», то в первую очередь увеличили линейные размеры, чтобы сделать корабль свободнее. По идее, мы могли бы сделать то же самое, но последние годы «Роскосмос» ждёт корабль нового поколения «Орёл» и не видит смысла в глобальной переделке «Союза».

Грузовой отсек и система САС

Больше всего поражает возможность взять в полёт в негерметичный грузовой отсек 2,5 тонны полезного груза — и это не считая астронавтов. Чёрт, да это просто очень удобно — большой объём, большая масса! Можно считать, что везёшь на орбиту дополнительный грузовой корабль. Российский «грузовик» «Прогресс» несёт как раз примерно те же 2,5 тонны полезного груза. Поэтому с каждым полётом Crew Dragon можно плюсовать ещё один полёт грузового корабля — а это дополнительные время, деньги, запуски. Правда, на обратном пути, перед входом в плотные слои атмосферы, негерметичный грузовой отсек отделяется от возвращаемой капсулы, так что вернуть столько же не получится. В грузовом отсеке находятся панели солнечных батарей и радиаторы системы терморегуляции корабля. Для упрощения системы и уменьшения возможностей её отказа панели не разворачиваются, а полностью покрывают половину отсека, развёрнутую к Солнцу.

Дракон изнутри и снаружи: чем хорош и плох американский Crew Dragon

(Фото: SpaceX)

В отличие от российского «Союза», система аварийного спасения (САС) Crew Dragon интегрирована в сам корабль. Решение более чем спорное. С одной стороны, дешевле — в российском варианте на каждый запуск нужна новая САС; с другой — лететь в корабле, зная, что у тебя по периметру расположены топливные баки для двигателей SuperDraco, под завязку наполненные монометилгидразином — ощущение не из приятных. Монометилгидразин стабильнее, чем гептил, но гораздо токсичнее, и неизвестно, что будет опаснее в случае аварии. Впрочем, о правильности или неправильности этого решения можно будет порассуждать после сбора приличной статистики полётов.

Двигатели Super Draco

Двигатели Super Draco (фото: SpaceX) Те же самые двигатели SuperDraco должны использоваться для мягкой посадки корабля на финальном этапе полёта, но NASA решило уменьшить риски: по крайней мере в первые полёты садиться Crew Dragon будет только парашютным способом.

Многоразовость

Crew Dragon — многоразовый корабль. Но, понятное дело, повторно используется только герметичный отсек с астронавтами. После приземления его дефектуют, заправляют, заменяют тепловой щит из абляционного материала PICA-X — и могут снова брать в работу. Правда, опять же, NASA пока не сказала, будет ли разрешено повторное использование Crew Dragon с астронавтами на борту.

Старт Crew Dragon

Старт Crew Dragon (источник фото)

Ну, тут схема простая. NASA заказывает, оплачивает — а потому может устанавливать любые правила. «Кто платит, тот и музыку заказывает».

Источник

Строгие или лояльные родители: чьи дети лучше
7 июля 2020
GONZO
просмотров: 44
Британская социологическая компания вместе с психологами решили просчитать, чьи дети становятся более успешными в жизни
20 метких цитат Салтыкова-Щедрина: не в бровь, а в глаз
7 июля 2020
GONZO
просмотров: 37
Откройте любое его произведение – кажется, что он пишет о сегодняшнем дне

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_5664 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_5664', { type: 'blog', node_id: '5664', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });