«Лиса знает много секретов, а еж — один, но самый главный» — это изречение положено в основу эссе Исайи Берлина «Лиса и еж». Разные стили управления, противоположные взгляды и модели поведение — вся суть кроется в одной ненавязчивой, но очень умело подобранной метафоре.
Понять ее смысл очень просто. Лиса изворотлива. У нее всегда есть несколько вариантов и как напасть на добычу, и как спастись бегством от опасности. У ежа одна стратегия поведения при опасности — свернуться в клубок.
Эти два противоположных стиля в принятии решения отлично характеризуют сущность руководителя. «Лиса» — ситуативный подход к проблеме, анализ и сравнение вариантов. «Еж» — преданность одной идее, последовательность, однобокость суждений, отсутствие анализа.
Не только Берлин использовал такое умелое сравнение. В трактате Никколо Макиавелли «Государь» можно найти определенное сходство в подходе к классификации. Те, кто увлекается типологией личностей, приведет еще с десяток методик, начиная с DISC и Майерс — Бриггс и заканчивая типологией Юнга.
Исходя из моего опыта работы бизнес-консультантом, самой понятной методикой для сегодняшнего поколения предпринимателей и менеджеров является методология Ицхака Адизеса. Почему? Методология Адизеса описывает четыре типа личности через призму поведения на работе.
Например, Производитель не любит проводить и посещать совещания, считая их пустой болтовней и потерей времени. Администратору нельзя ставить задачи после окончания рабочего дня, так как это нарушает его жизненный уклад. Предприниматель каждый понедельник проводит совещания, где в очередной раз эмоционально рассказывает о новой прорывной идее. Очень интересной находкой методики Адизеса является то, что он рассматривает слабые стороны менеджеров. Тогда как другие методики описывают сильные стороны, что ложится бальзамом на душу читателя. Человек и так считал себя лучше других, а тут еще получил этому подтверждение. Зачем тогда что‑то делать, чтобы измениться? Благодаря же методологии Адизеса вы видите свои негативные стороны, что мотивирует вас к переменам.
Типология Адизеса
Согласно Адизесу для процветания компании необходимы четыре функции: производство, администрирование, предпринимательство и интеграция. У каждого человека и руководителя есть одна доминирующая черта. Идея методологии в том, чтобы собрать в топ-команде руководителей — представителей каждого типа.
Производитель (P). Дает результат. Принимает решения на основе знаний технологии производства, чтобы задачи выполнялись качественно и в срок.
Характерные черты: трудолюбив, нетерпелив, стремится действовать, а не размышлять. Производителю сложно делегировать полномочия, поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Если Производитель двигается в неверном направлении, то благодаря энергичности и нацеленности на результат он способен наломать дров.
Администратор (А). Систематизирует, упорядочивает и оптимизирует процессы. Характерные черты: организован, внимателен к деталям, дотошен, стремится мыслить логически и системно, способен увидеть проблемы, которые принесет решение.
Администраторы консервативны. Любят цифры, расчеты, отчеты и таблицы. Из-за стремления следовать правилам излишне бюрократизируют процесс, теряют из виду стратегическую цель. Склонность к размышлениям не позволяет им действовать. Консерватизм часто перерастает в косность.
Предприниматель (E). Придумывает и внедряет новое, фонтанирует идеями, переосмысливает процессы и стратегии. Предприниматели обладают бурной фантазией, энергией. Вдохновляют других, зажигают своими идеями, стремятся к переменам. Это творческие люди, обладающие сильной харизмой.
Но они не умеют придерживаться графика и соблюдать сроки. Берутся за работу в последнюю минуту. Распыляются, не могут сосредоточиться на одной задаче или проекте. Периоды энтузиазма сменяются периодами спада, что негативно сказывается на результатах.
Интегратор (I). Создает общие традиции, формирует корпоративную культуру, определяет стратегическую цель, поддерживает единство. Интеграторы умеют создавать атмосферу взаимного доверия, слушать. Способны оказывать поддержку любому члену команды. Они рассудительны. Избегают конфликтов, не имеют четкой позиции ни по одному вопросу, стараются всем угодить, не умеют принимать отказы — они выбивают их из колеи.
Каждый из вышеперечисленных типов ориентирован или на результат, то есть продукт, или на эффективность, то есть отлаженность процессов. Действует в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Методология Адизеса утверждает: идеального руководителя не существует, так как невозможно одинаково хорошо выполнять каждую из четырех ролей. Чтобы отразить способности руководителей, в методологии Адизеса используют прописные и строчные буквы в названиях типов и прочерки.
Хорошо справляетесь с ролью Администратора — в вашем коде по методологии стоит прописная А. Если роль Администратора не очень удается — строчная а. Если же не справляетесь с ролью Администратора совсем — в четырехзначном коде стоит прочерк. Считается, что хороший руководитель в своем коде PAEI имеет две или три прописные буквы и не имеет прочерков. А руководитель-лидер обязан иметь в своем коде прописную I, то есть хорошо справляться с ролью Интегратора, и еще две прописные буквы. Многие находят в себе признаки всех четырех типов.
Самый распространенный вопрос на моих тренингах, где я рассказываю о методологии Адизеса: «Ведь чистых типов не бывает?» Ответ: «Бывает». В моей практике в России не раз встречал ярко выраженного Производителя. Даже если у вас две или три доминирующие буквы, то одна доминирует больше и оказывает наибольшее влияние на ваши поступки. На вашу типологию оказывает влияние и ваше рабочее место. Пример На заводе по производству мебели работал юрист, который по методологии Адизеса был Предпринимателем, однако рабочее место юриста требовало от него быть Администратором. Так как герой моей истории хотел быть хорошим юристом, он всячески подавлял в себе на работе Предпринимателя и выдвигал вперед Администратора.
Если вы вынуждены подавлять истинные стремления и выполнять обязанности, которые вам не по душе, ничем хорошим это не закончится. Обычный итог такого подавления — или депрессия, или увольнение. В случае с юристом завода все закончилось хорошо. Перед руководством встала задача реструктуризации. Сначала руководство хотело пригласить юриста со стороны. Но я предложил поручить эти обязанности штатному юристу, наняв ему в помощь сотрудника для рутинных операций. Юрист-Предприниматель с удовольствием взялся за новую задачу и отлично выполнил ее. А в помощники ему наняли юриста-Администратора, который был рад рутинным задачам. В итоге завод сэкономил на дорогостоящих внешних юристах и дал возможность своему сотруднику развиваться. Хочу обратить ваше внимание на еще один нюанс. Бывает, что, даже определив тип сотрудника по методологии Адизеса, не всегда есть возможность переместить человека по служебной лестнице, хотя вы и видите, что это необходимо.
Пример
Эта история произошла в компании, которая занимается дистрибуцией чая. Коммерческий директор, отвечающий за продажи, был явным Предпринимателем. Он эффективно справился с первичной задачей: расширить границы дистрибуции и заключить контракты с крупными ритейлерами. Постоянно придумывал новые схемы, быстро реагировал на запросы клиентов. Но когда все нормализовалось, начал создавать хаос, ведь Предприниматель не может успокоиться. Кроме того, коммерческий директор начал жаловаться, что его зажимают и что «вся эта бюрократическая фигня» его раздражает. Владелец компании попросил меня продумать варианты, как можно использовать талант коммерческого директора, не перемещая его внутри компании. Я предложил нанять коммерческому директору помощника-Администратора, который взял бы на себя рутинную работу. Так Предприниматель продолжил осваивать новые рынки и запускать новые продукты, а его помощник- Администратор выстроил сильную структуру отдела продаж.