— Мы ему говорим, успокойся, все будет хорошо. Надо потерпеть, будь сильным. А он все равно, расстраивается, уходит в себя и мы не знаем, что с этим делать? Мы же его поддерживаем, а почему он не принимает нашей помощи?
— А в чем заключается ваша поддержка?
— Как это в чем? Мы приходим к нему, узнаем как у него дела, вдохновляем его. А он все про смерть начинает говорить.
— А вы даете ему говорить о смерти?
— Вы что? Разве можно? Мы, наоборот, как только он заговаривает о ней, отвечаем - с тобой такого не произойдет, ты будешь жить, ты должен бороться.
— Вам страшно говорить об этом?
— Конечно, страшно. Мы избегаем этой темы.
— Вам страшно. А теперь представьте, как ему страшно. Закройте глаза и прокрутите назад ситуацию, которая происходит с близким вам человеком, но в главной роли представьте себя. Вы живете, работаете, своим чередом идет ваша жизнь и в один момент, она останавливается, замораживается - у вас рак. Представили? А теперь почувствуйте, что происходит в вашем теле и в вашей душе. Почувствовали? О чем бы вы сейчас хотели поговорить?
— Господи, как это страшно. Страшно умереть, страшно представить, что будет с моей семьей, моей жизнью.
— Если я начну сейчас говорить вам о том, что не надо думать и говорить о смерти, думайте только о хорошем, вы меня в этот момент услышите?
— Нет. Я чувствую, что вы не понимаете меня и не хотите меня слушать, а мне хочется рассказать, как мне страшно.
— Такие же чувства испытывает и ваш родственник. Он хочет быть услышанным. Дайте ему возможность рассказать о своих страхах. Если вам страшно, не бойтесь в этом признаться.
— Мне страшно. И что, мне так и сказать?
— А почему бы и нет. Позвольте себе и ему открыть сердце, расскажите друг другу то, что глубоко-глубоко сокрыто в недрах вашей души. Не бойтесь признаться в своих слабости и страхе, не бойтесь своих слёз. Будьте искренними и правдивыми, этим вы проложите дорогу к сердцу его и обретете доверие, которое так необходимо вам и ему. И поверьте, после разговора по душам, вы станете ему Другом и между вами исчезнет стена непонимания, недоверия. И еще. А вы, когда приходите, о чем, вообще, говорите?
— Спрашиваем, как дела, как настроение, какие анализы, что доктор говорит.
— То есть, все ваше посещение и беседы сводятся к разговору о болезни?
— Ну да. О чем мы сейчас еще можем говорить? Он же болен и это самое важное для нас, поддержать его в его беде.
— А до болезни вы общались? О чем-то говорили, обсуждали?
— Ну конечно. Вы думаете, нам не о чем было говорить?
— Не думаю, вижу. Вижу, что вы его лишаете права на "жизнь". Вы его "выкинули" из неё. Была у него жизнь, а теперь ее нет. Есть только рак. И вы этот рак мусолите и обсасываете со всех сторон, придавая ему огромное значение. Если вы решитесь на сокровенный разговор, выразите свои чувства и дадите возможность ему выпустить свои тайные страхи из сердца, то вы вернете его к жизни, потому что у вас не останется ничего тайного, невысказанного и тема рака не будет стоять на первом месте, вы вновь обретете возможность говорить обо всем как и раньше.
Некоторое время спустя.
— Вы не поверите! Мы говорили с ним долго-долго. Обо всем. Рассказали друг другу все все! Плакали, обнимались, смеялись. Это был неповторимый день, у нас за всю жизнь не было таких отношений, которые есть сейчас после этого разговора. И знаете, мы теперь, практически, совсем не говорим о болезни. Так много тем появилось для обсуждения. Столько всего есть в жизни, о чем хочется говорить. Наговориться не можем.
— Я очень рада.
Мы боимся поставить и представить себя на месте другого человека, но мы не боимся раздавать советы направо и налево — Как жить человеку, как действовать, что думать и как правильно поступать.