Буквально недавно на фэйсбуке гулял пост о стихотворении Симонова – ответ жене солдата, которая нашла себе другого. Солдат-муж погиб и его друзья, в числе которых был Константин Симонов, написали изменнице ответ. Ответ получился эмоционально очень сильным и грустным. Сама ситуация о женщине, не дождавшейся своего мужа, напомнила мне о повести Чингиза Айтматова «Джамиля».
Читала повесть я давно, на тот момент единственное, что меня удивило – это смелость. Смелость Чингиза Айтматова – написать в советское время о такой щепетильной теме как измена, и просто гениальным образом преподнести ее как чистую, настоящую и бескорыстную любовь. Следует отметить, что сама подача истории написана Айтматовым настолько тонко, что в конце повести читатель не осуждает Джамилю, не считает ее порочной. Также удивляет и смелость самой Джамили – в тяжелое военное время уйти в никуда с человек почти из ниоткуда и бросить все – мужа, семью, свой аул, репутацию в конце концов.
- Дура она! Ушла из такой семьи, растоптала счастье свое!
- На что позарилась, спрашивается? Ведь у него добра только шинелишка да дырявые сапоги!
- Уж, конечно, не полон двор скота! Безродный скиталец, бродяга - что на нем, то и его. Ничего, опомнится красотка, да поздно будет.
- Вот то-то и оно. А чем Садык не муж, чем не хозяин? Первый джигит в аиле!
- А свекровь? Такую свекровь не каждому бог дает! Пойди сыщи еще такую байбиче! Погубила она себя, дура, ни за что, ни про что!
Недавно решила перечитать повесть заново. Безусловно, это повесть о любви. О чистой настоящей любви Джамили и Данияра. Но для меня эта повесть стала больше о искусстве, а именно о могучей силе музыки. Все чувства и эмоции в повести передаются мелодией и песней. Это и тоска по родине. Это и любовь к самой Джамиле. Это и своего рода обида на судьбу. Настроение героев можно почувствовать по описанию песен. «Джамиля» - это повесть, написанная музыкой!
Больше всего меня поразило, какой страстью, каким горением была насыщена сама мелодия. Я не знал, как это назвать, да и сейчас не знаю, вернее, не могу определить - только ли это голос или еще что-то более важное, что исходит из самой души человека, что-то такое, что способно вызвать у другого такое же волнение, способно оживить самые сокровенные думы.
Издревле нашим народом музыке выделялось особенное место. Степные певцы – акыны - всегда были в почете, к ним прислушивались, иногда их боялись. Акын песней мог передать настроение народа, мог побудить целую нацию к действию, мог возвысить хана или его же погубить. Вспомните как Домбауыл сыграл свой кюй «Аксак-кулан», тем самым сообщим Чингисхану о гибели Джошы. Или как степняк Естай до конца своих дней повествовал своей песней грустную историю любви к красавице Корлан. Или же жажда независимости и свободы для всего народа, воспетая Курмангазы в «Адай». Эти примеры и не только, свидетельствую о том, что музыкой можно высказаться и вести повествование, обидеть и ранить, возвысить и признаться в любви.
Если бы я только мог хоть в какой-то мере воспроизвести песню Данияра! В ней почти не было слов, без слов раскрывала она большую человеческую душу. Ни до этого, ни после - никогда я не слышал такой песни: она не походила ни на киргизские, ни на казахские напевы, но в ней было и то и другое. Музыка Данияра вобрала в себя все самые лучшие мелодии двух родных народов и по-своему сплела их в единую неповторимую песню. Это была песня гор и степей, то звонко взлетающая, как горы киргизские, то раздольно стелющаяся, как степь казахская.
Музыка, она всегда настоящая. И самое главное, музыка, она никогда не врет.