misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 203 гостя

Жить при терроризме

с нами с 22 ноября 2012

Я хорошо помню 5 июля 2003 года. Суббота, время после полудня, я в числе прочих абитуриентов была в здании журфака МГУ на Моховой. Аудитория, консультация к последнему экзамену – по английскому языку. На дальних рядах звякнул мобильник – и понесся шепот: «Крылья, крылья, крылья».

«Крылья» были мечтой для провинциальной 16-летней меня. В тот год должны были выступить «Сплин», «Чиж», «Ночные снайперы», «Машина времени», «Крематорий», «Неприкасаемые», «Кипелов». «Король и шут». Во время выступления «Короля и шута» на входе в зону фестиваля подорвала себя террористка-смертница.  

Это еще никогда не происходило так близко. Если бы не консультация, я вполне могла бы убедить родителей и поехать в тот день в Тушино. И что было бы потом – никому неизвестно. Полтора десятка человек погибли на фестивале, больше полусотни ранены. Примерно с такими мыслями я села в метро – ехать в общежитие и готовиться к экзамену. Где-то на перегоне между «Шаболовской» и «Ленинским проспектом» поезд встал. Свет в вагоне погас.

Я не знаю, сколько мы стояли. Минуты три, может, пять, может, семь. Казалось бы, ситуация штатная, так случается. Но повисла звенящая (я после того случая понимаю, какая это) тишина. Изредка шептались все о том же: «Крылья, крылья, крылья». В голове у меня уже сложился сценарий развязки: сейчас будет вспышка света, потом грохот, потом не будет вообще ничего. И накрыло сначала страхом, а потом равнодушием.

Но свет загорелся, поезд тронулся. На «Академической» я вышла из метро на ватных ногах. Пришла в общагу. Абитуриентов тогда расселяли на свободные койки к старшекурсникам. Я стала четвертой в компании аспиранток с психфака и истфака. По имени помню только одну – Машу. В тот день Маша со своим парнем уехала на «Крылья».

До нее не могли дозвониться до утра следующего дня. Маша на связь все же вышла, с ней все оказалось в порядке. Лично я с ней уже не увиделась, экстренно уезжала из Москвы. Не из-за теракта, разумеется, по другим причинам. Уже вернувшись в Казахстан, прочитала в новостях о взрыве в ресторане на 1-й Тверской-Ямской 9 июля.

Не журфак МГУ научил меня, что теракт для людей профессии, которую я выбрала, - в первую очередь – информационный повод. Этому научили годы работы в новостях в Алматы

Реальную угрозу в Алматы я отчетливо почувствовала однажды – в августе 2012-го, когда в районе Баганашила расстреляли дом с подозреваемыми в терроризме. В соцсетях с раннего утра – пишут о взрывах и стрельбе. Выехала в редакцию пораньше. На аль-Фараби пробка хуже обычного. Таксист рассказывает, разумеется, собственную версию. В офисе редакционный водитель повторяет: и стрельба, и взрывы – все было. Он в том районе живет и все слышал.

Знаете, что самое жуткое в таких ситуациях в нашей стране? Реакция компетентных органов. Стреляли в семь утра. Заявление о том, почему стреляли, генпрокуратура сделала после одиннадцати. За это время (четыре с лишним часа!) не то что перепуганная общественность, а даже журналисты могли бы насочинять невесть что.  

То же самое было с информированием по делу о стрельбе на «Арканкергене», так же, впрочем, случилось и в России - в последние недели не спешили с официальным заявлением о гибели самолета А321 «Когалымавиа». Неизвестность – вот самое страшное, что несет терроризм. Неизвестно, что будет завтра. При плохом информировании неизвестно еще и – что происходит сейчас.

Не спешите винить журналистов: они делают все возможное, чтобы снять с вас хотя бы один из страхов и рассказать, что происходит. Вероятно, для большинства новостников теракт – это и в самом деле только очередной информационный повод. Но нельзя за это судить: пусть кто-то в такой ситуации остается с холодным рассудком. Развешивать ярлыки, сеять панику, искать виноватых и строить теории заговора – с эти прекрасно справятся и другие. Главное, что нужно в экстренной ситуации – отчетливо представлять себе эту ситуацию. Чистые факты, больше ничего.

А мнение – что ж, каждый имеет право на мнение. Вы можете соглашаться с ним или не соглашаться. Можете даже ругаться и спорить, кто ж вам запретит. Это просто проявление страха. Важно помнить об этом, вступая в конфликты в соцсетях (ну а где еще возникают эти конфликты).

Вдумайтесь, что говорит внутри вас, когда вы пытаетесь оскорбить человека, если его точка зрения отличается от вашей. Вдумайтесь, что движет им, когда он отвечает вам тем же. Вами обоими командует страх, внутренний дискомфорт. Дестабилизация – вот главная цель терроризма. И он своей цели достигает в радиусе гораздо более широком, чем радиус поражения огнестрельного оружия или взрывного устройства.

У вас есть право на собственное мнение. Но постарайтесь при этом сохранять ясность в собственной голове.

Тимур Ермашев: "Если б я знал, что делать, я бы тут не сидел".
15 февраля 2017
GONZO
просмотров: 3956
Молодой автор о том, можно ли заработать писательством в Казахстане, сколько стоит издание книги, как ее продавать и о чем писать?
Вам не место в тюрьме. . Необходимая оборона
24 сентября 2016
Azat BUKA
просмотров: 3087
Этот пост не столько о правовых аспектах необходимой обороны как нормы уголовного кодекса, сколько о ее практической стороне в повседневной жизни.