Кажется, это было осенью. Мы с Аленой кутались в пледы на летней площадке модной кофейни, наслаждаясь фруктовым чаем, октябрьским солнцем и интересной беседой. Вокруг шумели глянцевые алматинские люди. Вырвавшись из своих некрасивых кабинетов, они торопились перебить вкус рутинного рабочего дня горячим шоколадным кексом и капучино. Они производили друг на друга впечатление, пряча офисные досады в своих смартфонах. Мы с Аленой вытаскивали их наружу.
Когда-то Алена работала в крупной типографии и принимала участие в странном, на мой взгляд - бесполезном, но традиционном предновогоднем обряде – производстве корпоративного календаря. Черт его знает, в каких книжках по ведению бизнеса написано, что корпоративный календарь на следующий год – основа и залог успеха компании, что он важнее кондиционеров, удобных стульев и соц пакета для сотрудников, но мои друзья – менеджеры отделов маркетинга и PR тратят на него кучу времени и нервов. Над Библией столько не трудились. И когда я спрашиваю, в чем смысл, никто не может дать точного ответа. Но, не смотреть же в нем, какой сегодня день?
Так вот Алена, вооружившись договором, предпочтениями клиента – одной очень крупной компании, вдохновенно включилась в этот странный процесс. Начались бесконечные телефонные переговоры, будто Обаму готовили к съемкам для обложки Таймс. Тематикой календаря выбрали национальную охоту. Думали очень долго, но перебрав все возможные альтернативные варианты, вернулись к родной казахской классике. Очень дорогой фотограф, локации, декорации, шкуры, оружие, костюмы, девушки, животные, бумага, свет… Сотни звонков и договоренностей, счета, юристы, бумажная волокита, бестолковые дизайнеры. Будто огромный, долгое время простаивавший механизм закрутился, заскрипел и направил все свои мощности на производство прекрасного - корпоративного календаря.
Алена не спала ночами, а вместе с ней менеджеры крупной компании. Летели недели, менялись верстка, шрифты, бумага, текст, время сдачи, верстальщики, сентябрь на октябрь, «что-то март не очень». И вот, час пробил. Новый, блестящий от свежей краски календарь Алена торжественно принесла заказчику. Менеджеры шепотом сказали ей, что «утверждать нужно у главного». Алена удивилась. Все это время она общалась с деловыми менеджерами среднего звена, и подумать не могла, что корпоративный календарь утверждать будут не они, а самый главный Шеф. Алене показалось, что в кабинет с длинным столом ее буквально впихнули, и закрыли за ней дверь. Мимо длинного стола она шла, казалось, целую вечность.
- Что это? – спросил самый главный шеф, отрывая взгляд от биржевых сводок.
- Календарь, - робко сказала Алена…
Дальнейшее Алена помнит смутно, настолько она была обескуражена. Запомнилось, действительно, мало, но видимо, самое главное: «вы, что, охуели ?»… «какая на хуй охота?» Выяснилось, что по каким-то неизвестным Алене причинам, самый главный шеф был против охоты. Но календарь Алена все-таки сдала. Из сентября убрали шкуры, из июня - оружие. Остались пейзажи и девушки. Классика в классике.
- Представь, сколько людей напрягались, корячились ради одного человека? Чтобы он взял и все похерил? - возмущалась Алена
- Зачем они вообще напрягались? – повторяла я свой философский вопрос, - Зачем вообще нужен корпоративный календарь?
Потом от «самодуров» в бизнесе, мы, кажется, перешли к государственному строительству. Кутаясь в пледы, мы с Аленой сделали вывод, что бизнес в своей структуре и иерархии повторяет единственную понятную ему модель – государства: когда есть тысячи менеджеров среднего звена, которые совершенно ничего не решают, и не берут на себя никакой ответственности, даже за гребаный корпоративный календарь. И есть один самый главный шеф. Становилось холодно. Глянцевые алматинские люди расходились по домам.