С известным алашоведом, доктором исторических наук, профессором Казахского национального педагогического университета Мамбетом Койгельды, мы встретились на его рабочем месте. Светлый, небольшой кабинет, в котором ничего лишнего: стол с кипой бумаг, за которым работал профессор, компьютер, пара стульев и шкаф, за стеклянными дверцами, которого в ровный ряд были расставлены книги, много книг.
- Мамбет ага, 12 декабря этого года прошло 97 лет с момента восстановления казахской государственности и основания государства Алаш-Орда. Как сегодня люди относятся к столь важному событию в истории нашего народа? Насколько жива память об этом событии?
- Памяти народа свойственно оставлять себе наиболее важные события в своей истории. Решением II Общеказахского съезда было объявлено о создании правительства Алаш-Орда, автономии «Алаш». Такое событие нельзя забыть, и хотя прошло почти сто лет, тем не менее, народ помнит о нем. Свидетельства тому - реабилитация лидеров Алаш-Орды начиная с конца 80-х годов XX века, а затем и издание трудов ее деятелей. Поэтому, можно сказать, что в памяти нашего народа возрождается идея движения «Алаш», ведь движение «Алаш» - это национальная идея. Синонимом этой идеи является национально-освободительное движение со множеством задач. Среди них стоит выделить две основные - это, конечно же, возрождение национальной государственности и сохранение территориальной целостности, потому что без государственности у народа нет будущего. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейханов говорил, что народ, не имеющий государственности – сирота.
После обретения независимости Казахстаном, народ легко возродил в памяти все события XX столетия, в том числе связанные и с движением «Алаш». Сейчас люди осознают и понимают значение Алаш-Орды в истории благодаря публикациям и трудам историков, публицистов, журналистов, писателей. Дело в том, что движение «Алаш» – первое интеллектуальное движение в истории казахского народа, которое было им поддержано, и решающую роль, конечно же, здесь сыграла национальная интеллигенция, придавшая этому процессу целенаправленность.
По своему уровню движение «Алаш» сродни с национально-освободительными движениями начала XX века в Европе и Азии и, можно сказать, оно было на достаточно высоком уровне и для его реализации была создана партия «Алаш», а затем и Алашская автономия.
Лидеры движения «Алаш» - Букейханов, Байтурсынов, Дулатов – это передовые люди той эпохи. Роль Букейханова я сравниваю с такими выдающимися лидерами национально-освободительного движения в Азии, как Махатма Ганди в Индии, Сунь Ятсен в Китае, Мустафа Ататюрк в Турции, и Букейханов по своему интеллектуальному уровню был наравне с этими личностями. Поэтому, при власти Советов, советская идеология пыталась принизить роль движения «Алаш». Мы, опираясь на источники советского периода, выявленные в архивных фондах, и изучая деятельность лидеров «Алаш», можем сказать, что это движение было действительно выдающимся явлением в истории нашего народа.
Кто они лидеры движения «Алаш»? Если ставить вопрос таким образом и искать ответ, можно сказать следующее, прежде всего это были просветители. Они понимали, что без просвещения народа невозможно достичь национальной свободы, независимости и восстановления государственности. В этой связи ставилась задача просвещения людей – издавались газеты, журналы, в том числе «Қазақ», двухмиллионным тиражом издавались книги, поэтому можно сказать, что интеллигенция начала XX века выполняла задачи на самом высоком уровне. Посмотрите, ведь девизом казахского просветительства того периода был «Оян, Қазақ!».
В своих трудах я говорю о том, что всегда, когда речь шла о просветительстве, советская идеология имела в виду Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, стараясь тем самым ограничить круг казахского просветительства лишь этими личностями. Мы признаем, что Абай Кунанбаев, Валиханов, Алтынсарин - выдающиеся люди, которые верно понимали, что без просвещения народ не может развиваться в верном направлении и быть равным своему веку и другими нациям.
Но они не могли создать ситуацию в условиях второй половины XIX века.
Цели, которые ставит перед собой просветительство, помимо просвещения народа – это формирование нации и национального самосознания. Эту функцию выполняло просветительство в Европе и других странах, и казахское просветительство ставило такие же задачи, ведь без этого это уже могла быть не нация, а толпа.
Рядом с просветительством соседствует и другое течение общественной мысли – национализм. Я имею в виду здоровый национализм, а не ограниченный, вытекающий из национального самолюбия. Казахские националисты понимали, что без сохранения территориальной целостности и возрождения государственности народ может окончательно потеряться, ассимилироваться в составе другой государственности, поэтому они ставили конкретные задачи – возрождение государственности. Национализм в любом обществе ставит главной именно эту цель. Поэтому казахский национализм - это здоровое явление, которое было исторической необходимостью. Любой народ в Европе, Азии проходит этот этап развития и самосознания, который формирует национальные чувства, и поэтому казахские националисты ставили перед собой конкретные задачи, зная за что они боролись. Если просветительство ставит перед собой задачу – формирование национального самосознания, культуры и языка, то национализм – формирование государственности, завоевание независимости.
Кстати, и просветительство, и национализм в странах Европы и Азии прошли все этапы своего развития без вмешательства извне. У нас же этому не позволили завершиться, то есть пройти все естественные этапы развития и, как мы знаем, все закончилось репрессиями. Казахское просветительство и казахский национализм продлились всего лишь 15-20 лет, не более. Были репрессированы и истреблены все носители этих идей. Могу привести пример, Алимхан Ермеков – бывший алашординец, скончавшийся одним из последних в начале 60-х годов XX века. Он поделился своими заключениями относительно того, что во всех государствах Азии и Европы борцы за национально-освободительные движения были гонимы и репрессированы, но они не были настолько истреблены, как это было в Казахстане. С этой позиции стоит сказать, что российский империализм был очень жесток с движением «Алаш» и его членами, фактически «прирезав их на корню». Вместе с ними он также старался уничтожить и национальные чувства казахов, ассимилировать их в составе России, что было жестоко и несправедливо. Поэтому казахский национализм был перерезан на полпути, перестав развиваться своим естественным путем, поэтому не мог добиться своей конечной цели - формирования казахской государственности.
Другой пример, Газымбек Биримжанов с династии Биримжановых – младший брат Ахмета Биримжанова - члена правительства Алаш-Орды. Находясь в Бутырской тюрьме в Москве и давая показания следователям, он сказал следующее: «Я целый год нахожусь в Бутырской тюрьме и в течении этого года мне ни разу не позволили встретиться с родственниками, я не имел права читать газеты и журналы, мне отказывали в прогулке на чистом воздухе». О чем это говорит? О жестокости советской власти по отношению к алашординцам. Он заявил: «Если бы я был пленником английского империализма, возможно бы, со мной не обошлись таким образом, настолько нецивилизованно. И как мне быть в таком случае? Я до конца своей жизни остаюсь противником российского империализма».
Многие проблемы нашего времени связаны с этой расправой над алашординцами. Вглубь загнано национальное самосознание, пушечным механизмом являлось обрусение казахов, ведь мы сейчас даже не понимаем друг друга, говорим на разных языках, имеем разные понятия. Это последствия того, что движение «Алаш» было перерезано в само начале пути.
- Так как Вы отметили, что в памяти народа возрождается идея движения «Алаш», не могу не поинтересоваться, насколько при нынешних условиях возможно возрождение самого алашского движения?
- Я считаю, что оно уже давно возродилось. За последние двадцать три года возродилась государственность, которая защищает территориальную целостность и в определенной степени защищает интересы казахского народа, поэтому наша обязанность - укреплять эту государственность. Нельзя представлять алашординское правительство и автономию «Алаш», как нечто сугубо национальное. Это нормальная государственность, ведь государственность России также защищает интересы русского народа и культуры. А почему мы должны считать, что Алаш-Орда – это сугубо националистическое правительство? Ни в коем случае. Оно не преследовало узконациональные цели. Приведу пример: по замыслу Букейханова и его соратников алашординское правительство должно было состоять из 25 членов, 10 мест правительство Алаш-Орда оставляло представителям других национальностей, населяющих Казахстан. Букейханов заявлял о необходимости ведения работы с русским населением Казахстана и представителями других народов, о том, что вместе они создают новое государство, в котором есть место всем, и казахам, и русским, и другим народностям.
А советская власть пугала алашординцами, заявляя, что те хотят создать лишь казахское национальное государство. Ничего подобного, потому что, как говорили алашординцы, государственность вполне совмещает в себе интересы других народов, национальностей. Поэтому сегодняшнее государство является наследником правительства Алаш-Орды, являясь в определенной степени носителем его движения. Никому не угрожая, мы возрождаем эту государственность на территории Казахстана.
- Вы сказали о крепкой казахской интеллигенции начала XX века, которая занималась просвещением казахского народа. Насколько Вы оцениваете деятельность современной интеллигенции в нашем обществе? Чем она занимается?
- Я Вам скажу следующее, сегодняшняя интеллигенция – это не та алашская интеллигенция, которая была в начале XX века, они качественно отличаются друг от друга. Дело в том, что беспрерывные и открытые репрессии, которые проводились в Казахстане в период 20-50-х годов, сделали свое дело, оказав негативное влияние на сознание народа и, в первую очередь, на саму интеллигенцию. Поэтому народ оказался в такой глубине депрессии, естественно, и современная интеллигенция пережила духовный кризис в условиях тоталитаризма. Русская интеллигенция переживает такую же ситуацию, и требуется много времени, чтобы интеллигенция выполняла на должном уровне свои функции, ведь во всех государствах на определенном отрезке времени она ставит задачи перед народом, определяя основные цели этой нации и программы действия. Эту функцию нынешняя казахская интеллигенция в определенной степени выполняет, но не в полном объеме. Для этого, как я уже сказал, требуется время, а также взаимопонимание между властью и интеллигенцией.
- Я так понимаю, наша интеллигенция сторонится политики и не стремится в нее?
- Нынешняя интеллигенция занимается политикой, но очень боязненно. К тому же и власти не стоит также бояться интеллигенции, ей необходимо использовать ее хорошие порывы. Цели и задачи у интеллигенции и власти общие – развивать нашу государственность, сохранить ее, развивать нашу культуру, национальное самосознание. Мы повсеместно говорим о глобализме, и от этого фактора нас сбережет только национальная культура и национальное самосознание. Я повторюсь, необходимо действовать совместно в решении государственных задач, экономике, культуры, социальной жизни и т.д.
- И все же, сколько требуется времени для того, чтобы нынешняя интеллигенция и власть перестали бояться друг друга и пошли «рука об руку»? Каков Ваш прогноз?
- Сейчас у нашей страны новое поколение людей, которое получает образование в развитых странах мира. Они видят мир, то, чем этот мир живет, какими интересами, проблемами и задачами. И я думаю, с этой молодежью необходимо работать. Их нужно привлечь к управлению государством, к экономической, социальной, культурной жизни, так как они смотрят на многие вещи намного шире.
Молодые люди Казахстана должны помнить то, за что боролись наши выдающиеся личности алашординцы, ведь это национальная идея, национальное самосознание, независимость.
Хотелось бы вот что сказать, искренние идеи и действия великих людей не исчезают бесследно, даже несмотря на то, что их деятельность прерывалась и уничтожалась, и они не могли довести свои задачи до конца.
Посмотрите на мировых освободителей. Люди любят Че Гевару, Симона Боливара, ведь это видно по их отношению к этим личностям, то насколько люди ассоциируют их с понятием свободы и независимости. К примеру, Симон Боливар, которому я очень симпатизирую, в конце своего пути был очень разочарован и считал, что пройденный им путь борьбы за независимость и равенство не привел его к конечной цели. Но это не так, все его старания не прошли бесследно, его национально-освободительное движение осталось в памяти, в истории, и люди, для которых он стал кумиром, вдохновились его идеями свободы и независимости. Взгляните на страны Латинской Америки, насколько сейчас они пытаются жить не по диктованным и навязанным мировыми державами правилам. Насколько они открыто ведут курс своей национальной идеи, стараясь отделиться от установленного мирового режима. Разве это не идея, не наследство тех великих личностей-носителей национально-освободительного движения Латинской Америки?
Память и идея движения «Алаш» и ее лидеров живы в сознании народа, несмотря на то, что власть большевиков фактически искоренила их.
Понимаете, все, что делали алашординцы не может быть забыто, эта память и идея, они не истребимы, и этого не отнять у нас.
К сожалению, сейчас происходит необъяснимый процесс. Журналист одной казахстанской газеты назвал Букейханова террористом. Посудите, какой же из него террорист? Человек, который боролся за свободу своего народа, за государственность своей страны и террорист? Тогда, я написал письмо с призывом ответить этого журналиста за подобное заявление, для того, чтобы этот возмутительный инцидент не оставили без внимания. Но ответа я так и не дождался.
- Реакции властей не последовало?
- Нет. То есть, такие необдуманные высказывания не пресекаются, я не вижу реакции. Вы ведь знаете, что 2017 год – 100-летие с момента восстановления казахской государственности и основания Алаш-Орды. Это действительно важное событие в истории нашего народа и государства. Но хочу отметить, что каких-то конкретных действий со стороны властей, уполномоченных органов по этому я не наблюдаю. Я и мои коллеги пишем письма с тем, чтобы данное событие было хоть как-то освещено, и проводились мероприятия государственного уровня. Мы хотим, чтобы публиковались труды, сборники, материалы, приуроченные к этому событию, но ответов мы, к сожалению, так и не получаем. Вы посмотрите, не снято ни одного полноценного художественного фильма, который бы рассказал о деятельности движения «Алаш» и ее лидеров, практически нет памятников о признании деятельности алашоведов, исследования на государственном уровне не проводятся. И тем не менее, мы просим, пишем, но нас, как будто не слышат.
- Но Вы продолжаете писать и добиваться какого-то сдвига по данному вопросу?
- Конечно, я не буду останавливаться, так как хочу достучаться до всех тех людей, которые могут и должны за это дело взяться.
- И в завершении нашего разговора, в интернете есть видео датирующееся 1926 годом, на одном из кадров которого, как утверждают многие, запечатлен сам Ахмет Байтурсынов, что Вы можете сказать по этому поводу?
- Да, я видел эту запись, и действительно на ней присутствует мужчина, который внешне очень схож с Байтурсыновым: высокий, статный, довольно крепкого телосложения и в очках.
- Но насколько известно Ахмет Байтурсынов не курил.
- Именно, Байтурсынов не курил, а на видео мужчина с сигаретой. Утверждать или опровергать, Байтурсынов ли это или нет, я не могу. В данной ситуации стоило бы изучить этот материал, поработать с записью, сопоставить факты и тогда уже можно будет сказать с уверенностью, он ли в кадре или нет. Если выяснится, что все-таки это Байтурсынов, то даннsй материал – это большая ценность и находка для нас.
- Спасибо за беседу!
Фото взято отсюда.