В целях содействия в трудоустройстве молодежи Министерством образования был разработан Законопроект «О внесении изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Казахстан». У директора Института общественной политики «Нур Отан» Саясата Нурбека на этот счет есть свое мнение.
- Не так давно, Мажилис Парламента Казахстана в первом чтении одобрил поправки в Трудовой кодекс, которые предлагают исключить испытательный срок при приеме на работу молодых специалистов до 18 лет, а также предполагают заключение трудового договора с ними на срок не менее двух лет. Насколько это положительно скажется на рынке труда и на общей на квалификации специалистов?
- Вполне понятно, что намерения благие, так как в Казахстане сейчас действительно одна из ключевых проблем молодежной политики – это безработица и трудоустройство. Нашим институтом было проведено несколько социальных исследований, в ходе которых четко подтверждается тезис, что большинство работодателей, в первую очередь, ставят вопрос отсутствия опыта у молодых специалистов. Но решит ли данная мера системные проблемы и перекосы рынка труда – большой вопрос! Уже сейчас, наш рынок труда достаточно привередлив, и перекос на нем наблюдается не очень хороший. Существуют три категории трудящихся на нем, которые и составляют основной костяк. Первая – это суперпрофессионалы, как правило, самый тонкий слой трудового рынка, работники с опытом работы в определенной отрасли от 15-20 лет и выше, с определенным системным виденьем и огромным накопленным профессиональным опытом, и самое главное, отточившие свои навыки до совершенства. Таких людей можно по пальцам пересчитать. Далее - среднее звено, крепкие «середнячки» - люди с опытом работы в своей трудовой сфере от 10 лет и выше. И третья – малоквалифицированные работники с опытом работы в какой-либо сфере до 5 лет, либо неквалифицированная рабочая сила, то есть люди без опыта и квалификации. У нас сложился большой перекос в сторону малоквалифицированной рабочей силы. Вот например согласно данным агентства “Head Hunter”, которое ежегодно проводит обзор рынка труда вырисовывается следующая картина - больше половины работников на рынке работают не по своей базовой специальности, т.е.потерянно бесценное время на переквалификацию, наработки профессиональных компетенций по специальности. Процесс понимания основ профессии, который должен был оформиться в вузе и первые годы работы у нас растягивается на более продолжительное время, т.е. работник вырван из процесса профессионализации.
- Почему же так получилось?
- В советское время рынок труда и образовательная система были жестко увязаны друг с другом. Вы слышали про Госплан - государственный комитет по планированию? Так вот, Госплан Казахской ССР в рамках госпланирования пятилеток и десятилеток формировал так называемую «схему размещения производственных сил». Это комплексный документ, в котором четко было расписано: расположение каждой фабрики, завода, ГЭС, химического комбината, а также той энергии, сырья, которые для них необходимы. Далее, документ передавался в министерство труда, который на его основе подготавливал другой серьезный документ «Трудовые резервы». Это целый программный комплекс, в котором четко расписывалось и рассчитывалось, где и сколько специалистов определенной квалификации необходимо на ближайшие пять-десять лет. Далее этот документ передавался в Министерство образования. Таким образом, государственный образовательный заказ был четко рассчитан и привязан к рынку труда. Только после этого Министерство образования распределяло: сколько инженеров-химиков необходимо подготовить Казахскому государственному университету имени Кирова, количество инженеров-технологов в Казахский политехнический институт имени Ленина, а также шел заказ на систему ПТУ: количество бетонщиков, сварщиков и т.д.
- Когда в 90-х годах эта система развалилась, встал вопрос, кто будет определять спрос на рынке труда?
- Рынок, бизнес, компании будут определять это, ведь сейчас мы живем в условиях рыночной экономики. В советское время существовал жесткий государственный заказ на специалистов. Люди, которые выпускались в те времена, точно знали, что им уготовлено после университетов, ПТУ, училищ, поскольку существовало распределение, гарантировавшее трудоустройство. Понятия, как безработица, среди специалистов практически отсутствовали, потому что рынок труда и образовательной системы были жестко состыкованы. После того, как система планирования развалилась, рынок стал сам себя определять.
Но у нас осталась вторая часть машины - государственный образовательный заказ, то есть грант. И это следующий вопрос. Кто сказал, что, например, в этом году нужно обучать инженерно-технической специальности в КазНТУ имени Сатпаева студентов в определенном количестве? Кто это выдал такую цифру? Министерство образования, которое выделило N-ое количество грантов на данную специальность, и это N-ное количество распределило между КазНУ, КазНТУ, Карагандинским государственно-техническим университетом и другими. Сейчас вопрос прогнозирования, определения общей и отраслевой потребности в специалистах формируется в Министерстве образования, но четкой модели концептуально вроде и не должно быть, это ведь рынок же, правда, т.е. вопрос потребности и квалификаций – это вопрос между вузами и работодателями. Но и такая модель тоже четко не оформлена. Мы как-бы застряли между комплексным государственным планированием рынка труда и рыночными отношениями.
Нарушилась логическая цепочка, компании, бизнес не могут четко и системно сказать, какое количество специалистов в той или иной области в этом году или в ближайшие пять лет им необходимо. Повторюсь, я считаю, что эта мера, возможно, благородная и правильная, и за ней действительно стоит логика, поддержать молодых специалистов. Но нужно понимать, что корень проблемы не в том, что работодатели плохие и не хотят работать с молодыми специалистами. В первую очередь работодатели – это бизнес, который думает о своей эффективности, о прибыли. Если сотрудник хороший, они держатся за него, не отпускают, ведь по сути, нет разницы, молодой он или нет, главное – он приносит компании деньги, осуществляя свои профессиональные услуги. Когда работодатель видит фишку своего сотрудника и его компетенцию, этот сотрудник для его бизнеса «курочка, несущая золотые яйца».
В моем понимании, корень проблемы в нескольких составляющих. Первая – в качестве самого образования, это очень большой вопрос. Мы понимаем, что сейчас государственные стандарты образования не в полной мере соответствуют запросам рынка труда. На примере, в нефтяной сфере многие лаборатории оснащены самым современным оборудованием, японскими, немецкими спектрометрами, ареометрами и этот самый специалист эти приборы в своем университете никогда в руках не держал, его не учили работать на том оборудовании, на котором работает реальная индустрия. Посему даже выпускник университета зачастую слышит фразу: «Забудь все, чему тебя учили в университете».
Наши образовательные стандарты, содержательная часть образования, в особенности техническо-инженерного дела безнадежно устаревают. Базовые учебники, которые студенты изучают в техническом ВУЗе, датируются 70-80-ми годами прошлого века, хотя согласен, что фундаментальная наука не меняется в принципе.
Работодатель ждет, что выпускник ВУЗа – это готовый специалист, который на минимальном уровне своей компетенции, навыков и умения будет соответствовать хотя бы минимальным стандартам индустрии. У нас же выходит, что выпускники университетов – обуза для работодателей. Более того, в этих выпускников нужно дополнительно инвестировать, обучать, ведь стоит дорогое оборудование, к допуску которого необходим сертификационный курс для специалиста, потому что без этого курса результаты тестов, экспертиз будут не валидны.
Вторая проблема низкого спроса на молодых специалистов – это вопрос системы профориентации. Опять же сравнивая советский опыт. Тут я скажу, я не пропагандирую СССР, но какие-то элементы в системе образования достаточно хорошо работали, были прагматично спроектированы. Начиная с 4-5 классов, нас начинали водить на различные промышленные предприятия. В Семее, откуда я родом, есть большой мясокомбинат. Всем классом нас приводили туда и подробно рассказывали про структуру этого мясокомбината, чем он занимается, какое оборудование у них имеется. Также проводились различные встречи, приходили Герои социалистического труда, герои-передовики, даже чабаны, которые рассказывали, что чабанский труд очень тяжелый. Были и разнообразные кружки, я ходил на кружок юного радиолюбителя, кружок юного натуралиста. Издавались специальные журналы: «Юный техник», «Техника молодежи», «Юные натуралисты», «Радиолюбитель» и другие. В итоге к выпускному классу школьники уже были более-менее сориентированы и понимали, чем хотят заниматься в жизни. В современной казахстанской школе я не вижу той системной работы, благодаря которой школьники могли бы четко определиться со своей будущей специальностью. По сути, одна из ключевых задач среднего образования не выполняется. Она не способна за одиннадцать лет школьного обучения подтолкнуть молодых людей к выбору осмысленной и нужной специализации.
Представляете, четыре года люди учатся, потом несколько лет работают, занимаясь нелюбимым делом. Все эти года эти люди выключены, как профессионалы, как творческие личности, и в конце концов, как граждане из системы экономических отношений.
У Конфуция есть очень подходящее и мудрое выражение: «Выберите себе работу по душе и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Это и есть та статистика «Head Hunter», которая говорит, что 52% людей на рынке труда не работают по своей специальности, причем 25% из них начинали с нее, но впоследствии переквалифицировавшись, полностью ушли в другую отрасль. 27% из тех 52% даже не думали работать по специальности.
Я, как работодатель, являясь руководителем, всегда буду держаться за такого сотрудника, в глазах которого есть профессиональный «огонек», и даже если у него недостаточно знаний и опыта, я вижу в таком человеке самое главное – мотивацию. Ведь он сам всему научится, и я, как руководитель поддержу, подтяну и буду «болеть» за такого работника. По существу, мне все равно на этот испытательный срок. Бывает, приходят люди, в которых я не вижу внутренних амбиций, заинтересованности в своей профессией. Даже если он опытный специалист, но в нем нет мотивации, он никогда не станет суперпрофессионалом.
И третья причина, существует такое понятие, как «soft skills» - мягкие навыки, то есть непрофессиональные, а личностные навыки человека: умение грамотно излагать свои мысли, презентовать себя, поддержать беседу, правильно почувствовать ситуацию человеческих отношений. Это также является очень важным фактором при приеме на работу. Не даром говорят: «По одежке встречают, по уму провожают». Наши университеты ведь не обучали студентов soft-skills, тому, как правильно составить резюме, как идти на собеседование, как выгодно себя преподнести, как выстраивать отношения в коллективе. Этим навыкам психологии никто не учил и не учит, кроме жизни. Например, в США, и других развитых странах уже в школах обучают психологии взаимоотношений, самопрезентации, самооценке для объективного соизмерения сильных и слабых сторон своей личности. Это очень важно и система образования не дает нам этого. В итоге, молодой специалист не может адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, зачастую, говоря: «Я это знаю, этому меня обучали, а на работу не берут». Он даже не понимает сложность той ситуации, в которую он попадает, уровень тех взаимоотношений, нет осознания той ответственности, которую он несет. Вопрос, а работодатели виноваты? Да вряд ли. Как я сказал выше, работодателю нужен готовый, сформировавшийся специалист хотя бы с минимальным набором навыков, для того, чтобы сразу включиться в производственный процесс. Я не должен его учить. Его должны были в университете научить за четыре года, до этого еще в школе одиннадцать лет, итого пятнадцать лет этим должна была заниматься система образования.
- Но отчасти, если вина в системе образования, что делать молодому специалисту?
- Хорошо, но у такого специалиста «глаза должны гореть», должно быть уважительное отношение к работе, к людям, грамотное изъяснение и понимание того, что надо работать и состояться, как специалист.
- Насколько я знаю, в передовых университетах Казахстана ведутся курсы по critical thinking - «критическому мышлению».
- Основная масса выпускников ведь не приходится на эти три-четыре топовых университета. Основная масса – выпускники государственных, региональных, областных ВУЗов. Более того, большинство выпускников КБТУ, КИМЭП, Назарбаев Университет не поедут работать в регион, в районный, областной центры, они все хотят быть «белыми воротничками».
Еще момент, проблема образования и трудоустройства – это отсутствие системы профессиональной сертификации и аккредитации. Вы, как выпускница КазНТУ, можете ответить, кто оценивает вашу профессиональную готовность?
- По итогам дипломных работ или проектов выпускников оценивает государственная дипломная комиссия, вследствие чего выпускник получает государственный документ – диплом.
- Да, который говорит о том, что вы являетесь специалистом в определенной области. Но существует такое понятие, как «конфликт интересов». Разберемся. Кто сегодня занимается разработкой и утверждением государственного стандарта образования в Казахстане?
- Министерство образования.
- Кто является учредителем вашего университета КазНТУ?
- Государство в лице Министерства образования.
- Кто проводит Вашу аккредитацию, как специалиста?
- Опять же Министерство образования.
- Именно. Отсюда и существует конфликт интересов.
- Получается некая тотальная «привязка» к данному ведомству.
- Видите, это прямой конфликт интересов. Как может институт, который разрабатывает стандарты образования, сам предоставляет услуги образования, сам впоследствии оценивать качество образования? Представьте, лаборатория говорит: «Мы будем сами разрабатывать стандарт качества, мы же проведем экспертизу и сами сделаем вывод, что результаты этой экспертизы соответствуют заявленному качеству». Думаете, со временем это будет хорошая экспертиза?
- Нет, на лицо очевиден фактор субъективности.
- То же самое и в системе образования. Например, в Великобритании диплом выдает не министерство, а университет, получив который выпускник не сможет в большинстве отраслей пойти и работать, так как – это непрофессиональная, а лишь университетская аккредитация. Чтобы устроиться в испытательную лабораторию, необходимо получить профессиональную сертификацию, сдать специализированный экзамен, который никак не связан ни с Министерством образования, ни с университетом. Сдавать данный экзамен выпускник будет в определенной отраслевой ассоциации специалистов. Например, в США существует Американская ассоциация юристов (American Bar Association). Необходимо сдать очень сложный экзамен, чтобы получить сертификат и стать членом этой коллегии адвокатов, после чего и выдается адвокатская лицензия. Схожая система и в медицине. Существует такой очень сложный экзамен United States Medical Licensing Examination, подготовка к которому может занять несколько лет, но после успешной сдачи которого выдается докторская лицензия. У нас же пока главным критерием того, что молодой работник - хороший специалист, остается диплом о высшем образовании. Только после двух-трех лет работы в организации, когда у человека появляется репутация, руководство может определить уровень его профессионализма. На входе же такой возможности не имеется. Какая первая компания была в вашей профессиональной деятельности?
- Департамент комитета технического регулирования и метрологии.
- Очень хороший ход с Вашей стороны, потому как вы сразу поняли все законы, процессы регулирования, нормативную базу.
Но единственное, чем может руководствоваться работодатель при приеме на работу – это лишь диплом с приложением и рекомендательные письма. Даже при условии, что диплом с хорошим GPA, работодатель не имеет возможности профессионально оценить вас, потому что это вузовская оценка, а сейчас каждый второй у нас с красным дипломом, который настолько обесценился, что очень сложно понять, означает ли он что-нибудь сегодня.
Суть проблемы не в том, что бизнес выкидывает молодых специалистов, не предоставляя им работу, или используя их наглым образом за счет испытательного срока. Мы не можем вернуться к советским традициям, когда существовало распределение выпускников, потому что условия изменились. Навязывание бизнесу обязательств, которые внесены в Трудовой кодекс, может вызвать обратный эффект - работодатели будут бояться брать на работу молодых специалистов. Посудите сами, молодой специалист с отсутствием опыта в условиях, когда для него не предусмотрен испытательный срок, является для работодателя «котом в мешке», которого целых два года нельзя будет уволить за непрофессионализм. Спрашивается, зачем ему этот молодой сотрудник? Ведь объективных критериев оценки этого молодого специалиста и его профессионального уровня в Казахстане не существуют.
- Саясат, так как мы сегодня говорим о молодежи, опираясь на свой достаточно хороший опыт преподавания, Вы могли бы дать оценку того, насколько ценности нынешней молодежи отличаются от ценностей молодых людей Вашего поколения?
- Здесь ситуация достаточно интересная, потому что ценности действительно меняются. Наш институт проводит исследование по ценностной структуре общества, которое показывает, что у более молодой части населения на сегодняшний день, в первую очередь, приоритетом являются личностные ценности: «я», «мое здоровье», «моя семья», «мое личное состояние» и только после понятие «патриотизм», которого даже в первой десятке нет. Сейчас молодежь более эгоцентричная, их фокус обращен на себя.
- Это обосновано приходом рыночных отношений?
- Да, это нормальное явление, потому что ситуация сейчас такова, что в условиях перехода к рыночным отношениям, капитализму, информационных изменений, люди понимают, что должны больше рассчитывать на себя. Например, когда мы проводили исследования среди молодежи, выявился такой фактор «мое здоровье», т.е «если я буду здоровым, я сам смогу себя обеспечить, смогу учиться, работать». Ни семья, ни родственники, ни государство, ни Родина. Только «я» и «мое здоровье». Данный факт демонстрирует отход от коллективных, коллегиальных установок в сторону индивидуализма, причем среди городской молодежи этот фактор выражен более четко, нежели среди сельской. Вместе с тем, есть достаточно хорошие исследования Шалома Шварца, Эдгарда Шейна, Роналда Инглхарта и Кристиана Велцеля, которые показывают, как ценностная структура общества влияет на модернизацию, демократизацию, экономический рост и другие показатели. По данным этих исследований говорят о том, что с повышением благосостояния общества индивидуальные ценности человека проявляются намного ярче. И наоборот, люди в более бедном обществе, стараются в нем скооперироваться. Получается, чем богаче человек, тем он больше независимым становится, развивая ценность своей автономии. Вместе с тем, в развитом инновационном обществе наряду с автономией растет такая ценность, как мастерство, желание развиваться, оттачивать свои навыки. К сожалению, данный аспект пока очень слабо присутствует среди нас. У молодежи должно проявляться желание совершенствоваться, профессионализироваться, не просто познавать что-то новое, но, к сожалению, я все реже замечаю этого «голода» к знаниям, к конкретным навыкам, и желания оттачивать свое мастерство, чтобы стать профессионалом. Вместо этого ошибочно принимаются личностные амбиции.
Еще одна проблема – нечеткий фокус на создание «конечного продукта», т.е. не компиляция данных или процесс, а именно фокус на создание инновационного, нового продукта.
- Не так давно, на съезде по вопросам молодежной миграции, молодой политолог Данияр Кусаинов высказался за то, что молодежи стоит мигрировать из Казахстана. Насколько его мнение имеет реальную подоплеку?
- На самом деле нет такого жесткого тренда, якобы молодежь уезжает. Расскажу на личном примере, я учился, работал за рубежом, у меня были хорошие перспективы, возможность остаться и хорошо зарабатывать. Но, Айнур, я очень четко понимал, что в том обществе состояться, сделать хорошую карьеру, в полной мере удовлетворив свои амбиции, я не смогу. Для этого необходимо было родиться в той стране, или хотя бы с раннего возраста в ней проживать. Я понимал, что до руководящих должностей я бы никогда там не дорос. Не родившийся, не выросший, не состоявшийся в том обществе человек никогда не сможет быть принятым в той стране до конца, и это нужно очень четко понимать. Если, какой-нибудь наш человек поедет туда с надеждой стать министром, у него ничего не получится, ведь все эти процессы четко зафиксированы в любом обществе со своими сложившимися правилами. Достичь большого успеха можно полностью став гражданином того государства, приняв нравы его общества, культуру, язык, социальные обычаи, став американцем, немцем. Потому что только американца в американском обществе назначат на руководящие позиции. Этот человек должен говорить, как американец, страдать и болеть за американский народ, говорить об американских ценностях, находить американское решение американских проблем американскими путями. Поэтому над этим вопросом стоит серьезно задуматься всему нашему молодому поколению. В чужой стране от вас потребуют огромную жертву – полностью себя переделать. Вы стираете свою личность и лепите совершенно другую. Если вы на это готовы, пожалуйста, стирайте себя, становитесь другим человеком. Если бы было все так легко, то все были бы богатыми Марками Цукербергами, но ведь только единицы становятся такими. И самое главное, за рубежом вы потратите в несколько раз больше сил и энергии, чтобы доказать этому чужому обществу, что вы стали как они. Вам нужно доказать американцу, что вы американец. Выучить язык, закончить их университет, поработать в их фирме и т.д.
- Затрата самого ценного ресурса – времени?
- Да, именно. Вы потратите страшно много времени, чтобы доказать, что вы такой же, как они. Тогда как у себя в родной стране, вам не нужно никому доказывать, что вы являетесь казахстанцем. Все, что от вас требуется – это доказательство вашей профессиональной состоятельности. Поэтому, верно вы отметили, время – это единственный ценный ресурс, который есть в нашей жизни. Это единственное, чем обладает каждый человек.
- Интересная беседа. Но в заключении, все-таки, что бы вы могли посоветовать молодым людям из опыта своего лидерства?
- Есть один из моих любимых классических фильмов Шакена Айманова «Менің атым Қожа», в котором есть шикарная сцена – Кожа после того, как в очередной раз обидел кого-то, сидит напротив зеркала и пишет сочинение-разговор с самим собой. Пишет и пытается поставить перед собой план своей жизни, пытаясь разобраться с подобными вопросами: «Что мне делать дальше?», «Почему я плохой?», «Почему у меня такие отношения с людьми?» Поэтому первое, я рекомендую молодым людям - проведите хороший самоанализ, честный разговор с самим собой. Каждый человек очень хорошо знает себя, знает все свои слабости, но зачастую он не хочет их признавать, оправдывая себя. Нужно решить, чего молодые люди хотят от себя, от своей жизни, чего хотят добиться. К слову, большинство ведь не понимают, чего они хотят в жизни. Я часто вижу такую молодежь и это страшно, ведь они тратят свой самый ценный ресурс – время, сжигая его и не осознавая, что до тридцати лет важно выстроить опорные точки, образование, специализацию, компетенции. Потом время будет просто упущено, ведь после тридцати очень сложно конкурировать на достаточном уровне.
Второй момент – нужно четко выстроить на ближайшие пять-десять лет свою карьерную цепочку. Многие думают: «Главное – зацепиться, а дальше посмотрим». Молодежи важно начать выстраивать свою профессиональную жизнь, ведь она у нас устроена так, что все крутится вокруг работы. Мы пока еще не такое развитое и богатое общество, где молодой человек мог бы учиться до тридцати лет в свое удовольствие, окончить магистратуру, поехать куда-то, вернуться и после начать работать. Помните, очень важно построить свою карьеру, стать профессионалом, и не имеет значение, как вы этого добьетесь, найдите человека, читайте книги, не бойтесь спрашивать и учиться у мастеров.
Третий совет – читайте, причем читайте много. Есть такое правило, чтобы стать профессионалом, нужно как минимум прочесть пятьсот книг, и тогда в своей профессиональной нише вы уже будете понимать что-то более-менее. У нас, к сожалению, молодежь сейчас не читает.
Четвертое – нужна специализация. Невозможно знать все. Вот к примеру, вы журналист, в чем проблема нашей журналистики?
- В непрофессионализме.
- В универсализме я бы сказал. Согласитесь, у нас журналисты универсальны. Один день журналист пишет про молодежную политику, второй день про строительство нефтепровода и т.д.
Американская и британская журналистика считаются самыми сильными. Если журналист специализируется на ядерной энергетике и ведет колонку по ней, он является ведущим специалистом в этой сфере: знает много о ядерной энергетике, знает тех, кто работает в этой сфере, следит за последними новостями. Не исключено, что этот журналист по образованию является физиком-ядерщиком, либо тот объем книг, который он прочитал и проанализировал, ему достаточен, чтобы профессионально и максимально грамотно вести свою колонку. В каждой области есть специализация, и невозможно стать лучшим во всех вопросах. Поэтому совет молодым специалистам, выберите свою конкретную узкую отрасль и специализируйтесь в ней, став лучшими специалистами.
Пятое – людям всегда необходимо работать над своим словарным запасом, который необходим, чтобы лучше думать. Мышление человека выстроено через концепции, ведь мы мыслим словами. Если мы не знаем слова, мы не можем мыслить о чем-то, из этого следует, что способность мыслить ограничена нашим словарным запасом. Мозг человека устроен так, что мы мыслим словами, соответственно, чем больше слов мы узнаем, тем больше мы начинаем мыслить. У человека есть интеллектуальная особенность познавать мир, делать выводы и наше умозаключение ограничено словарным запасом.
И последнее, что могу посоветовать – учите иностранные языки. Если вы знаете иностранный язык, вы не ограничены ареалом одного языка. К примеру, английский язык так важен хотя бы потому, что 80-95% всей научно-технической информации, производимой в мире, на этом языке. Если вы не знаете этого языка, вы себя искусственно ограничиваете от прогресса, ведь все интересное, что происходит в мире: интересные статьи, обсуждения, исследования, самые познавательные книги написаны на том языке, которым человек не владеет, таким образом, он «отрезает» себя от важной и необходимой информации. Ваша способность к саморазвитию ограничена словарным запасом и теми языками, которые вы знаете. Сколько книг по журналистике написано на казахском языке?
- Предполагаю, единицы.
- А сколько на английском?
- 90%.
- Да, существует литература на русском, японском, французском, но все основные книги по современной журналистике написаны на английском языке. Конечно, есть книги в переводе на русский, но даже такой богатый и совершенный русский язык точно не передает той сути, которая заложена автором. Получается, что от незнания языков люди сами себя ограничивают от всей той полезной информации, которая сейчас благодяря интернету, по сути, является доступной.
- Спасибо за беседу!