Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен –
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!
О. Мандельштам
Мы создаем фантики. Нас не интересует начинка. Построили дом, который через год начал сыпаться, но там уже живут люди. Кто строил? Давно уж не найти концов. Какие красивые надземные и подземные пешеходные переходы соорудили по всей стране, - радовались люди. Но те, что сморят ввысь, не поднимут инвалида, не работает специальный лифт, и человек в коляске поедет через поток машин... Те, что под землей, через несколько месяцев превращаются в переходы страха, без света, но со стойким зловонием. Сделали мне вывеску на магазин. Через пару месяцев одна сторона отклеилась. Звоню подрядчику, а их нет больше, закрыли контору. Прихожу в банк, в котором обслуживаюсь пять лет подряд, а там снова все сотрудники новые! В десятый раз. От кассиров до начальника отделения. Встречаешься с человеком из нужной компании, ведешь переговоры, все «по-взрослому», осталось подписать договор. Человек внезапно пропадает, на звонки не отвечает. Набираешь его контору, а там говорят «уволился». И все, вместе с ним уволились все договоренности, потенциальная прибыль компании, планы и репутация. «А, ясно, спасибо!» - говоришь ты и кладешь трубку. И человеку на том конце провода, который еще пока не уволился, совершенно не интересно, сколько и чего я хотела «отдать» их компании…
У меня складывается впечатление, что мы так и не стали оседлым народом. Мы, как и много веков назад, кочуем по бескрайним степям. Наши заботы касаются лишь нашей юрты. Все, что за ее порогом, нас совершенно не интересует. Завтра мы снимемся с места и пойдем дальше.
Германия и Япония, страны с лучшими экономиками и уровнем жизни населения. Одна из главных причин успеха этих стран – престиж работать всю жизнь (!) на одну компанию. Когда японцы встречаются с нашими желторотыми начальниками отделов, директорами, не вылупившимися из яиц, с генеральными менеджерами, не скинувших оперение, они пребывают в легком шоке, и практически не подписывают с нами никаких договоров. Потому что старец или пожилой японец, приехавший на переговоры, шел к своему креслу начальника отдела несколько десятилетий. Он 40 лет строит дома для людей, работая все эти годы в одной компании. Как думаете, какого качества эти дома? Японец может покончить жизнь самоубийством из-за того, что его уволили или сократили.
В Германии кредит выдается только тем людям, которые подписали контракт «доверия» с компанией, в которой ему пришлось несколько лет доказывать, что он непременно принесет пользу фирме. Если у тебя нет договора и работа временная, не постоянная, тебе ничего не светит. Ты никто и зовут тебя никак.
Почему мы везем своих тяжело больных детей в другие страны, в то время, когда наше государство закупило дорогущее, новейшее оборудование для лечения самых сложных заболеваний? Парадокс! Опять не довели до конца благородную идею. Оборудование стоит, а специалистов нет. Вроде отправили партию молодых и талантливых на обучение в Европы, Америки, а они приехали и убежали работать в частные медицинские клиники. Недодумали.
Так и живем, то не доделали, это не додумали. Спросить не с кого. Уволились. Уехали. В Швейцарию. В другие кочевья. С нашими деньгами. Временщики! Созидатель, творец, патриот – антонимы. Кажется, что мы создаем страну, а копнешь – планомерно разрушаем.
Надо вернуть такое понятие, как стаж работы в конкретной сфере. Кредиты должны выдаваться только людям с длительными договорами работы на компанию. Простому потребителю при покупке недвижимости надо смотреть документы, на саму жилплощадь мельком, а вот историю застройщика под лупой. Разумно? Думаю да. Благо, конкуренция на рынке строительства недвижимости большая. Строят все, кому не лень. Проектировщик? Не, не слышали. В сейсмоопасных зонах, таких как Алматы, дома должны стоять в 100-150 метрах друг от друга? Ой, не надо засорять нам мозг. Некогда, надо зарабатывать деньги. А давайте, мы с вами не будем брать такие квартиры, фундамент дома которых не отстаивался минимум полгода и дом начали строить осенью. Изучите вопрос. Это же ваш дом, ваша крепость. Мы сами должны научить их работать на совесть. Есть нарушения по каким-то пунктам, вам грозит потенциальная опасность в этих домах? Не покупайте! Озвучьте ваши сомнения и причины недоверия. Один уйдет, второй, третий, сотый и они задумаются. И они добавят немного совести и ума в фундамент вашего дома.
А что делать с остальным? С землей, с деревьями, с дорогами, с реками, что делать с людьми? Было бы решение, был бы и ответ простым. С надеждой смотрю на своих сыновей и не устаю повторять, «Доделай до конца», «Сделаешь плохо, ломаем и делаешь заново», «Делай так, чтобы потом не было стыдно!»... Наши деды не понимали, наши отцы не знали, мы задумались, может наши дети исправят? Может построят еще чего путного? Степь то, как оказалось, не бескрайняя….