Я давно питаю симпатии к Украине. Не помню, в каком классе, но в мои руки попала книга Павла Асташенкова «Мечты становятся явью», в которой была описана биография гения советского ракетостроения Сергея Павловича Королева. Эта книга буквально поглотила меня целиком, я перечитывал ее раз в квартал, представляя себя асом в области кибернетики и ракетостроения. Я стал любить все, что связано с Королевым, его родной город Житомир, Украину, все живое и мертвое, начиная от дряхлой «ЗАЗ Таврия» до сверхбольшого транспортного самолета АН-225 «Мрия».
Слух мой ласкала София Ротару с ее «Назбирала троєзілля червону рутоньку, Та й схотіла зчарувати мене, сиротоньку», в общем, Украина ассоциировалась для меня с замечательной страной, красивыми людьми. Но все изменилось в середине 90-х прошлого столетия. Мои детские образы улетучились и Украину я начинал ассоциировать с тремя явлениями нового времени.
Первое – это украинские проститутки. К пребольшому сожалению, бывшие наследницы Роксоланы стали котироваться в мире в качестве элитных жриц коммерческого секса. Поймите правильно, я не говорю обо всем населении, но вы же знаете, что ложка дегтя бочку с медом портит. Какой имидж могут сформировать стране жрицы любви, бороздящие по свету, когда зачастую благие женщины сидят дома и нянчаться с ребенком? По социально-политическим причинам их женщины вынуждены были заниматься этим ремеслом, чтобы содержать себя и своих родственников. Украина наряду с другими восточно-европейскими странами стала одним из европейских направлений секс-туризма. Знакомые немцы и арабы только подтверждали эти факты. Если из Германии в Украину ездили на каникулы за сексом, то в Эмиратах украинки получали больше всех за свои телесные услуги.
По данным исследования Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине, проведённого в 2012 году, в стране около 80 000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет занимаются проституцией. Бизнесмены разбогатели на поставке красавиц заграницу. Проституки стали для Украины главным экспортным товаром после подсолнечного масла.
Второе – это украинский шоу-бизнес. Как в случае с проституцией, в тяжелой экономической ситуации, политической импотенции единственной отрадой и утешением украинцев был и остается шоу-бизнес. Это и хлеб, и зрелище в одной упаковке. Если Болливуд дает возможность нищим индусам забыться в мелодрамах, повествующих о пышной и роскошной жизни, Киев предложил украинцам погрязть в нетривиальной грязи пошлости, похабщины, вульгарности.
Даже если и не приводить в качестве примеров украинских красоток в Голливуде Анну Куриленко и Миллу Йовович, готовых раздеться в кадре, даже если этого нет в сценарии, других наберется предостаточно. Достаточно вспомнить самый знаменитый герлз-бенд России Виа ГРА, который корнями уходит в Украину. Или вспомним Олю Полякову, от клипа которой на песню «90-60-90» даже у Леди Гаги волосы стали дыбом, группу Nikiта, с его клипом на песню «Веревки», где певицы в кадре ходят абсолютно голые. Одну из участниц коллектива заприметил и пригласил к себе владелец журнала «Playboy» Хью Хефнер понятно для каких целей.
Продолжим этот позорный список дальше. Скрипачка и певица Ассия Ахат с ее провакационными образами, один из знаменитых травести-певцов страны Андрей Данилко, он же Верка Сердючка, еще один травести-певец Монро, Ани Лорак, Тина Кароль, Потап и Настя и еще много-много таких звездочек, облаченных в доспехи развратной и пошлой сексуальности. А бойз-бенд на каблуках под названием «Казаки» у любого нормального человека вызовет только рвотный рефлекс и шок.
Такое позиционирование украинского шоу-бизнеса на низменных животных желаниях человека, как ни удивительно, принесло результат – о нем начали говорить в мире.
Третье – революции. Я не буду долго об этом расписывать, у каждого свои взгляды на сей счет. Но ясно одно – ни оранжевая революция Виктора Ющенко, ни Евромайдан не решили проблемы Украины, наоборот они усугубили и без того не завидную ситуацию. Короче говоря, после проституток, шоу-бизнеса и революций уже можно составить современный образ страны – этакий казан разврата, похабщины, политической нестабильности.
К чему я веду? Недавний скандал с рекламным постером в интернете не комментировал только ленивый. Сие говнотворчество принадлежит рекламному агентству Havas Worldwide Kazakhstan, а его креативтным директором является приглашенный из Украины Роман Стратийчук. Этот человек, в любом случае, причастен к тому, что реклама целующихся кюйши и поэта получила путевку в интернет, а оттуда уже к широкой аудитории.
Я обвиняю его за всю эту заваруху, но обнаруживаю, что во мне просыпается снисходительность и жалость к нему, потому что он является продуктом украинской медиасреды.
Идем дальше. Стало известно, что Алишер Еликбаев, человек, обогативший русский язык словом «курмангазмировать», оставляет пост руководителя проекта Vox populi. Этот сайт на протяжении всего периода своего существования симпатизировал голубым, лесбиянкам, стриптизершам, проституткам, травести. Однажды репортеры сайта даже поехали в далекую Бразилию с той лишь целью, чтобы сделать репортаж о гомосексуалистах, которые переехали из Казахстана, потому что здесь не могли узаконить свои отношения. Полагаю, еще чуть-чуть и они стали бы готовить репортажи о всяких сексуальных девиантах.
Теперь выясняется, что на смену Алишеру приходит какая-то украинка Елена. У меня теперь обострились опасения, что с приходом на должность руководителя проекта Елена вполне возможно начнет претворять в жизнь увиденное и приобретенное в украинских реалиях. А это означает, что в Казнете может вырасти число репортажей об отбросах общества.
Или еще одно предположение. Директор крупной аутсорсинговой компании в разговоре со мной разоткровенничался настолько, что признался, что приглашает в свои проекты украинских телевизионных специалистов, ибо там Майдан, ибо оттого они дешевые. Им бы только питание и проживание. Компания эта, к слову, берет миллионы тенге от наших министерств. Такую же мысль высказал еще один мой знакомый, тоже директор аутсорсинговой компании.
Подытоживая, можно сказать, что в Казахстане тихо и незаметно началось нашествие украинских пиарщиков, креативщиков, телевизионщиков, которые совсем не имеют представления о ценностях и нравах нашего народа. И я скептически отношусь к тому, что они захотят получить и наработать эти представления и вникнуть в казахскую душу. Последний пример с рекламным постером подтверждает мои догадки. А то, что авторы этого высера еще и гордятся своей работой, не представляя себе масштаб того, что с ними может сделать народный гнев, говорит о том, что провокации в этом направлении сознательно или нет, будут продолжаться. Того гляди, и Майдан казахский не за горами.
У меня нет ненавистнических настроений в адрес Украины. Я не против украинских специалистов. Но они должны уважать нашу культуру и ценности. И за ними, полагаю, должны следить компетентные органы.