misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 152 гостя

Казахи и ислам

13198 19
с нами с 2 мая 2013

Все же помним, как российские политики еще недавно ловили кураж на волне урапатриотической волны, озираясь на соседние территории? Иногда комментарии к новостям читать интереснее, чем сами новости. С Вольфычем все ясно, редко кто из наших людей воспринимает его всерьез. Но когда наше инфополе облюбовал хакасский политик Владимир Николаевич Штыгашев, причисливший всю Восточно-Казахстанскую область и Караганды к северному соседу, на него обрушился праведный гнев наших комментаторов. Правда, затем он извинился, возложив вину за неловкий момент на журналистов, исковеркавших значение его слов.

Один из комментариев, осуждавших хакаса Штыгашева, был не лишен культурологической основы. Его автор ругал политика за то, что он, будучи представителем братского тюркского народа, посмел пойти против другого брата в лице казахов, а раз это произошло, то, мол, хакасы настолько обрусели, что забыли об этом факте и не помешало бы им подтянуть историю.

А ведь и вправду, многих ли казахов среди ваших друзей вы можете вспомнить с именем и отчеством неказахского происхождения, но фамилией казахской? Например, Иван Викторович Мыркымбаев, Василий Вячеславович Паленшеев и т.д.? Если какая-то часть казахов и успела обрусеть будучи в составе Российской империи, а затем и Советского Союза, то по крайней мере не настолько сильно, чтобы отказываться от собственных имен, как это произошло с другими народами и народностями в составе соседнего государства. Достаточно поискать в соцсети "ВКонтакте" пользователей из столицы Хакасии Абакана, чтобы убедиться в том, что абсолютное большинство хакасов носят имена нехакасского происхождения. Полагаю, что если вступить с ними, а особенно с молодыми хакасами в переписку, то выяснится, что многие из них не знают своего языка, а знание культуры сохранилось на уровне соблюдения символов. Примерно такая же ситуация обстоит и с чувашами, другим тюркским народом.

Обратную ситуацию мы можем наблюдать, когда посмотрим на другие братские народы в лице татар и башкир, которые свои имена не променяли на инородные.

Если рассматривать факт отказа народа от собственных имен как пример русификации и глубокой ассимиляции, то возникает закономерный вопрос: почему такие тюркские народы в лице хакасов и чуваш более ассимилировались, в то время как татары и башкиры смогли в большей степени сохранить свою самобытность?

Ответ лежит на поверхности. Тюрксие народы, в основной своей массе исповедующие ислам, смогли лучше сохранить свою идентичность и самобытность. Если вернуться к казахам, письменные источники утверждают, что с провозглашением советской власти в степи большевики стали искоренять многие элементы казахских традиций и обычаев. Но несмотря на это казахам удалось сохранить костяк идентичности и с обретением независимости динамично восстановливать целостность своей культуры.

Политика, направленная на ассимиляцию и русификацию кочевых народов началась еще в первой половине 19 века при царской России. Этнограф Алексей Харузин писал, что "Как бы ни было грустно, но приходится сказать, что и казахи пойдут вероятно по общему пути вымирания инородцев", с оговоркой "если не примкнут к русской культуре". Но разве сдастся ли легко казах, "умиравший и рождавшийся тысячу раз?"

Писатель Турсын Журтбай в своем произведении "Күйесің жүрек... сүйесің!" приводит один любопытный факт из давно минувших дней. В 1897 году в Семей из России прибыл священник Отец Сергий со свитой с целью реализации имперской политики крещения степняков. Он изъявляет желание побеседовать с представителями степной интеллигенции по проблематике, состоящей из восемнадцати пунктов. Отец ставит казахов в известность: если у них не получится убедительно отстоять свои позиции, то они будут вынуждены массово креститься. Таким образом закладывались предпосылки для принятия в 1902 году решения царской власти о крещении инородцев. Население решает выставить против Отца Сергия Абая Кунанбаева, не просто выдающегося поэта и мыслителя, но и всесторонне образованного и грамотного человека. Говоря современным языком, Абай проводит дебаты со священником, отстаивая позиции по всем 18 религиозным пунктам. Отец Сергий не принадлежал к мракобесам, по всей видимости, также являлся выдающимся умом своего времени. Провалив переговоры, он остался восхищен казахами и сказал, что в этих краях им делать нечего. Изрекши это, он отбыл в Омск.

Историк Радик Темиргалиев в своей работе "Казахи и Россия" пишет, что 19 век "стал веком тотальной исламизации казахской степи. Противостоять русификации и ассимиляции можно было только с помощью ислама со всеми его канонами и традициями. Прежнее индиффирентное отношение к религии привело бы к распаду и исчезновению казахского этноса. Исламизация казахов была в значительной мере реакцией на давление русской культуры. В дальнейшем российские власти повели довольно решительную борьбу против мусульманизации, но переломить тенденцию не смогли".

Таким образом, ислам в тяжелые переломные моменты смог законсервировать культурную самобытность народа и спасти его в процессе исторических перемен. Ислам и казахская культура тесно переплелись. Многие предписания в исламе у казахов превращались в традицию, как например в случае с обрезанием - "Сүндет той". Не вспомню сейчас точно, у одного автора, кажется у Аджи, я читал о том, что тюрки, обратившись в ислам, смогли спасти религию. Много столетий спустя ислам смог спасти от забвения прямых потомков некогда великой тюркской цивилизации - казахов, татар, башкир и других.

Ислам в степи будет сохранять эту свою особенность и в наше время. Чем больше будут проникать либеральные свободы, чуждые нашей культуре, тем больше в стране будет усиливаться значение ислама. Образно говоря, на одну свежеиспеченную Кончиту Вюрст десять человек станут ближе к исламу. Это естественный процесс. Главное, чтобы не было радикализма, для этого отдельные члены общества должны избегать культурологической провокации, а государству следует проводит взвешенную идеологическую политику.

40 Честных Иллюстраций О Браке, Беременности и семейной Жизни
11 ноября 2019
GONZO
просмотров: 50
Иегуда Девир - популярный иллюстратор и художник комиксов из Израиля
Шэрон Стоун повторила знаменитую сцену из «Основного инстинкта»
11 ноября 2019
GONZO
просмотров: 43
Актриса с легкостью несколько раз закинула ногу на ногу и произнесла речь о моменте, который изменил всю ее жизнь

Комментарии

NUNU NUNU
05 Июнь 16:27 # ответить
Получается, что казахи согласились на исламизацию, чтобы противостоять русификации. Потом они согласились на коммунизацию, чтобы противостоять исламизации. Ну, а далее внедрялась капитализация, чтобы противостоять непонятно кому... Теперь вот автор призывает вернуться к исламизации. Каков мыслитель!
Бақытжан Бұқарбай   →  NUNU NUNU
05 Июнь 16:30 # ответить
NUNU NUNU, Как оперативно-то откомментились. Баттхерт все тяжелее сдерживать, да? :) Автор в этом посте сделал только один призыв: "отдельные члены общества должны избегать культурологической провокации, а государству следует проводит взвешенную идеологическую политику". Сможете придраться к этой фразе?

Не приписывайте другим того, чего они не говорили.
Қазақ Алашұлы   →  NUNU NUNU
11 Июнь 17:19 # ответить
NUNU NUNU, казахи были мусульманами до появлений такой наций. Караханиды приняли ислам в 10 веке, а в Золотой Орде официально принято 14 веке. А в 1465-66 появился Казахское Ханство с религий ислам. А ислам противостоял против христианизации, русификации казахского народа во времена колонизации, коммунизации. И до сих пор не забыл религию предков. Даже мангурты не забыли в той или иной степени
Tilek Zeinullin   →  NUNU NUNU
04 Июль 11:05 # ответить
NUNU NUNU, О чем ты мямлишь?! Когда еще в 7-9 веках до казахов дошел ислам, русских и в помине не было. Дебил, считать научись)))))))
Адильхан Ержанов
05 Июнь 21:57 # ответить
Мне кажется, мы довольно переборщили с культурной консервацией - пора бы уж немного расконсервироваться.
Yerlan Kozhakhmet
06 Июнь 12:08 # ответить
опасное благозвучие. Не аппелируйте к истории, чтобы кристаллизовать путь нынешний. хватает с нас консерваторов, сторонников возвращения "к истокам".
Бақытжан Бұқарбай   →  Yerlan Kozhakhmet
08 Июнь 14:56 # ответить
Yerlan Kozhakhmet, Ерлан, читайте мой ответ ниже комментатору Roman Sivers.
Roman Sivers
07 Июнь 19:47 # ответить
Зачем столько оговорок ? Из осторожности и благоразумия (т. е."трусости, которая прикидывается здравым смыслом, как говорила Аун Сан Су Чжи) ? Храбро сможете сказать: я за исламскую революцию ?
Бақытжан Бұқарбай   →  Roman Sivers
08 Июнь 14:55 # ответить
Roman Sivers, Причем тут вообще исламизация и исламская революция? С каких пор перечисление исторических фактов стало причисляться к призывам? Если бы я написал, что работы русского художника Левитана пропитаны духом православия, а царская власть в 19 веке после продолжительного соперничества западников и славянофилов выбрала в качестве государственной идеологии идеи последних "Православие, самодержавие, народность", вы будете считать, что я за православную революцию? Не несите бред.

Если в вас нет умения широко мыслить, говорит ли это о том, что другим нельзя писать посты, в которой рассматривается влияние религии на культуру? Или вы и это будете отрицать?

Я за здравый смысл и не сторонник растворения культурной целостности народа в глобализирующемся мире.
Yerlan Kozhakhmet   →  Бақытжан Бұқарбай
09 Июнь 17:21 # ответить
Barkorn, ислам - жестко структурированная идеология подчинения, путь самоограничения."Плохих" это не останавливает, а "хороших" лишает воли. Что в целом приводит к культурным противоречиям на основе религии. При глобализации сей процесс поляризует общество. Здесь избежать радикализма не получится. К сожалению
Бақытжан Бұқарбай   →  Yerlan Kozhakhmet
09 Июнь 18:02 # ответить
Yerlan Kozhakhmet, Возможно, один из путей избежания радикализации кроется в популяризации казахской культуры для всех, чем я и занимаюсь в блогосфере. Поскольку казахи никогда не были фанатиками.
Yerlan Kozhakhmet   →  Бақытжан Бұқарбай
10 Июнь 11:38 # ответить
Barkorn, как вы считаете, какая религия гармонично ложиться на наш менталитет?
Адильхан Ержанов   →  Yerlan Kozhakhmet
10 Июнь 23:46 # ответить
Грустно, что единственным фундаментом для культуры видят арабскую религию. Давайте уж тогда примем религию джедаев, чтоб совсем ни с кем не ассимилироваться.
Адильбек Каратаев   →  Адильхан Ержанов
11 Июнь 01:13 # ответить
Адильхан Ержанов, у казахов два фундамента - степная кочевая цивилизация и мусульманская цивилизация. нельзя отрицать ни один из них. отрицая степь мы станем арабами, отрицая ислам мы станем монголами. грубо говоря
Арман Ахметниязов
10 Июнь 12:07 # ответить
Yerlan Kozhakhmet, по моему сей пост и есть ответ на ваш вопрос...
Адильбек Каратаев
10 Июнь 23:27 # ответить
очень хорошая статья. согласен по всем пунктам
Адильхан Ержанов
11 Июнь 19:11 # ответить
Если уж тут все такие патриоты, и противники ассимиляции, где ж вы были, когда в прошлом месяце независимости пришел конец? Все, что остается - это бахвалиться мифическим прошлым и арабской религией. В 21 веке поднимать тему религий, возвращаться к ним - это мракобесие. Найдите другой культурный стержень.
Мустамир Муратбеков
18 Июль 02:54 # ответить
Согласен тоже со всеми пунктами. Религия это не политика, тут каждый человек сам выбирает войти в нее или нет. В Исламе нет принуждении, нежели в политике! В ней (политике) человек прибегает к разным методам дабы добится своего! В Исламе важна благочистивое намерение своего деяния! Это ближе к менталитету тюркского народа. Тут еще вопрос стоит в правильном понимании религии как праповедовал наш пророк Мухаммад (с.а.с.) благодарен автору за такой познавательный/интересный пост!!!
Kabdinov Erlan
23 Июль 10:15 # ответить
Очень сильный пост. Полностью согласен
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2314 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2314', { type: 'blog', node_id: '2314', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });