Рэмбо сильнее всех на свете. Его оружие — нож и лук с противовертолётными стрелами. Он появляется из темноты и убивает мгновенно. Но на этом таланты не заканчиваются. Рэмбо без труда выкует меч, научит пускать стрелы силой мысли, а заодно организует языковые курсы для желающих. Один вопрос — когда он всему этому научился?
Детские мечты
Во времена моего детства существовал только один человек, способный на равных сразиться с Терминатором и Робокопом. Это был Джон Рэмбо, которого сыграл Сильвестр Сталлоне. Его фотография с повязкой на голове и блочным луком в руках была обязательной частью мальчишеского надкроватного иконостаса.
Потом случилось страшное: мы всё-таки посмотрели кино.
Выяснилось, что Джон Рэмбо героически сражался против наших, советских солдат в Афганистане (кстати, на эту тему за рубежом было довольно много фильмов). Это изрядно уменьшило народную любовь. Хорошо хоть мы не знали, что он наполовину индеец, специалист по вольтижировке и к тому же знает множество языков. Как так получилось?
Яблоки и французская лирика
Сначала появилась книга «Первая кровь», автором которой был американо-канадский писатель Дэвид Моррелл. По ней сняли фильм «Рэмбо: первая кровь», и дальше процессом уже рулили киношники.
Морреллу предложили написать литературные версии сценариев уже вышедших фильмов. Он понюхал деньги и, не почуяв плохого запаха, взялся за работу. Но в процессе выяснилось, что киношники навертели таких сюжетных ходов, что без пол-литра бурбона в них не разобраться.
Даже с именем самого Рэмбо вопросов много. Сначала автор, краснея как майская роза, рассказал, будто однажды его жена принесла домой яблоки сорта «рэмбо». Моррелл откусил кусочек, бросился к печатной машинке, скромно стоявшей рядом, и назвал главного героя в честь чудодейственных фруктов.
Хочется радоваться, что в Пенсильвании не пользуются популярностью такие сорта яблок, как«мантет», «пепин» или «антоновка».
Спустя какое-то время автор изменил показания. Мол, черпал вдохновение не в яблоках, а во французской литературе, читая Артюра Рембо́. Эта версия куртуазнее, но ударение не сходится.
Так или иначе, наш герой произошёл от яблок и французской лирики.
Рождение героя
Родился Рэмбо 7 июня 1947 года на аризонщине. Мать его была индианкой, это точно. С отцом всё сложнее. В книжной версии он итальянец, в кино — немец. В любом случае, мать умерла от рака, а отец запил горькую и пытался убить сына ножом. Рэмбо отбился луком и стрелами (даром что ребёнок), после чего ушёл работать в гараж и ждать, пока в нём созреет патриотизм. В семнадцать лет Джон почувствовал, что его неудержимо тянет в армию и завербовался в солдаты. Форт Брэгг, Вьетнам, плен, госпиталь и возвращение домой.
Но если у автора книги события «Первой крови» происходят в 1971 году, что логично, то киношники, снимавшие фильм на десять лет позже, перенесли на этот же срок и возвращение главного героя. Рэмбо превратился в Одиссея и десять лет не мог найти дорогу домой. Дальше Рэмбо не сошёлся характерами с местными правоохранительными органами, долго и качественно играл в «последнего героя» в ближайшем перелеске, а затем его убил помощник шерифа.
Да, в книге Рэмбо погиб.
Киношники с таким финалом согласиться не смогли — слишком мрачно. Поэтому они его оживили. Кстати, киношный Рэмбо гораздо более гуманный: от его игр умер лишь один человек. В книге же полтора десятка ушли на небо, проклиная по пути Вьетнам и посттравматическое стрессовое расстройство.
Герой и его таланты
Дальше первую скрипку играли киношники, а автор, пишущий литературную адаптацию, извлекал из кустов всё новые рояли, чтобы объяснить крутость главного героя.
Сначала выяснилось, что Джон Рэмбо практически мастер спорта по стрельбе из лука. Автор срочно вспомнил маму-индианку, которая познакомила Рэмбо со старым индейцем племени навахо. Индеец научил Джона не просто стрелять, а посылать стрелу при помощи духовной энергии и силы духа. Моррелл развил тему, рассказав, что Рэмбо — фанат луков, всё о них знал и пошёл в армию по военной специальности «лучник-снайпер».
Кстати, оказалось, что Рэмбо ещё и дзен-буддист. На первом же задании во Вьетнаме его завербовал местный житель и обратил в буддизм. Зато стало понятно, где же Джон пропадал десять лет: возможно, он излишне глубоко медитировал, забылся — вот и результат.
Больше чудес!
В третьей части киносценаристам подвезли совсем уж качественные вещества и олитературивавший эту клюкву Моррелл уже не знал, как ему быть. Сначала Рэмбо проявил себя как ловкий наездник, способный оседлать любую афганскую лошадь. В романе он даже играет с афганцами в бузкаши (что-то вроде конного поло, только обезглавленной тушей козла… менее пафосное развлечение). Когда успел научиться? Тут на помощь автору пришёл дядя Рэмбо.
Кроме того, Рэмбо внезапно оказался искусным кузнецом. Дядя в этой книге уже помогал, а отец никуда не годился: он пил не просыхая. Морреллу вновь пришлось просить помощи у старого индейца. Тот, даром что старый, включил в серьёзное расписание Джона Рэмбо ещё и уроки кузнечного дела.
Финалом стало признание Рэмбо, что он полиглот. Спасая русского офицера-перебежчика Андреева от расправы, Джон начинает говорить по-русски — и не на уровне «матрёшка-коммунизм-кузькина мать», а бегло и хорошо. На немой вопрос читателей «где успел?» автор отвечать не стал. Сам же Рэмбо похвастался, что знает ещё вьетнамский и тайский.
Вместо морали
Да какая тут может быть мораль? Джон Рэмбо — культовый персонаж, яркий и харизматичный образ солдата, вернувшегося с войны, но не нашедшего мира в душе. А мелкие недоработки и рояли из кустов — чистой воды придирки, неспособные уменьшить нашу любовь к этому человечищу.
Но молодым авторам можно всё же дать совет: прошлое не бездонный мешок, нельзя вытаскивать оттуда всё новые умения. По крайней мере, постарайтесь этим не злоупотреблять.