Казахская нация − объединение родов и племен. Чувство единства нации поддерживалось разными способами. Одним из них была генеалогическая легенда о родстве всех казахов, об их общем происхождении от одного предка Казаха. Благодаря этой легенде каждый казах видел во встречном казахе своего брата – старшего или младшего, в женщине – свою мать, старшую сестру или жену старшего брата, а во встреченной девушке – свою младшую сестру, которую он должен оберегать.
Но это сознание общенационального родства необходимо было поддерживать непосредственными личными связями и контактами. «Жөн сұрасу» встретившихся в степи незнакомцев и помогало казахам каждый раз осознавать, ощущать непосредственную родственную связь и единство.
Казахская пословица гласит: «Жігіттің үш жұрты бар: өз жұрты, нағашы жұрты қайың жұрты» – «У джигита есть три родни (народа) – его собственная, по линии матери и по линии жены». Настоящий джигит должен заботиться не только о собственном роде, но и о родне по линии матери и по линии жены.
Казахи – виртуозы родственных отношений. Каждые ролевые взаимоотношения в казахской традиционной культуре имеют собственный этикет. Например, мужчина может перешучиваться, почти без всяких ограничений, с балдыз − младшими братьями и сестрами своей жены, которые в свою очередь вольно шутят с «жезде», иногда самым жестоким образом. Но тот же мужчина с пиететом, как младший, относится к старшим сестрам своей жены (қайын бике), даже если они его намного младше. При этом родители жены с уважением относятся к зятю, выполняют все его просьбы, одаривают его, потому что «сам Пророк уважал своего зятя». Племянник по линии дочери или сестры волен по обычаю брать все, что ему понравится в доме нағашы - деда или дяди по линии матери. Это пережиток матрилинейной семьи (когда определяющим было родство по линии матери, а не отца). У казахов даже возник эвфемизм, плагиат в науке называют "жиендік". И таких нюансов множество.
Когда находишься в современной, но разбирающейся в традиционной культуре компании – это непередаваемое теплое ощущение – увлекательная, артистичная, с юмором словесная игра, в которой обыгрываются нюансы родственных отношений. Часто эти родственные отношения очень далекие, как говорится, на уровне «құдалық мыңжылдық». Поэтому участники игры могут примерять разные роли.
Например, для моего мужа родом из Среднего жуза все женщины Младшего жуза были или балдыз, или қайын бике. Но за дастарханом он мог вдруг «вспомнить», что уважаемая «қайын бике» приходится ему ровесницей-құрдас, с которой можно шутить очень непосредственно. Или мы с его «балдыз» уточняли возраст, и выяснялось, что она не младше меня, а наоборот старше на пару месяцев и т.д. Соответственно менялся тон, обращение, темы...
Легенда о едином происхождении казахов дополнялась легендой о «бөлінбеген енші» – нераздельном наследстве, оставленном Қазақом своим потомкам, а также особыми механизмами, например «еншілес болу» – сонаследовании.