misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 136 гостей
Культура
27227 4
с нами с 18 сентября 2014

Шежіре и названия поколений

Казахское слово «шежіре» происходит от арабского «шаджарат» – «родословная, генеалогия». Собственно тюркский термин оказался забыт (некоторые считают, что казахское название родословной "жеті ата", но это явно поздний термин) . Значение родословных определяется той ролью, которую род играл в жизни традиционного общества.

В повседневной жизни мы часто не придаем значения привычным элементам нашей традиционной культуры. А ведь в Европе и на Востоке лишь отдельные люди знали свое происхождение на протяжении многих поколений, т.е. имели родословную. Такие люди считались благородными, дворянами, аристократией. Казахи – наследники древней воинской культуры, у казахов все рода занимали определенное положение в иерархии, но все являлись знатными, благородными, «аталы» − возводящему происхождение к «ата» − далекому предку. В устной литературе кочевников особое внимание уделяется «тектілік» – благородству, происхождению человека, наличию у него «тек» – «корней», «происхождения».

Каждый казах должен был знать свое происхождение, потому что он «атадан туған» – «рожденный от ата» – предка, занимающего свое место в общенациональном родословии – шежіре. Минимальным знанием было знание «жеті ата» – семи поколений предков. Почему именно семи? Потому что родственники до седьмой степени родства считались близкими.

У казахов для каждого  поколения предков и потомков есть особые названия.

Названия поколений (по А.Сейдимбеку)

Человек, от которого идет отсчет потомства

Человек, от которого идет отсчет поколений предков

Бала – сын, ребенок

Әке – отец

Немере – внук по линии сына

Ата – дед

Шөбере – правнук

Ұлы ата (арғы ата) – прадед

Шөпшек – праправнук

Баба – прапрадед

Шөбеле(к) – прапраправнук

Ұлы баба (арғы баба, түп ата) – прапрапрадед

Немене

Түп ата (тек ата)

Немелтай

 

Шөбелтай

 

Жүрежат

 

Туажат

 

Жекжат

 

Жұрағат

 

Қаймана

 

 

Есть и несколько отличающиеся от приведенных в данной таблице названия для более дальних поколений родства.

Можно пояснить некоторые термины названий родства.

Баба – предок, но у османских турков до сих пор имеет значение «отец». С.Кондыбай доказывал, что изначально это слово означало «мать».

Түп – основа, основание, начало, корень, корневище, дно.

Тек – происхождение.

Немелтай – диалектное слово «мелкий, незначительный»

Жүрежат – родство в 7 колене или родство, выходящее за пределы близкого.

Туажат – букв. «чужой с рожденья», родственники далее 7 колена.

Жұрағат – потомство, потомок, дальняя родня в 10 колене.

«Қаймана» – незнакомый, чужой, но всегда имеется в виду казах, т.е. потомок общего первопредка Казаха.

 

Когда ветка рода включала семь поколений («жеті атаға толды»), по казахскому обычаю, ақсақалы родовой ветви обращались к  старейшинам рода с просьбой выделить их в отдельный род (говоря современным языком, признать «юридическим лицом»).  Старейшины рода в  этой ситуации спрашивали у тех, кто желал отделиться: у вас есть собственные бай, батыр и бий, т.е. люди, способные обеспечить материально, защитить от нападения и представлять на судейских тяжбах членов рода? 

Если бай, батыр и бий наличествовали, то выделение нового казахского рода с его наследием-енші происходило на торжественной церемонии с участием  представителей всех трех казахских жузов, т.к. появление нового рода было событием общеказахского значения, народ Алаша пополнялся новым членом.

Отныне члены нового рода имели общий скот и имущество, несли коллективную ответственность друг за друга. Например, бай был обязан обеспечить приданым девушку из бедной семьи, калымом –  сородича, не имеющего возможности жениться из-за бедности. Каждый человек был готов, не задумываясь,  пожертвовать собой за свой род и его честь.

Знание «жеті ата» было минимальным требованием к каждому казаху. В тоже время существовали особые люди – герольды, которые профессионально занимались родословными. Казахские шежіреші знали наизусть не только генеалогии, но  и биографии, характер, деяния членов своего рода. Они были хранителями истории, знатоками обычаев и традиций, устнопоэтического искусства. Говорят, что в древности  родословные записывались в особые книги, которые были утрачены в годы «ақтабан шұбырынды»  – джунгарского нашествия. 

Бейсенбай Кенжебаев
5 октября 2016
Aray RYSBAY
просмотров: 7277
Бейсенбай Кенжебаев всю свою жизнь посвятил изучению истории казахской литературы, его смело можно назвать одним из самых известных литературоведов Казахстана. Главной заслугой Б. Кенжебаева являются труды в области исследования казахской литературы.  Кенжебаев Б. доказал, что устная казахская литература берет свое начало не с произведений Бухар-жырау, а с орхон-енисейских памятников, тем самым ученый отодвинул историю нашей с вами литературы на несколько веков назад.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МНОГОТОМНИКА ТАЛАСБЕКА АСЕМКУЛОВА
21 сентября 2016
Зира Наурзбаева
просмотров: 4325, комментариев: 1
21 СЕНТЯБРЯ 2016 г., 16.00         Астана, Национальная Академическая библиотека 23 сентября 2016 г., 11.00           Алматы, Национальная академия искусств им. Т.Жургенова Таласбек Асемкулов (1955-2014) – традиционный музыкант, исследователь, двухязычный писатель, переводчик, кинодраматург, сценарист фильмов «Биржан сал» (2008), «Кунанбай» (2015).