misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 86 гостей
Культура
8749 8
с нами с 18 сентября 2014

Род, родовая честь и трайбализм

В фольклоре прочитывается восприятие рода как единого существа, организма, отдельный человек – часть этого организма. У рода одно имя, один предок, один боевой клич, одна честь. Унижение одного человека – унижение для всего рода. Весь род  отвечает за унижение или проступок сородича. Мужчина рождается и умирает как член своего рода. Для него нет наказания хуже, чем изгнание из рода.

На войну воины одного рода выступают отдельным отрядом под своим знаменем, возглавляемые батыром рода. В бой они идут, произнося родовой ұран – имя прославленного предка-батыра, призывая на помощь его дух. (Если речь идет о войне общенациональной, то воины наряду с родовыми кличами получают право произносить общеказахский ұран «Алаш»).

И если воин пал в далеком походе, то сородичи старались обязательно, даже за несколько тысяч километров привезти его тело (его кости), похоронить  останки в родовом некрополе. До 20 века у казахов сохранялись оссуарии-сағанатам – особые мазары, в которых собирались кости членов рода. Тюрки – скотоводы и охотники – считали, что кость – это суть, эссенция, в которой сосредоточена жизненная сила человека и рода, родового коллектива вообще. У сибирских тюрков до сих пор род (казахское «ру») называется «сеок» – «кость» (сравните казахское слово «сүйек»). У казахов считалось, что человек от отца наследует «кость» – основу жизни, а от матери – «кровь», т.е. творческие способности. Обычай «сүйек қосу» –  «собирание костей» в одном оссуарии – должен был гарантировать не просто целостность, единство рода, но и его жизненную силу, рост, цветение, развитие.

Имущество рода, по существу, оставалось общим до 19 века. Бай – это человек, несущий ответственность за материальное благополучие всех сородичей. Баев называли иногда «құт» − «плодородие, благополучие, богатство, счастье, удача». Если кто-то от нищеты стал жатаком (оседлым земледельцем) или нанялся в работники, если девушка не может выйти замуж из-за отсутствия приданого  или мужчина – из-за отсутствия калыма – это унижение для бая и всего рода. Это унижение существует не только виртуально, вполне возможно, что на следующем межродовом айтысе акынов это унижение будет озвучено публично.

Во всех тяжбах, связанных с уголовными, имущественными, гражданскими и т.д. делами, бий рода защищает общие интересы рода. Род в целом рассматривается как истец или ответчик. За убийство или другое преступление расплачивается не преступник или его семья, а род в целом.

Во время различных ритуалов и торжеств – локального характера, например, свадьба, или национального, например, принятие в гостях хана – род выступал как единое лицо. Его триумф, торжество или ошибка, унижение имели отношение ко всем членам рода. Например, свадьба – это не просто заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, союза вступающих в отношение свойства родов («құдалық мыңжылдық» – «союз сватов на тысячу лет»). Свадьба – это древний ритуал состязания заключающих союз родов. Состязания в силе, щедрости, ремесленном искусстве, остроумии, искусстве музыкантов, поэтов, борцов, конников, лучников и т.д. Весь род вовлечен в это соревнование, весь род побеждает или терпит поражение.

Следует правильно понять. Род был основой жизнедеятельности, но у казахов были разработаны эффективные механизмы, сдерживающие родовой эгоцентризм, объединяющие казахские рода для достижения национальных целей. Как сформулировал недавно кто-то из публицистов: «Казахский народ не делится на роды, а состоит из родов, объединяет их».  О механизмах единения казахов мы расскажем позже.

И еще. Не следует думать, что казахский род был эдаким муравейником, где отдельный человек не имел возможности личностного развития, являлся лишь безликим винтиком в сложном механизме рода. Сила, богатство, процветание и слава рода определялись не только его многочисленностью, но и качеством каждого члена рода. Род и его лидеры были заинтересованы дать возможность развить способности людям искусства и мудрецам, воинам и борцам, мастерам во всех видах ремесел, а также в селекции и выездке лошадей, в подготовке ловчих птиц. От этого, во-первых, зависел напрямую уровень жизни всего рода, во-вторых, положение рода среди других родов.

Но родовая система давно уже не работает. По крайней мере, особой пользы не приносит. То, что имеем мы сейчас,  это трайбализм − искаженный, деформированный рудимент родовых отношений.  И съезды родов, избрания «президентов» родов, общеродовые фонды, проводящие пышные асы по батырам и биям, к сожалению, ничего не меняют. Об этом как-нибудь позже. А пока иллюстрация к тезису.

Недавно была гостьей на свадьбе. Жених средних лет, это его первый брак. И в тостах все обыгрывали этот факт, как могли. И еще гости – элита казахского искусства – восхищалась женихом, его уникальным талантом. И это были вполне заслуженные похвалы.  Потом к микрофону вышли родственники жениха – его троюродные, четвероюродные и пр. братья, поминали общих предков. Все это было трогательно, но потом я задумалась.  Ведь этот талантливейший человек не решался жениться раньше, потому что у него не было жилья, да и особых перспектив не было. И если мы такие приверженцы традиций, то почему его состоятельный и довольно влиятельный род никак не помог ему встать на ноги? И насколько я вижу, чаще всего родовые структуры действительно талантливым и искренним творческим людям не помогают. Как не помогают вдовам и сиротам...

Иллюстрация  из ФБ-блога Нурлана Салтаева

Бейсенбай Кенжебаев
5 октября 2016
Aray RYSBAY
просмотров: 3223
Бейсенбай Кенжебаев всю свою жизнь посвятил изучению истории казахской литературы, его смело можно назвать одним из самых известных литературоведов Казахстана. Главной заслугой Б. Кенжебаева являются труды в области исследования казахской литературы.  Кенжебаев Б. доказал, что устная казахская литература берет свое начало не с произведений Бухар-жырау, а с орхон-енисейских памятников, тем самым ученый отодвинул историю нашей с вами литературы на несколько веков назад.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МНОГОТОМНИКА ТАЛАСБЕКА АСЕМКУЛОВА
21 сентября 2016
Зира Наурзбаева
просмотров: 2928, комментариев: 1
21 СЕНТЯБРЯ 2016 г., 16.00         Астана, Национальная Академическая библиотека 23 сентября 2016 г., 11.00           Алматы, Национальная академия искусств им. Т.Жургенова Таласбек Асемкулов (1955-2014) – традиционный музыкант, исследователь, двухязычный писатель, переводчик, кинодраматург, сценарист фильмов «Биржан сал» (2008), «Кунанбай» (2015).

Комментарии

zhenis_n
18 Нояб 10:01 # ответить
Тема не расскрыта полностью, туйындемесы жок
Зира Наурзбаева
18 Нояб 11:12 # ответить
Жеңіс, бас деп айтылған ғой. Бұл үлкен тақырып
Gulshat Kurbangaliyeva
18 Нояб 12:08 # ответить
Руға бөлінуді білгенмен, оны басқаратын сөзін тыңдатын адамдар жоқ. Құр мақтаныш бізден анауда, мынауда шықты деп. Мамандығы емес, адамшылық қасиеті үлгі болар, айттым бітті дейтін ерде, анада жоқ. Болса тек түбі мен қаны бір атамен бітеді, жеті ата түгіл 2-3 ата аралығында басқаратын ешкімді көрмедім.
Зира Наурзбаева   →  Gulshat Kurbangaliyeva
23 Нояб 11:17 # ответить
Gulshat Kurbangaliyeva, дұрыс айтасыз. ол басқа мақаламның тақырыбы
Assylkhan Bikenov
22 Нояб 12:07 # ответить
Қанша біз ру - ол әлеуметтік немесе әкімшлік жүйе болды деп сипаттағанымызбен әлемдік деңгейде қалыптасқан түсінік бойынша (мысалы қазақта жеті атаға дейін қандас-тусықандық қарым-қатынастар арқылы реттелетін қауым) ру қоғамдық даму деңгейінің көрсеткіші сондықтан біз отаршылдық әдіснама енгізген бұл терминен ертерек бас тартқанымыз өзіміз үшін өте қажет.
Зира Наурзбаева   →  Assylkhan Bikenov
23 Нояб 11:18 # ответить
Assylkhan Bikenov, әптен мүмкін
Риза Дюсембиева
23 Нояб 13:45 # ответить
Зира спасибо за статью. Наконец-то кто-то подтвердил мои аргументы относительно родовой чести. Отличный материал. А вы не повторите эту статью на казахском языке? Просто хотела отдать молодому казахскому поколению, чтобы они тоже наконец поняли о сути родовой династии и чести, и "пробудились" наконец...
Халмурат Емельбаев
23 Нояб 19:04 # ответить
Спасибо Зира! "У рода одно имя, один предок, один боевой клич, одна честь. Унижение одного человека – унижение для всего рода. Весь род отвечает за унижение или проступок сородича. Мужчина рождается и умирает как член своего рода. Для него нет наказания хуже, чем изгнание из рода." Как высоко нравственно стояли наши предки и насколько мы ниже их духовно.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3360 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3360', { type: 'blog', node_id: '3360', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });