misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 198 гостей
Культура
10898 8
с нами с 18 сентября 2014

Род, родовая честь и трайбализм

В фольклоре прочитывается восприятие рода как единого существа, организма, отдельный человек – часть этого организма. У рода одно имя, один предок, один боевой клич, одна честь. Унижение одного человека – унижение для всего рода. Весь род  отвечает за унижение или проступок сородича. Мужчина рождается и умирает как член своего рода. Для него нет наказания хуже, чем изгнание из рода.

На войну воины одного рода выступают отдельным отрядом под своим знаменем, возглавляемые батыром рода. В бой они идут, произнося родовой ұран – имя прославленного предка-батыра, призывая на помощь его дух. (Если речь идет о войне общенациональной, то воины наряду с родовыми кличами получают право произносить общеказахский ұран «Алаш»).

И если воин пал в далеком походе, то сородичи старались обязательно, даже за несколько тысяч километров привезти его тело (его кости), похоронить  останки в родовом некрополе. До 20 века у казахов сохранялись оссуарии-сағанатам – особые мазары, в которых собирались кости членов рода. Тюрки – скотоводы и охотники – считали, что кость – это суть, эссенция, в которой сосредоточена жизненная сила человека и рода, родового коллектива вообще. У сибирских тюрков до сих пор род (казахское «ру») называется «сеок» – «кость» (сравните казахское слово «сүйек»). У казахов считалось, что человек от отца наследует «кость» – основу жизни, а от матери – «кровь», т.е. творческие способности. Обычай «сүйек қосу» –  «собирание костей» в одном оссуарии – должен был гарантировать не просто целостность, единство рода, но и его жизненную силу, рост, цветение, развитие.

Имущество рода, по существу, оставалось общим до 19 века. Бай – это человек, несущий ответственность за материальное благополучие всех сородичей. Баев называли иногда «құт» − «плодородие, благополучие, богатство, счастье, удача». Если кто-то от нищеты стал жатаком (оседлым земледельцем) или нанялся в работники, если девушка не может выйти замуж из-за отсутствия приданого  или мужчина – из-за отсутствия калыма – это унижение для бая и всего рода. Это унижение существует не только виртуально, вполне возможно, что на следующем межродовом айтысе акынов это унижение будет озвучено публично.

Во всех тяжбах, связанных с уголовными, имущественными, гражданскими и т.д. делами, бий рода защищает общие интересы рода. Род в целом рассматривается как истец или ответчик. За убийство или другое преступление расплачивается не преступник или его семья, а род в целом.

Во время различных ритуалов и торжеств – локального характера, например, свадьба, или национального, например, принятие в гостях хана – род выступал как единое лицо. Его триумф, торжество или ошибка, унижение имели отношение ко всем членам рода. Например, свадьба – это не просто заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, союза вступающих в отношение свойства родов («құдалық мыңжылдық» – «союз сватов на тысячу лет»). Свадьба – это древний ритуал состязания заключающих союз родов. Состязания в силе, щедрости, ремесленном искусстве, остроумии, искусстве музыкантов, поэтов, борцов, конников, лучников и т.д. Весь род вовлечен в это соревнование, весь род побеждает или терпит поражение.

Следует правильно понять. Род был основой жизнедеятельности, но у казахов были разработаны эффективные механизмы, сдерживающие родовой эгоцентризм, объединяющие казахские рода для достижения национальных целей. Как сформулировал недавно кто-то из публицистов: «Казахский народ не делится на роды, а состоит из родов, объединяет их».  О механизмах единения казахов мы расскажем позже.

И еще. Не следует думать, что казахский род был эдаким муравейником, где отдельный человек не имел возможности личностного развития, являлся лишь безликим винтиком в сложном механизме рода. Сила, богатство, процветание и слава рода определялись не только его многочисленностью, но и качеством каждого члена рода. Род и его лидеры были заинтересованы дать возможность развить способности людям искусства и мудрецам, воинам и борцам, мастерам во всех видах ремесел, а также в селекции и выездке лошадей, в подготовке ловчих птиц. От этого, во-первых, зависел напрямую уровень жизни всего рода, во-вторых, положение рода среди других родов.

Но родовая система давно уже не работает. По крайней мере, особой пользы не приносит. То, что имеем мы сейчас,  это трайбализм − искаженный, деформированный рудимент родовых отношений.  И съезды родов, избрания «президентов» родов, общеродовые фонды, проводящие пышные асы по батырам и биям, к сожалению, ничего не меняют. Об этом как-нибудь позже. А пока иллюстрация к тезису.

Недавно была гостьей на свадьбе. Жених средних лет, это его первый брак. И в тостах все обыгрывали этот факт, как могли. И еще гости – элита казахского искусства – восхищалась женихом, его уникальным талантом. И это были вполне заслуженные похвалы.  Потом к микрофону вышли родственники жениха – его троюродные, четвероюродные и пр. братья, поминали общих предков. Все это было трогательно, но потом я задумалась.  Ведь этот талантливейший человек не решался жениться раньше, потому что у него не было жилья, да и особых перспектив не было. И если мы такие приверженцы традиций, то почему его состоятельный и довольно влиятельный род никак не помог ему встать на ноги? И насколько я вижу, чаще всего родовые структуры действительно талантливым и искренним творческим людям не помогают. Как не помогают вдовам и сиротам...

Иллюстрация  из ФБ-блога Нурлана Салтаева

Бейсенбай Кенжебаев
5 октября 2016
Aray RYSBAY
просмотров: 7277
Бейсенбай Кенжебаев всю свою жизнь посвятил изучению истории казахской литературы, его смело можно назвать одним из самых известных литературоведов Казахстана. Главной заслугой Б. Кенжебаева являются труды в области исследования казахской литературы.  Кенжебаев Б. доказал, что устная казахская литература берет свое начало не с произведений Бухар-жырау, а с орхон-енисейских памятников, тем самым ученый отодвинул историю нашей с вами литературы на несколько веков назад.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МНОГОТОМНИКА ТАЛАСБЕКА АСЕМКУЛОВА
21 сентября 2016
Зира Наурзбаева
просмотров: 4326, комментариев: 1
21 СЕНТЯБРЯ 2016 г., 16.00         Астана, Национальная Академическая библиотека 23 сентября 2016 г., 11.00           Алматы, Национальная академия искусств им. Т.Жургенова Таласбек Асемкулов (1955-2014) – традиционный музыкант, исследователь, двухязычный писатель, переводчик, кинодраматург, сценарист фильмов «Биржан сал» (2008), «Кунанбай» (2015).